Текущее время: 28 мар 2024, 20:58

Часовой пояс: UTC + 3 часа




 Страница 1 из 1 [ Сообщений: 7 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Классификация АПЛ по поколениям
СообщениеДобавлено: 27 сен 2009, 22:06 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 13 янв 2009, 14:34
Сообщений: 1630
Откуда: Гамбург
СОВЕТСКИЕ И РОССИЙСКИЕ АТОМНЫЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ 4-ГО и 5-ГО ПОКОЛЕНИЙ


Данная статья - компиляция является частной попыткой студента на факультете судостроения и морской техники в Гамбургском техническом университете внести ясность в зачастую крайне неточную и противоречивую информацию о современных проектах атомных подводных лодок, курсирующую в СМИ.
Тем не мене, она основана именно на сведениях из открытых источников и потому никоим образом не претендует на звание истины в последней инстанции. Большим подспорьем в ее создании стали различные русскоязычные форумы, что делает практически невозможным поименное перечисление людей, чьей помощи эта статья частично обязана своими существованием. И все же, я считаю своим долгом поблагодарить всех причастных, пусть и анонимно.




КЛАССИФИКАЦИЯ АПЛ ПО ПОКОЛЕНИЯМ

В настоящий момент существует условная классификация атомных ПЛ по поколениям в зависимости от времени их создания, целей применения и использованных технических решений. Потому в качестве предисловия имеет смысл перечислить все существующие поколения АПЛ, назвав основные отличия и критерии, по которым их различают.
1-е поколение: Типичными представителями 1-го поколения АПЛ являются первые атомные субмарины и все, последовавшие за ними в начале - середине 50-х гг. Сюда стоит отнести проект 627А, 645, 658 и 658М, 659, 674 и 674МК и ряд нереализованных проектов тех лет. На американской стороне сюда следует отнести АПЛ типов „Nautilus“, „Sea Wolf“ и „Skate“. Их основным отличительным признаком стала архитектура, во многом заимствованная у дизель-электрических подводных лодок. Обводы того времени частично оставались
оптимированными под надводный ход. Характерными были также двухвальные движительные установки. Бортовое оборудование тех лет составляло скорее набор отдельных систем без связи между собой. Это касалось как боевых постов, так и гидроакустических систем.
Энергоообоудование первого поколения также представляло собой набор отдельных агрегатов без оптимизации по объему или попыток сократить протяженность различных трубопроводов. Активные зоны реакторов имели наработку 5-7 лет прежде чем их приходилось менять. Сравнительно мало внимания было оказано снижению шумности лодок. В основном меры по снижению собственных шумов ограничивались установкой агрегатов на резиновые или в лучшем случае резинокордовые амортизаторы. Начали внедряться противогидролокационные покрытия. Для торпедных АПЛ была характерна ориентация на ведение боевых действий против надводных кораблей.

1+ поколение: плюс в данном случае означает, что лодка по основным параметрам соответствует текущему поколению, но уже имеет отдельные важные характеристики следующего. Так, например, проект 675МКВ переоборудовался из проекта первого поколения, но был оснащен гораздо более современным электронным оборудованием. Другой пример – американские АПЛ типов „Skipjack“ и „George W. Washington“, имеющие характерные обводы
2-го поколения с внутренним оборудованием первого.

2-е поколение: уже в конце 50-х – начале 60-х гг. появились проекты, коренным образом отличающиеся от первенцев атомного подводного судостроения. Речь идет о проектах
661,667А/Б/БД/БДР, 670 и 670М, 671, 705. Туда же относятся лодки типов „Thresher“, „Sturgeon“, „Ethan Allen“ и „Lafayette“. Их обводы были оптимизированы для движения под водой (т.н. «Альбакоровские» обводы с торпедообразной формой), большинство из них получили одновальную и однореакторную движительную установку. Бортовая электроника была подвергнута комплексной автоматизации – впервые появились гидроакустические комплексы, боевые информационно-управляющие системы и т.д. Повышение радиационной безопасности было достигнуто внедрением компактных реакторов со сниженными требованиями по объему. Длительность работы их активных зон достигла 10-12 лет. Повышенные требования к малошумности потребовали внедрения многокаскадной амортизации, малошумных насосов и прочего оборудования, низкочастотных противогидроакустических покрытий, снижения оборотов главного винта и т.д. Ко всем аспектам конструирования лодок стали подходить комплексно. Ориентация АПЛ на ведение боевых действий против других субмарин привела к появлению нового вида оружия – противолодочных управляемых ракет.

2+ поколение включает АПЛ проектов 667БДРМ и 671РТМ. Оба этих типа отличаются энергетическим оборудованием и архитектурой 2-го поколения в сочетании с электроникой и вооружением третьего.

3-е поколение появилось в конце 60-х – середине 70-х гг. Типичными представителями являются АПЛ проектов 685, 941,945, 949, 971, „Los Angeles“ и „Ohio“. В это время началось широкое внедрение цифровой аппаратуры, заметно увеличилось внимание к межпроектной унификации всего бортового оборудования. Важным нововведением стали буксируемые и бортовые гидроакустические антенны. В атомных силовых установках были предприняты попытки обеспечить их работу при естественной циркуляции теплоносителя, а срок службы активных зон достиг уже 15-18 лет. Все бортовое оборудование было сформировано в т.н. «зональные блоки» и смонтировано на пневматических амортизаторах. В целом меры по снижению шумности приобрели массовый характер. Гребные винты получили саблевидную форму лопастей, а противогидроакустические покрытия нового типа стали надежнее. Для 3-го поколения характерна трансформация противолодочных лодок в многоцелевые. Обусловлено это появлением стратегического ракетного оружия, запускаемого из торпедных аппаратов (СКР «Томагавк» и «Гранат»), а позднее и из вертикальных шахтных пусковых устройств. Получило распространение телеуправляемое торпедное оружие.

3+ поколение. Сюда относятся скорее единичные проекты вроде 945АБ или последняя лодка 971-го проекта. В США сюда можно отнести АПЛ типа „Los Angeles“ и „Los Angeles Imroved“, прошедшие модернизацию после середины 90-х гг. Последние лодки серии 945 и 971 отличались сочетанием архитектуры и общего расположения 3-го поколения с электроникой или энергетикой четвертого. С большой натяжкой сюда можно было бы отнести и проект 955А. Дело в том, что обладая большинством признаков 4-го поколения, на нем использованы паропроизводящие установки и частично другое оборудование, позаимствованные у лодок проекта 971.

4-е поколение: появилось в конце 80-х – начале 90-х гг и включает такие проекты как 885 и 885М, 955Б, „Sea Wolf“ и „Virginia“, причем его внедрение оказалось «растянутым» на более чем десятилетие. Посему лодки этого поколения частично имеют значительные отличия в элементной базе. Тем не менее, для всех вышеназванных проектов характерна полная интеграция всех бортовых систем в одну автоматизированную систему боевого управления. Как в силовых конструкциях, так и в механических узлах широкое распространение получили композиционные материалы. Были проведены беспрецедентные меры по снижению шумности, разработаны пьезокристаллические устройства активного гашения собственных шумов, тонкие противогидролокационные покрытия, внедрены водометные движители. Все это привело к значительному подорожанию лодок 4-го поколения и, следовательно, к необходимости снижения их стоимости, например, за счет т.н. «открытой архитектуры» бортовой электроники на основе промышленных компьютерных стандартов. В ядерной силовой установке стали применять моноблочные реакторы повышенной надежности, включающие в едином блоке все важные подсистемы паропроизводящей установки. То же относится и к паротурбинной установке. Срок службы активных зон достиг продолжительности службы АПЛ – минимум 20-25 лет. Многоцелевые лодки получили также диверсионный уклон и стали обеспечивать возможности по проведению специальных операций в прибрежных районах противника.

4+ поколение. На данный момент не существует представителей данного поколения, но текущие работы по его разработке наилучшим образом иллюстрированы планами американских лодок типа „Virginia“ 4-й и 5-й серии.

5-е поколение. Относительно этого поколения в настоящий момент существуют различные мнения. Первое пророчит дальнейшее увеличение многофункциональности и малошумности лодок совместно с их превращением в своеобразные «подводные авианосцы» - носители беспилотных летательных аппаратов, а также необитаемых подводных аппаратов, способных действовать на значительном удалении от лодки-матки. Эта версия подразумевает также дальнейшее увеличение стоимости каждой подобной боевой единицы, увеличение ее габаритов, а в перспективе за счет модульной конструкции также размещение стратегического баллистического ракетного оружия на лодках единого проекта, способных выполнять как функции стратегического ядерного сдерживания, так и функции, свойственные сегодняшним многоцелевым лодкам. К такой точке зрения скорее склонны российские конструкторы.

Другой вариант также предусматривает различную номенклатуру вооружения, и беспилотной техники, однако степень многофункциональности будет заметно ниже, предусмотренного первым вариантом. Обусловлено это прежде всего тем, что появится необходимость снизить стоимость отдельной боевой единицы за счет очень большого снижения ее габаритов. Это, в свою очередь, приведет к нехватке свободного места для высокоэффективных средств снижения уровня подводных шумов, оружия и т.д. В итоге должны появится сравнительно малые и малоэффективные АПЛ, чей успех на поле боя будет диктоваться исключительно их массированным применением совместно с другими подводными, надводными, воздушными и космическими средствами. Ценность каждой боевой единицы будет падать, за то будет расти ценность системы. Подобную концепцию иллюстрируют американские программы „Tango Bravo“.

В обоих случаях с большой вероятностью можно предсказать крайне высокую степень автоматизации лодок 5-го поколения с минимальным экипажем, массовое внедрение на них композитных конструкций, унифицированных модулей полезной нагрузки, оптических гидроакустических средств, принципиально новых типов выдвижных устройств, совершенных средств обмена информацией. Наблюдается тенденция выноса, как оружия, так и различного оборудования, включая движительные комплексы за пределы прочного корпуса, что в свою очередь означает развитие полного электродвижения и беспроводных методов передачи данных. Заранее тупиковым кажется развитие классических торпедных аппаратов. Их место займут альтернативные методы, как например «бомбовые отсеки» со сбросом оружия под лодку. Возможно, появление принципиально новых типов ядерных энергетических установок. Появление лодок 5-го поколения ожидается не ранее конца 10-х – начала 20-х гг.

Не смотря на кажущуюся простоту и понятность данная система классификации является скорее субъективной и ориентируется прежде всего на пути развития, предпринятые конструкторскими школами в СССР/России и США. В рамках любого проекта могут иметься характерные черты того или иного поколения в зависимости от тактики его применения и других критериев.

В дальнейших главах будут описаны все аспекты проектирования АПЛ 4-го и 5-го поколения в Советском Союзе и современной России.



_________________
Carpe noctem, quam minime credula postero
Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Классификация АПЛ по поколениям
СообщениеДобавлено: 27 сен 2009, 22:45 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 01 фев 2009, 23:06
Сообщений: 8840
Хорошо. Просто и доступно даже тем у кого рация работает на бронепоезде


Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Классификация АПЛ по поколениям
СообщениеДобавлено: 27 сен 2009, 23:16 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 13 янв 2009, 14:34
Сообщений: 1630
Откуда: Гамбург
Этот ликбез больше всего ориентирован на тот случай, если эта статья когда-нибудь попадет в руки СМИ, а об этом я позабочусь...
Если за счет этого исчезнет хотя бы сотая часть журноламерских ляпо, то есть повод быть крайне довольным... В конце-концов части предыдущих компилляций я уже видел сворованными в СМИ, а в яндексе при запросе по проекту 885 моя старая статья на 5-м месте. Это даже при условии как когда-то некий инженер с СМП ругался в гостевой книге на написанный там бред, очень даже неплохо. Если повезет, может попаду в Википедию... :lol:



_________________
Carpe noctem, quam minime credula postero
Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Классификация АПЛ по поколениям
СообщениеДобавлено: 28 сен 2009, 20:21 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 11 мар 2009, 19:14
Сообщений: 300
Единственоое предложение - давать названия ПЛ либо в переводе (когда это возможно), либо в транслитерации (когда это касается имён людей, городов, которыми названы корабли). + ещё такая мелочь, как небольшая правка по орфографии и пунктуации, и можно отдавать в печать, хоть и Педевикию. :)


Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Классификация АПЛ по поколениям
СообщениеДобавлено: 28 сен 2009, 20:43 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 13 янв 2009, 14:34
Сообщений: 1630
Откуда: Гамбург
Антон писал(а):
Единственоое предложение - давать названия ПЛ либо в переводе (когда это возможно), либо в транслитерации (когда это касается имён людей, городов, которыми названы корабли). + ещё такая мелочь, как небольшая правка по орфографии и пунктуации, и можно отдавать в печать, хоть и Педевикию. :)


не совсем понял о чем речь? О том, что номера проектов недостаточны, или о том, что названия американских лодок прведены по-английски. В последнем случае, это как-бы их оффициальное наименование и ближе к первоисточнику даже некуда...

Еще одно примечание. Все наименования в статье приведены так, что дадут в случае гугления максимальное количество правильных попаданий. Именно потому можно было ограничиться описанием актуальных проектов и оставить за рамками, например 693-й и другие, которые без проблем и в обширном количестве можно найти на гугле или яндексе.



_________________
Carpe noctem, quam minime credula postero
Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Классификация АПЛ по поколениям
СообщениеДобавлено: 06 окт 2009, 15:34 
Deep Blue Sea писал(а):
...Если повезет, может попаду в Википедию... :lol:


Алекс, если бы ты знал насколько "далеко декабристы были от народа" ты бы радовался "непопаданию" :mrgreen:

А так конечно прикольно почитать
Извини что сразу не ответил, ... думаю по паре пунктов ... так что на днях будет 8-)


  
 
 Заголовок сообщения: Re: Классификация АПЛ по поколениям
СообщениеДобавлено: 06 окт 2009, 17:54 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 13 янв 2009, 14:34
Сообщений: 1630
Откуда: Гамбург
Мда. Сейчас меня будут разбирать на запчасти :) . Значит снова ахинею написал. Ну ладно, кстати спасибо за ответ, именно по этой причине и писал Вам.

Конечно, очень жаль, что "декабристы оказались далеки от народа", но хотелось бы все-таки получить оценку на сколько процентов примерно "декабристам удалось таки приблизиться к народу" и насколько (не важно где) я все-таки пустился в фанатазии. :)

П.С. Раз пошла такая пьянка, Вы не в курсе, что у проекта 641Б находится в корме центрального поста. Я сегодня был там, но козел экскурсовод не дал дофотографировать все, что находится позади пульта управления ЦГБ (район выдвижных устройств РЛК, СОРС и других РТ-средств) по причине временного ограничения на экскурсии, а коза в рецепции не пустила на борт повторно, дескать исключено, платите еще раз 10 Евро. Буду ругаться с шефом...



_________________
Carpe noctem, quam minime credula postero
Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
 Страница 1 из 1 [ Сообщений: 7 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: крокодил и гости: 13


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
phpBB skin developed by: John Olson
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group

Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB