Текущее время: 28 мар 2024, 19:31

Часовой пояс: UTC + 3 часа




 Страница 1 из 2 [ Сообщений: 58 ]  На страницу 1, 2  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: История создания и причины закрытия проекта РН Н-1
СообщениеДобавлено: 02 ноя 2014, 14:00 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 07 фев 2009, 18:14
Сообщений: 7228
Кого интересует журнал Двигатель 2014 год и назад ...
Статья по истории проекта Н-1
Могу ПДФ-ки выкладывать из статей которые скачал кому надо если сами не скачаете .
В сети журналы выложены.



_________________
Беда России не в дураках и дорогах, а в дураках, указывающих дорогу!
Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: История создания и причины закрытия проекта РН Н-1
СообщениеДобавлено: 21 фев 2019, 21:20 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 11 апр 2018, 09:46
Сообщений: 1040
Сегодня - ровно 50 лет,со дня первого старта Н-1 (21.02.1969). Ракета в 2700 тонн стартовой массы достигла высоты 12 км.



_________________
На небе Бог,на Земле Россия.
Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: История создания и причины закрытия проекта РН Н-1
СообщениеДобавлено: 12 ноя 2019, 12:53 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 07 фев 2009, 18:14
Сообщений: 7228
Интересно из истории создания.....

http://engine.aviaport.ru/issues/index.html

Проблематичное начало и драматический конец разработки ракеты-носителя Н1
Вячеслав Фёдорович Рахманин,
главный специалист ОАО "НПО Энергомаш имени академика В.П. Глушко"
Начало в № 6-- 2011, 1-6 -- 2012, 1-6—2013, 1-4--2014



_________________
Беда России не в дураках и дорогах, а в дураках, указывающих дорогу!
Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: История создания и причины закрытия проекта РН Н-1
СообщениеДобавлено: 13 ноя 2019, 14:13 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 31 май 2011, 13:08
Сообщений: 9291
Откуда: из дремучего леса
Сборник тезисов академических чтений по космонавтики за 2018 год.
Спойлер: Показать
ИСТОРИЯ СОВЕТСКОГО ПРОЕКТА ЭКСПЕДИЦИИ НА МАРС

В.Е.Бугров BugrovV@yandex.ru

Заслуженный ветеран РКК «Энергия»

Марсианский проект С.П. Королёва, разработанный в соответствии с Постановлениями Правительства 1959 и 1960 годов, летом 1962 года был представлен межведомственной экспертной комиссии под председательством Президента АН СССР М.В. Келдыша, в составе эскизного проекта ракеты Н1 и предложений по ее использованию.

Комиссия одобрила основополагающую концепцию экспедиции: старт Тяжёлого межпланетного корабля ТМК с ОИСЗ к Марсу на ЖРД, переход на ОИСМ за счёт аэродинамического торможения в его атмосфере, обеспечение жизнедеятельности экипажа в полёте с помощью замкнутого биолого-технического комплекса ЗБТК, а также предложения о первоочередной разработке ТМК, как основного элемента экспедиции, для его наземной и лётной отработки. В докладе приводятся документальные подтверждения принятой концепции: черновики основных проектных документов и материалы 1963 года из архива ОКБ-1.

Заключение комиссии, подтверждённое Постановлением 24 сентября 1962 года, стало юридическим основанием для изготовления и испытаний ракеты Н1 и Тяжёлого межпланетного корабля в ИМБП. К 1974 году ТМК прошёл шестилетнюю отработку в ИМБП, ракета Н1 прошла лётные испытания и была подготовлена для доставки на Луну беспилотного лунного корабля – прототипа марсианского. Однако, по инициативе группы «соратников» Королёва вся материальная часть и документация по межпланетной программе была варварски уничтожена.

Пятнадцатилетний труд огромной кооперации, созданной Королёвым для реализации самого грандиозного космического проекта ХХ века, усилиями «соратников» вычеркнут из истории отечественной космонавтики и заменён двумя мифами. Автор первого мифа о «лунной гонке» утверждает, что Королёв в начале 60-х годов игнорировал два Постановления Правительства (1959 и 1960 гг.), поручивших ему разработку межпланетной программы, самовольно погнался за американцами на Луну и проиграл «лунную гонку». Автор второго мифа – «электрореактивного», утверждает, что проект Королёва экспедиции на Марс – «обыкновенная ложь», что Королёв к экспедиции никакого отношения не имеет, а первый советский проект экспедиции на Марс – «МЭК-1960» с использованием электрореактивных двигателей был разработан в 1960 году автором и «многими другими».

ПРОЕКТ МАРСИАНСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ КАК ВАРИАНТ ПОЛЕЗНОЙ НАГРУЗКИ РАКЕТЫ Н-1

Л.П. Вершинина vega100@mail.ru

23 июня 1960 г. было принято постановление ЦК КПСС и СМ СССР № 715-296 «О создании мощных ракет-носителей, спутников, космических кораблей и освоении космического пространства в 1960 – 1967 годах», которое предусматривало комплекс мер по созданию ракеты Н-1. В документе указывалась единственная цель намечавшихся проектно-конструкторской проработки и необходимого объёма
исследований – создание «новой комплексной ракетной системы со стартовым весом ракеты-носителя порядка 1000 – 2000 тонн, обеспечивающей вывод на орбиту вокруг Земли тяжёлого межпланетного корабля весом до 60-80 тонн». Предложения по полезной нагрузке Н-1 должно было сформулировать Министерство обороны, тем не менее, в ОКБ-1 также шла проработка этих вопросов. В 1962 г. на базе этой ракеты С.П. Королёв предлагал обширную перспективную тематику исследований космоса вплоть до полётов автоматических аппаратов к Нептуну. Однако, с учётом объективных трудностей создания новой сверхтяжёлой ракеты-носителя, а также принципиальной позиции Министерства обороны, не видевшего военного применения Н-1, степень разработки каждого из предлагавшихся направлений исследований была разной. В частности, в 1963 г. разработку проекта пилотируемой экспедиции на Марс С.П. Королёв предложил ограничить стадией эскизного проектирования.

В конце 1960-х гг. к теме марсианской экспедиции вернулся В.П. Мишин. Прежде всего, это было связано с высадкой американцев на Луну, что потребовало поиска таких задач в космосе, которые гарантированно обеспечили бы приоритет СССР. Работы велись до смещения с должности В.П. Мишина, а затем снова были прекращены.

Третий виток интереса к марсианской пилотируемой экспедиции начался в середине 1980-х гг. В это время обсуждалось предложение по организации международной пилотируемой экспедиции на Марс и создания обитаемой базы на Луне. Однако, в это время страна уже не могла позволить себе заниматься перспективными и дорогостоящими программами исследования дальнего космоса.

В докладе освещается ряд архивных документов, посвящённых разным этапам работ по проектам пилотируемой марсианской экспедиции.

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТНЫХ ПРОРАБОТОК МАРСИАНСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ ПОД РУКОВОДСТВОМ С.П. КОРОЛЁВА

А.А. Гафаров kerc@elnet.msk.ru

ГНЦ ФГУП «Центр Келдыша»

После знакомства с работами К.Э. Циолковского пилотируемые полёты в космос стали главной целью для С.П. Королёва. Первой попыткой в этом направлении стала разработка ещё в ГИРД планера с ракетным двигателем – ракетоплана РП-1 совместно с Ф.А. Цандером, главным девизом которого был «Вперёд, на Марс!» В 1940 г. первые полёты совершил созданный в РНИИ ракетоплан РП-318-1 конструкции С.П. Королёва с ЖРД конструкции Л.С. Душкина. Это был первый в нашей стране полёт человека на летательном аппарате с ракетным двигателем и фактически первый шаг на пути человека в космос.

В послевоенный период под руководством С.П. Королёва была создана ракета, которая обеспечила выход в космическое пространство. Вслед за первым спутником в космос уходят первые автоматические межпланетные аппараты к Луне, Венере, Марсу. И С.П. Королёв вновь возвращается к идее межпланетного полёта человека – пилотируемой экспедиции на Марс. Как главный конструктор, он организовал проектные проработки марсианской экспедиции с учётом всех возможных вариантов её двигательного обеспечения. В этой связи наряду с уже хорошо отработанными к тому времени ЖРД он включил в перечень для проработки ядерные ракетные двигатели, работы по которым в тот период активно развивались. Большое внимание С.П. Королёв уделил и получившим к тому времени обоснование электроракетным двигателям с потенциально высокими
энергетическими характеристиками. Единственным источником электроэнергии для таких ЭРД могли быть только ядерные энергоустановки. Так определился перечень рассматриваемых при С.П. Королёве типов двигательных установок для марсианской экспедиции.

Как следует из опубликованных на сайте РКК «Энергия» материалов доклада, обсуждённого на Учёном Совете ОКБ-1 22 апреля 1963 года, «Предложения о разработке космических объектов на базе носителя Н-1», вариант ЭДК с ЖРД по возможным весам космических объектов при исследовании Марса уступает в несколько раз по сравнению с ЭДК на основе АДУ, который в свою очередь уступает ЭДК с ЭРДУ на основе ЯЭУ (стр. 27, Таблица №2). В этой связи по указанию С.П. Королёва в комплексе, руководимом М.В. Мельниковым, были развёрнуты работы по созданию ЯЭРДУ.

Как следует из «Докладной записки об использовании носителя Н-1 (11А52) и создании на его основе первоочередных космических объектов», направленной С.П. Королёвым в различные инстанции в июле 1963 г., он предлагает работы по экспедиционному комплексу для высадки людей с оборудованием на поверхность Марса с возвращением на Землю ограничить эскизным проектом со сроком выполнения в 1966-1967 гг. Из этого документа следует, что при С.П. Королёве не было даже эскизного проекта марсианской экспедиции и все проведённые в этом направлении работы представляли собой лишь предварительные проектные проработки.

ЯДЕРНЫЕ ЭЛЕКТРОРАКЕТНЫЕ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ В ПРОЕКТАХ ПИЛОТИРУЕМЫХ ПОЛЕТОВ К МАРСУ

В.В. Синявский Viktor.Sinyavsky@rsce.ru

ПАО «Ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени С.П. Королева»

Проектные работы по осуществлению полета человека к планете Марс, имеющую из всех планет Солнечной системы наиболее близкие к земным природные условия, начались в РКК «Энергия» (тогда ОКБ-1) практически с самого зарождения пилотируемой космонавтики [1]. Для обеспечения полета рассматривалось три класса двигателей: жидкостные ракетные (ЖРД), ядерные ракетные (ЯРД), электроракетные (ЭРД) двигатели. Сравнительный анализ использования этих двигателей показал, что использование ЭРД позволяет сократить начальную массу МЭК, собираемой на орбите Земли, примерно в три раза относительно использования ЖРД (примерно с 1700 до 500 т).

Поэтому в 1958 г. после успешного полета первого искусственного спутника Земли по указанию С.П. Королева проектные отделы ОКБ-1 приступили к исследованиям с целью использования ЭРД, питаемых от ЯЭУ, для межпланетных сообщений.

С.П. Королев, не только мечтавший о межпланетных пилотируемых полетах, но и понимающий необходимость для их осуществления создания новых технологий и новой техники, неоднократно подчеркивал, что для полета на Марс нужны новые двигатели на основе атомной энергии. Поэтому в 1960 г. он создал специальный тематический комплекс «Высокотемпературная энергетика и электроракетные двигатели» в составе проектно-конструкторского, материаловедческого и испытательного отделов общей численностью до 450 человек, руководителем которого назначил своего соратника М.В. Мельникова. Для создания экспериментально-испытательной базы для отработки модулей термоэмиссионной ЯЭУ была отдана так называемая третья территория, для отработки ЭРД был достроен испытательный комплекс на четвертой территории, для испытаний термоэмиссионных сборок был модернизирован исследовательский реактор ВВР-К с организацией ячейки с быстрым спектром нейтронов, в ФЭИ был создан полномасштабный нейтронно-физический макет термоэмиссионного реактора. В результате был создан большой научно-технический задел по ЯЭУ субмегаваттной и мегаваттной мощности и ЭРД типа МПД мощностью 500 кВт и ДАС мощностью до 50 кВт [2].

В 60-е годы в рамках эскизных проектов сверхтяжелых ракет-носителей (РН) Н1 и Н1М [1] были разработаны проекты ядерной ЭРДУ (ЯЭРДУ) мегаваттной мощности на основе термоэмиссионной ЯЭУ для энергодвигательного блока (ЭДБ) марсианского экспедиционного комплекса (МЭК) электрической мощностью от 2 200 кВт до 15 МВт (в виде трех блоков по 5 МВт) [3]. В качестве двигателей ЭРДУ рассматривался магнитоплазмодинамический (МПД) двигатель электрической мощностью 500 кВт с рабочим телом – литий, который был создан и прошел ресурсные испытания [4].

В докладе также представлены сведения о разработке в РКК «Энергия» проектов экспедиции на Марс в период с 1969 г. и по настоящее время.

1. Королев С.П. Энциклопедия жизни и творчества. // Изд. РКК «Энергия». 2014. 704с.
2. Синявский В.В. Научно-технический задел по ядерному электроракетному межорбитальному буксиру «Геркулес» // Космическая техника и технологии. 2013. № 3. С.25-45.
3. Горшков Л.А., Синявский В.В., Стойко С.Ф. Межпланетные проекты С.П.Королева и их развитие в РКК «Энергия» // В кн.: История развития отечественной пилотируемой космонавтики. - М: ООО «Издательский дом «Столичная энциклопедия», 2015. С.253-273.
4. Агеев В.П., Островский В.Г. Магнитоплазмодинамический двигатель большой мощности непрерывного действия на литии // Известия РАН. Энергетика. 2007. № 3. С. 82–95.

Н1 начали делать для Марса, но Кеннеди, имея на руках двигатель для атакующей баллистической ядерной ракеты заявил, что они летят на Луну. И наши партийные боссы тоже так захотели. Взбаламутили воду. Пока туда сюда дёргались в итоге не получили ничего. А в 80-ые посмотрели, что уже поздно повторять чей-то успех и вообще отбой дали.

А атомщики тем временем трудились, трудились, на подводные лодки и получили какой-то результат.



_________________
Данко разорвал руками себе грудь и вырвал из неё сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало ярче солнца, и люди, очарованные, снова пошли за ним. (C) кавалер ордена Ленина Максим Горький, "Старуха Изергиль" - 1894 г.
Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: История создания и причины закрытия проекта РН Н-1
СообщениеДобавлено: 13 ноя 2019, 14:23 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 27 авг 2009, 10:54
Сообщений: 11518
Откуда: такие только берутся
Тогда и лысого сюда:

phpBB [video]

https://www.youtube.com/watch?v=6xYQzkq2Uqs
phpBB [video]

https://www.youtube.com/watch?v=rV1WGxinNRQ



_________________
Полезные ссылки на форуме:
F.A.Q. про Т-50, даты, планы и т.п.
Интервью Чепкина про двигатель 5-го поколения
"Сатурн" выходит из-за туч — про 117, 11С и т.д.
Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: История создания и причины закрытия проекта РН Н-1
СообщениеДобавлено: 13 ноя 2019, 14:41 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 31 май 2011, 13:08
Сообщений: 9291
Откуда: из дремучего леса

Вся книга с рисунками, фотографиями по проекту здесь.



_________________
Данко разорвал руками себе грудь и вырвал из неё сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало ярче солнца, и люди, очарованные, снова пошли за ним. (C) кавалер ордена Ленина Максим Горький, "Старуха Изергиль" - 1894 г.
Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: История создания и причины закрытия проекта РН Н-1
СообщениеДобавлено: 13 ноя 2019, 14:55 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 31 май 2011, 13:08
Сообщений: 9291
Откуда: из дремучего леса



_________________
Данко разорвал руками себе грудь и вырвал из неё сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало ярче солнца, и люди, очарованные, снова пошли за ним. (C) кавалер ордена Ленина Максим Горький, "Старуха Изергиль" - 1894 г.
Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: История создания и причины закрытия проекта РН Н-1
СообщениеДобавлено: 13 ноя 2019, 16:15 

Зарегистрирован: 15 май 2019, 18:59
Сообщений: 318
Проект родился потому что у Королева была МЕЧТА , а закрыли потому что умер Королев , а личности такого масштаба на замену не нашлось и наверно уже не найдется , у нонешних одна мечта как распилить бюджет и что бы за это ничего не было .


Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: История создания и причины закрытия проекта РН Н-1
СообщениеДобавлено: 13 ноя 2019, 17:12 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 07 фев 2009, 18:14
Сообщений: 7228
SuperZveruga писал(а):
Н1 начали делать для Марса

Непонятно почему такую схему применили а не с несущими баками???
И в принципе Глушко двигатели отказался делать на керосине--кислороде,стоял за НМДГ-4 окись азота А если авария на старте....
Потом все равно вбухали кучу денег и родили "Энергию"....



_________________
Беда России не в дураках и дорогах, а в дураках, указывающих дорогу!
Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: История создания и причины закрытия проекта РН Н-1
СообщениеДобавлено: 13 ноя 2019, 18:27 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 02 окт 2013, 09:07
Сообщений: 8709
гело писал(а):
Непонятно почему такую схему применили а не с несущими баками???

а так легче получалось.


Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: История создания и причины закрытия проекта РН Н-1
СообщениеДобавлено: 13 ноя 2019, 22:45 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 07 фев 2009, 18:14
Сообщений: 7228
Leonar писал(а):
а так легче получалось.

Хотелось бы об этом почитать.Я не встречал.Наоборот ругали.
Надо поискать весовую раскладку.



_________________
Беда России не в дураках и дорогах, а в дураках, указывающих дорогу!
Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: История создания и причины закрытия проекта РН Н-1
СообщениеДобавлено: 14 ноя 2019, 08:09 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 май 2009, 20:51
Сообщений: 4193
Технологически легче - в смысле проще. Не в смысле веса. ;)
Не могло отечественное производство тогда гарантировать создание несущих баков нужного размера.


Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: История создания и причины закрытия проекта РН Н-1
СообщениеДобавлено: 14 ноя 2019, 10:00 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 07 фев 2009, 18:14
Сообщений: 7228
prototype писал(а):
Технологически легче - в смысле проще

--Да тоже вопрос?Варить сферу из лепестков или цилиндр....
Я вот не разу не встречал рассуждений о выборе компоновки.



_________________
Беда России не в дураках и дорогах, а в дураках, указывающих дорогу!
Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: История создания и причины закрытия проекта РН Н-1
СообщениеДобавлено: 14 ноя 2019, 14:59 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 май 2009, 20:51
Сообщений: 4193
Вопрос в обеспечении нужной прочности. Сфера равномернее распределяет давление по поверхности, у любого цилиндра - максимальное давление на торцах цилиндров.
Хинт - даже у больших ЖД цистерн торцы делают полусферическими по той же причине. Во избежание... ;)


Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: История создания и причины закрытия проекта РН Н-1
СообщениеДобавлено: 14 ноя 2019, 16:00 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 02 окт 2013, 09:07
Сообщений: 8709
prototype писал(а):
Технологически легче - в смысле проще. Не в смысле веса

Не, и в смысле веса тоже.
Имею ввиду из-за используемых технологий и используемых материалов такая схема выходила легче.
гело писал(а):
рассуждений о выборе компоновки.

Вроде Дмитрий Воронцов на Буране. ру статейку писал когда-то. Записки инженера вроде.


Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: История создания и причины закрытия проекта РН Н-1
СообщениеДобавлено: 14 ноя 2019, 18:18 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 07 фев 2009, 18:14
Сообщений: 7228
Leonar писал(а):
Вроде Дмитрий Воронцов на Буране. ру статейку писал когда-то. Записки инженера вроде.

--спасибо Нашел.Почитаю.



_________________
Беда России не в дураках и дорогах, а в дураках, указывающих дорогу!
Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: История создания и причины закрытия проекта РН Н-1
СообщениеДобавлено: 17 ноя 2019, 05:53 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 07 фев 2009, 18:14
Сообщений: 7228
Забыл совсем про книгу.
Изображение



_________________
Беда России не в дураках и дорогах, а в дураках, указывающих дорогу!
Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: История создания и причины закрытия проекта РН Н-1
СообщениеДобавлено: 19 ноя 2019, 18:46 

Зарегистрирован: 07 дек 2008, 21:32
Сообщений: 271
гело писал(а):
Leonar писал(а):
а так легче получалось.

Хотелось бы об этом почитать.Я не встречал.Наоборот ругали.
Надо поискать весовую раскладку.


В докладе Королёва на экспертной комиссии при защите ЭП Н-1 в июле 1962 года достаточно подробно описано обоснование выбора компоновочной схемы.
Что касается несущей схемы с моноблочными баками, то при наличии единственного свариваемого сплава АМг-6, при заданном диаметре около 17 м (определяемом количеством ЖРД на 1-й ступени), она не давала выигрыша в массе.


Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: История создания и причины закрытия проекта РН Н-1
СообщениеДобавлено: 19 ноя 2019, 18:49 

Зарегистрирован: 07 дек 2008, 21:32
Сообщений: 271
SuperZveruga писал(а):
Н1 начали делать для Марса, но Кеннеди, имея на руках двигатель для атакующей баллистической ядерной ракеты заявил, что они летят на Луну. И наши партийные боссы тоже так захотели. Взбаламутили воду. Пока туда сюда дёргались в итоге не получили ничего. А в 80-ые посмотрели, что уже поздно повторять чей-то успех и вообще отбой дали.

А атомщики тем временем трудились, трудились, на подводные лодки и получили какой-то результат.


Н-1 делали как многоцелевую ракету для решения разнообразных задач, как научных, так и, в первую очередь, оборонных. включая "чисто баллистические". Марсианский проект никогда не был единственным, ни тем более, главным для Н-1. Просто ТМК был единственной гражданской нагрузкой Н-1 вплоть до 1963 года, когда СП признал приоритетной задачу высадки на Луну.


Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: История создания и причины закрытия проекта РН Н-1
СообщениеДобавлено: 19 ноя 2019, 18:53 

Зарегистрирован: 07 дек 2008, 21:32
Сообщений: 271
Eldarado писал(а):
Тогда и лысого сюда:

phpBB [video]

https://www.youtube.com/watch?v=6xYQzkq2Uqs
phpBB [video]

https://www.youtube.com/watch?v=rV1WGxinNRQ


Много косяков у Конаныхина.


Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: История создания и причины закрытия проекта РН Н-1
СообщениеДобавлено: 23 ноя 2019, 19:21 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 07 ноя 2008, 20:09
Сообщений: 8608
Откуда: Челябинск
Н-1 - в первую очередь носитель ЯБЧ 150 мегатонн.

phpBB [video]

https://www.youtube.com/watch?v=-aBppfFr4CY


Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: История создания и причины закрытия проекта РН Н-1
СообщениеДобавлено: 26 ноя 2019, 16:13 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 31 май 2011, 13:08
Сообщений: 9291
Откуда: из дремучего леса
Есть один момент в речи Конаныхина. Он говорит, что когда военные сделали запрос к ракетчикам, то Королёв предложил им Н-1. Как можно предложить то чего нет хотя-бы в предварительных расчётах и как это несуществующее могло соревноваться с остальными ракетчиками? Следует предположить, что Н-1 в виде эскиза существовала ещё до запроса военных.

Академики говорят, что Королёв просчитывал её для полёта на Марс.



_________________
Данко разорвал руками себе грудь и вырвал из неё сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало ярче солнца, и люди, очарованные, снова пошли за ним. (C) кавалер ордена Ленина Максим Горький, "Старуха Изергиль" - 1894 г.
Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: История создания и причины закрытия проекта РН Н-1
СообщениеДобавлено: 26 ноя 2019, 16:34 

Зарегистрирован: 23 фев 2011, 12:18
Сообщений: 6196
SuperZveruga писал(а):
Следует предположить, что Н-1 в виде эскиза существовала ещё до запроса военных.

Точно это следует предположить? :D


Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: История создания и причины закрытия проекта РН Н-1
СообщениеДобавлено: 26 ноя 2019, 19:25 

Зарегистрирован: 07 дек 2008, 21:32
Сообщений: 271
Работы на тем, что принято называть Н-1 начались не ранее 1958 года и не позднее второй половины 1959 года. В Томе 1 по истории РКК Энергия однозначно указаны работы, результаты которых легли в основу проработок Н-1. Это эскизный проект по трём ракетам, использующим ЯРД на верхних ступенях. ЭП (утверждён СП в декабре 1959 г.) разработан в соответствии с ПСМ и ЦК КПСС от 30 июня 1958 г. №711-339. В результате выполненных работ был сделан, кроме прочего, вывод о целесообразности и возможности создания тяжёлого носителя только на ЖРД.
В свою очередь, работам по ракетам с ЯРД предшествовали исследования по тяжёлым ракетам, которые велись в ОКБ-1 с 1956 г. Они, вероятно, послужили основой для подготовки ПСМ и ЦК КПСС от 30 июня 1958 г.

Таким образом, первые намётки Н-1 могли появиться в ходе эскизного проектирования ракет с ЯРД в течение 1958-1959 г. С высокой долей вероятности можно утверждать, что предварительный облик Н-1 и её параметры были сформированы до конца 1959 г. Почему? Потому что 03.01.1960 г. Хрущёв собрал всех Главных по РКТ и устроил им выволочку за надвигающееся отставание от США. Уже 03.03.1960 СП подготовил проект ПСМ и ЦК КПСС (которое позднее превратилось в ПСМ и ЦК КПСС от 23.06.1960 г.). Поскольку такие постановления готовились только по проработкам, в которых была уверенность, можно полагать, что Н-1 реально появилась в 1959 г. В проекте было много всякого интересного, что в окончательную редакцию не вошло. В частности:

ПРОЕКТ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ЦК КПСС
И СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР
ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ ОСВОЕНИЮ
КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА
[1960 г.]


В целях обеспечения ведущей роли Советского Союза при дальнейшем освоении космического пространства и резкого качественного повышения уровня этих исследований считать необходимым создание в ближайшие годы нового комплекса технических средств, использующих новейшие идеи и последние достижения науки в отечественном ракетостроении и смежных областях.

Это позволит советским исследователям достигнуть Луны и ближайших планет Солнечной системы (Марса и Венеры), обеспечит возможность производства непосредственных наблюдений и возврата на Землю. Тем самым должно быть положено начало практическому разрешению проблемы о свободном передвижении человека в межпланетном пространстве.

Неисчислимые материальные и электрические ресурсы, имеющиеся в космическом пространстве и на соседних планетах, станут доступными для их использования Советским Союзом.

По-новому могут решаться в этом случае и многие военные задачи и вопросы, что повысит обороноспособность СССР.

Наряду с этим окажется возможным достаточно широкое осуществление целого ряда практических задач по использованию на земном шаре мощных ракет в мирных целях, что значительно продвинет развитие мировой науки и культуры (организация всеобщей ретрансляции радио- и телевизионных передач, метеорологических наблюдений и прогнозирования, решение ряда навигационных задач, проведение систематических астрономических и географических наблюдений).

Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР постановляют:

Принять предложения Устинова, Руднева, Славского, Калмыкова, Дементьева, Бутомы, Малиновского, Хруничева, Рябикова, Новикова, Неделина, Несмеянова, Келдыша, главных конструкторов Королева, Глушко, Бармина, Рязанского, Пилюгина, В. Кузнецова, Н. Кузнецова, Люльки, Богомолова:

1. О значительном расширении фронта работ по ракетной технике и в смежных областях с целью создания в ближайшие 3-5 лет для космических исследований:

новой комплексной системы со стартовым весом ракеты-носителя порядка 1000-2000 т, обеспечивающей вывод на орбиту вокруг Земли (первая космическая скорость около 8 км/с) тяжелого межпланетного корабля весом 60-80 т;

мощных ЖРД с высокими характеристиками, в том числе ЯРД, двигателей на жидком водороде, двигателей малой тяги, жидкостных, ионных, плазменных с мощными энергетическими установками, двигателей для корректировки и торможения при спуске;

высокоточных систем автоматического и радиотехнического управления полетом, коррекции в полете, систем телеизмерений, командных радиолиний, бортовой и наземной аппаратуры, обеспечивающей необходимую стабильность параметров и надежность действия в течение длительного времени и возможность радиосвязи с межпланетным кораблем на больших расстояниях от Земли;

комплексных наземных средств, обеспечивающих подготовку и запуск тяжелых ракет;

измерительного комплекса для проведения наблюдений за полетом и регистрации наблюдений параметров.

2. Установить, что в целях наибольшего сокращения сроков и в то же время необходимой последовательности экспериментальной отработки работы по созданию тяжелых межпланетных кораблей (объекты "Н") производятся в два этапа.

Первый этап — 1960-1963 гг. — объекты Н-1 разрабатываются с максимальным использованием имеющегося сейчас опыта по созданию и отработке мощных баллистических ракет, ЖРД, систем управления, дальней радиосвязи и телеметрии, стартовых систем, измерительных комплексов и т.д. Объекты Н-1 должны обеспечить вывод на орбиту вокруг Земли аппаратуры весом 40-50 т.

Второй этап — 1964—1965 г. — объекты Н-II разрабатываются с возможностью использования для II и последующих ракетных ступеней ЯРД, двигателей на новых химических компонентах топлив, двигателей малой тяги, новых, улучшенных систем управления полетом и систем управления дальней радиосвязи, телеметрических систем и т.д.

Объекты Н-II должны обеспечивать вывод на орбиту вокруг Земли аппаратуры весом до 60—80 т.

Разработка всех проектов и осуществление объектов Н-1 и Н-II, а также всех остальных систем и объектов должны быть взаимоувязаны таким образом, чтобы обеспечивать наиболее полное использование результатов экспериментальной отработки в полете на первом этапе для объектов второго этапа.

3. В развитие постановления ЦК и Совмина от 10.12.1959 г. "О развитии исследований по освоению космического пространства" определить, что при дальнейшем развитии космических исследований в 1963-1965 гг. основными народнохозяйственными, научными и техническими задачами в этой области являются:

а) создание системы постоянных автоматических ИСЗ (3-6 спутников, находящихся над Землей на высотах порядка 36000 км, с весом полезной нагрузки на каждом спутнике до 2-3 т для осуществления всеобщей ретрансляции радиопередач, телевидения и целей навигации);

б) создание системы постоянных автоматических ИСЗ, расположенных на разных высотах над Землей, для систематического наблюдения за Землей и прилегающими областями космического пространства, в частности метеорологических, геофизических, астрономических явлений и др.;

в) создание обитаемого тяжелого ИСЗ (обитаемой внеземной станции) на высотах 350-400 км, рассчитанного на экипаж в 3-5 чел., с обеспечением необходимых жизненных условий для людей, постоянной связи с Землей, безусловной возможности спуска на Землю, возможности для экипажа станции выполнять систематические научные наблюдения, а также производить работы на станции и на других искусственных спутниках по сборке конструкций, контроль за действием аппаратуры, экспериментальные работы и т.д.

Примечание. Вес полезной нагрузки такой станции и ИСЗ, указанных в п. "б", составит от нескольких тонн до 25-30 т (объекты Н-1) и до 60-70 т (объекты Н-II);

г) создание автоматического искусственного спутника Солнца, движущегося по возможно более близкой к Солнцу орбите, для системы несения службы наблюдения за процессами, происходящими на Солнце, вес полезной нагрузки составит 1-2 т;

д) создание межпланетного корабля с экипажем 2-3 чел. для облета вокруг Луны с возможностью непродолжительного нахождения около Луны, с последующим возвратом на Землю; вес корабля на орбите около Луны и вес при возвращении на Землю составит около 10-12 т, в том числе вес полезной нагрузки до 2-3 т (объект Н-1);

е) создание межпланетного корабля с экипажем 2-3 чел. для полета к Луне и посадки на Луну с последующим стартом с лунной поверхности и возвращением на Землю; вес корабля при подходе к Луне составит около 10-12 т; возврат на Землю при старте с поверхности Луны может быть осуществлен при групповом полете нескольких кораблей к Луне со взаимным обеспечением (объекты Н-II);

ж) создание межпланетного корабля с экипажем 2-3 чел. для полета к Марсу и Венере с облетом этих планет и последующим возвращением на Землю; вероятная длительность такого полета 2-3 года; изучение планет может быть произведено путем наблюдений с борта корабля, а также при помощи автоматических станций, сбрасываемых с борта корабля на поверхность планеты (объекты Н-II);

з) создание тяжелого межпланетного корабля с экипажем 2-3 чел. для полета к Марсу и Венере для высадки на их поверхность; эта задача может быть решена при условии, что будет осуществлен групповой полет 3-4 кораблей одновременно; возврат людей с поверхности планеты осуществляется на один из резервных кораблей с дальнейшим возвращением на Землю (объекты Н-II).

Примечание. Вес кораблей, указанных в пп. "ж" и "з", при подходе к планетам (вторая космическая скорость, равная около 11,2 км/с) составит от 10 до 30 т, в том числе вес полезной нагрузки порядка 3-8 т;

и) переброска крупных боевых грузов при помощи мощных баллистических ракет-носителей практически на любые расстояния на земле (например, боевые головные части весом 100-40 т на дальность соответственно 3000-12000 км);

к) возможность уничтожения с территории СССР ИСЗ, спутника-станции и космических ракет;

л) осуществление фото- и радиоразведки на любом участке территории земного шара, обеспечение прямой военной радиосвязи, решение задач навигации и т.д.


Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: История создания и причины закрытия проекта РН Н-1
СообщениеДобавлено: 27 ноя 2019, 06:28 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 31 май 2011, 13:08
Сообщений: 9291
Откуда: из дремучего леса
Выходит не один Королёв был источником, а коллектив инженеров и учёных. РАН был источником этой идеи.

А почему только пункт "и" выделен? :) Весь остальной текст кричит об исследовании космоса и межпланетных полётах.
Цитата:
Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР постановляют:

Принять предложения Устинова, Руднева, Славского, Калмыкова, Дементьева, Бутомы, Малиновского, Хруничева, Рябикова, Новикова, Неделина, Несмеянова, Келдыша, главных конструкторов Королева, Глушко, Бармина, Рязанского, Пилюгина, В. Кузнецова, Н. Кузнецова, Люльки, Богомолова:

Тут такие фамилии, прям весь научный свет.
Цитата:
1. О значительном расширении фронта работ по ракетной технике и в смежных областях с целью создания в ближайшие 3-5 лет для космических исследований:

новой комплексной системы со стартовым весом ракеты-носителя порядка 1000-2000 т, обеспечивающей вывод на орбиту вокруг Земли (первая космическая скорость около 8 км/с) тяжелого межпланетного корабля весом 60-80 т;

мощных ЖРД с высокими характеристиками, в том числе ЯРД, двигателей на жидком водороде, двигателей малой тяги, жидкостных, ионных, плазменных с мощными энергетическими установками, двигателей для корректировки и торможения при спуске;

высокоточных систем автоматического и радиотехнического управления полетом, коррекции в полете, систем телеизмерений, командных радиолиний, бортовой и наземной аппаратуры, обеспечивающей необходимую стабильность параметров и надежность действия в течение длительного времени и возможность радиосвязи с межпланетным кораблем на больших расстояниях от Земли;

Интерес вызвало другое, программа предполагалась этапной. Н-1 это первый этап. Следующий этап это Н-2 и мы этих проектов не видели. Наверное существуют эскизы? Всем людям было бы интересно посмотреть.



_________________
Данко разорвал руками себе грудь и вырвал из неё сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало ярче солнца, и люди, очарованные, снова пошли за ним. (C) кавалер ордена Ленина Максим Горький, "Старуха Изергиль" - 1894 г.
Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: История создания и причины закрытия проекта РН Н-1
СообщениеДобавлено: 27 ноя 2019, 06:42 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 31 май 2011, 13:08
Сообщений: 9291
Откуда: из дремучего леса
Ещё раз приведу цитату из доклада Бугрова на академических чтениях.
SuperZveruga писал(а):
Однако, по инициативе группы «соратников» Королёва вся материальная часть и документация по межпланетной программе была варварски уничтожена.

Этот тот самый процесс, в результате которого также пытались уничтожить двигатели НК-33. Наверное эти двигатели единственное, что уцелело из всей программы.

Подумать только 15 лет трудов всей промышленности страны. Разработаны материалы, автоматика, энергетика, двигатели и всё под пресс. Зачем???

Конечно не всё потеряно. Выжили космические станции, ИСЗ, холловские и химические двигатели, ядерные реакторы, как часть этого грандиозного проекта.



_________________
Данко разорвал руками себе грудь и вырвал из неё сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало ярче солнца, и люди, очарованные, снова пошли за ним. (C) кавалер ордена Ленина Максим Горький, "Старуха Изергиль" - 1894 г.
Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: История создания и причины закрытия проекта РН Н-1
СообщениеДобавлено: 27 ноя 2019, 08:01 

Зарегистрирован: 26 сен 2010, 16:36
Сообщений: 191
SuperZveruga писал(а):
Ещё раз приведу цитату из доклада Бугрова на академических чтениях.
SuperZveruga писал(а):
Однако, по инициативе группы «соратников» Королёва вся материальная часть и документация по межпланетной программе была варварски уничтожена.

Этот тот самый процесс, в результате которого также пытались уничтожить двигатели НК-33. Наверное эти двигатели единственное, что уцелело из всей программы.

Подумать только 15 лет трудов всей промышленности страны. Разработаны материалы, автоматика, энергетика, двигатели и всё под пресс. Зачем???

Конечно не всё потеряно. Выжили космические станции, ИСЗ, холловские и химические двигатели, ядерные реакторы, как часть этого грандиозного проекта.

А это не происки Глушко? Его отношения с Королёвым общеизвестны....


Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: История создания и причины закрытия проекта РН Н-1
СообщениеДобавлено: 27 ноя 2019, 08:59 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 31 май 2011, 13:08
Сообщений: 9291
Откуда: из дремучего леса
Вот тут отмечается знаковая дата.
Цитата:
К 1974 году ТМК прошёл шестилетнюю отработку в ИМБП, ракета Н1 прошла лётные испытания и была подготовлена для доставки на Луну беспилотного лунного корабля – прототипа марсианского.

То есть с 1975 года всякие там идеи межпланетных полётов решили прекратить и всё уничтожить. Также с 1975 года СССР начинает закупать зерно за границей за золото при этом фактически победив США во Вьетнаме. Союз-Аполлон со знаковым для всего мира рукопожатием стыкуются в 1975 году. И проблема станции Салют по которой сняли кино происходит в 1975 году.
Цитата:
Во вступительном слове Дмитрий Федорович [Устинов] отметил, что лунная программа провалена из-за ненадежности двигателя Н.Д. Кузнецова, пора выйти с предложением в Политбюро о закрытии программы Н1-Л3. А теперь послушаем точку зрения головного института, — завершил он.

Я испытывал большую неловкость, так как мнение секретаря ЦК уже изложено. Описал значимость отечественных исследований Луны с помощью автоматических аппаратов. Поэтому научная и политическая значимость нашей лунной экспедиции исчезла. Отказ от неё не должен сопровождаться прекращением отработки сверхтяжелого носителя Н1. Вопрос о неотработанности двигателя снят. Потребность в сверхтяжелых носителях не исчезнет с закрытием лунной программы. Закрытие Н1 отбросит нас далеко назад».

Цитата:
Устинов: — Теперь послушаем остальных. Все высказались за закрытие лунной программы вместе с Н1. Меня крайне удивило, что за закрытие без объяснений выступил П.Д. Дементьев (чьё министерство (МАП) разрабатывало двигатели НК-33 - А.П.). Аналогичную позицию занял и министр общего машиностроения С.А. Афанасьев, а также руководители ВПК Смирнов и его заместитель Комиссаров, которые «угадывали желание Устинова».

В заключение Устинов поручил подготовить проект доклада в Политбюро. Я оказался в единственном числе».

Цитата:
Ю.А. Мозжорин продолжает: «В то время как я, сидя в своем кабинете, обдумывал сложившуюся ситуацию, позвонил Афанасьев: «Ты замечательно и убедительно выступал. В общем, молодец. Продолжай работать и не волнуйся!», и повесил трубку. Ему, конечно, не хотелось закрывать программу Н1 - Л3. Однако Афанасьев видел, что сопротивляться просто опасно. Поэтому мое храброе выступление, вопреки давлению секретаря ЦК, не могло не доставить министру удовлетворения».

А через два года другой участник совещания Б.А. Комиссаров сказал Ю.А. Мозжорину: «А ты был прав, выступая против закрытия Н1. Мы совершили ошибку».

5. Возмущение и недоумение разработчиков Н1

Обида за выброшенные плоды труда тысяч людей и техническая нелепость майского решения ясно звучит в книге В.П. Мишина: «Зачем надо было запрещать пуски двух практически собранных ракет с новыми ЖРД? Запуск их не мешал работам по новой тематике, они начались два года спустя. А опыт запуска дал бы ценный материал и для новых разработок. Трудно было также объяснить правильность решения об уничтожении задела для семи комплектов ракет-носителей тем, чьим трудом они были созданы».

Б.Е. Черток рассказывает: «Для тысяч людей приказ явился неожиданным ударом. Люди обращались с коллективными письмами в ЦК КПСС. А. Иосифьян (главный конструктор электрооборудования ракет и космических аппаратов) считал прекращение работ по H1 принципиальной ошибкой. Ему позвонил знакомый из аппарата ЦК и попросил забрать свое письмо.

Особо сильным было возмущение на заводе ”Прогресс” в Куйбышеве и его полигонном филиале. Там заканчивалась подготовка H1 № 8, на которой были реализованы все мыслимые мероприятия. Завод в заготовках дошел уже до ракеты № 14. Завод им. М.В. Фрунзе освоил серийное производство двигателей Кузнецова. (Все они) оказывались в глупейшем положении».

«Партийный комитет 6-го управления НИИП-5 заседал целую ночь. В результате появилось письмо военных испытателей в адрес президиума XXV съезда КПСС: ”Дайте испытать уже готовые ракеты №8, №9 и №10”. До съезда письмо не дошло. Решения уже приняты на таком уровне, что отнимать время у делегатов съезда и даже у его президиума бесполезно».

Оно и понятно, раз в центре президиума съезда сидит Политбюро в полном составе с Генеральным секретарём во главе, то наивно жаловаться Брежневу на Брежнева.

То есть проект закрыли из-за Брежнева и политбюро. Устинов, как я понимаю, был лишь посыльным, который должен был донести до конструкторов "правильную" идею партии, а те должны были с мычанием согласиться как телята на убое.



_________________
Данко разорвал руками себе грудь и вырвал из неё сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало ярче солнца, и люди, очарованные, снова пошли за ним. (C) кавалер ордена Ленина Максим Горький, "Старуха Изергиль" - 1894 г.
Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: История создания и причины закрытия проекта РН Н-1
СообщениеДобавлено: 27 ноя 2019, 09:00 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 31 май 2011, 13:08
Сообщений: 9291
Откуда: из дремучего леса
smith писал(а):
А это не происки Глушко? Его отношения с Королёвым общеизвестны....

Как видно из анналов вообще в закрытии проекта виновата партия во главе с Брежневым. Глушко может быть причастен к идее уничтожения документов, но мне об этом ничего неизвестно.

Интересно, что с приходом Горбачёва проект реанимируют ненадолго, до кризиса 90-ых. В последний раз его реанимировал в 2009 году президент Медведев.



_________________
Данко разорвал руками себе грудь и вырвал из неё сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало ярче солнца, и люди, очарованные, снова пошли за ним. (C) кавалер ордена Ленина Максим Горький, "Старуха Изергиль" - 1894 г.
Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: История создания и причины закрытия проекта РН Н-1
СообщениеДобавлено: 27 ноя 2019, 09:24 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 31 май 2011, 13:08
Сообщений: 9291
Откуда: из дремучего леса
Причинами закрытия проекта на мой взгляд были:

1. Экономический спад в СССР.
2. Затраты на ведение внешних международных войн.
3. Потеря политического международного влияния связанного с широкой пропагандой и дискредитацией коммунистической идеи в мире на фоне технологических успехов США.
3.1 Камбоджийский красный террор и многие перевороты в странах планеты с неожиданными смертями правителей при участии спецслужб сверхдержав.
3.2 Ватикан выступает против коммунизма и Португалия отказывается от коммунистического пути.
3.3 США успешно завершают свой лунный проект Аполлон и открывают новый проект освоения космоса с применением многоразовых космических систем. США уже планируют пользоваться Шаттлами, а советы так и летают на Союзах не дальше орбиты Земли.
Спойлер: Показать
В сентябре 1970 года Целевая космическая группа под руководством вице-президента США С. Агню, специально созданная для определения следующих шагов в освоении космического пространства, оформила два детально проработанных проекта вероятных программ.

Большой проект включал:

космические челноки;
орбитальные буксиры;
большую орбитальную станцию на Земной орбите (до 50 человек экипажа);
малую орбитальную станцию на орбите Луны;
создание обитаемой базы на Луне;
пилотируемые экспедиции к Марсу;
высадку людей на поверхность Марса.

В качестве малого проекта предлагалось создать только большую орбитальную станцию на Земной орбите. Но в обоих проектах было определено, что орбитальные полёты: снабжение станции, доставку на орбиту грузов для дальних экспедиций или блоки кораблей для дальних полётов, смена экипажей и прочие задания на орбите Земли, должны осуществляться многоразовой системой, которая и получила тогда название Space Shuttle.

Также существовали планы создания «атомного шаттла» — челнока с ядерной двигательной установкой NERVA, которая разрабатывалась и испытывалась в 1960-х годах. Атомный шаттл должен был осуществлять полёты между земной орбитой и орбитами Луны и Марса. Снабжение атомного челнока рабочим телом (жидкий водород) для ядерного двигателя возлагалось на обыкновенные шаттлы:

Партия принимает решение, что она проиграла лунную гонку и бороться за Марс далее смысла нет. Денег нет, нужно прекратить разработки. Но зачем уничтожать документы и даже готовые к запуску ракеты?



_________________
Данко разорвал руками себе грудь и вырвал из неё сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало ярче солнца, и люди, очарованные, снова пошли за ним. (C) кавалер ордена Ленина Максим Горький, "Старуха Изергиль" - 1894 г.
Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
 Страница 1 из 2 [ Сообщений: 58 ]  На страницу 1, 2  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
phpBB skin developed by: John Olson
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group

Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB