--пр.1851 (например АС-23) по классификации НАТО "X-Ray"...
...на 30 (тридцать метров) почти короче, чем...
--пр.1910 (например АС-13) НАТО их называли "Uniform"
Так что и "зрительно" и по назначению перепутать не просто.
P.S. ...про "циферки" ходило по флотам много трёпу. Они же "лежали" - видеть негде было. В бумагах попадались поминания проектов "через дефис" 1851-1910 (по линии обеспечения главным образом. "Обеспечивали" Широко известные лодки "Ленок", позже специальный К-411 пр.09774 т.е.667А переоборудованный)...по причине "письма", полагаю, и путаница...
На «рисунке» «предэскиз компоновка»... (очень черновая) ...»ППБК» планировавшегося, поначалу «Квашовской» командой, быть запихнутым в отработанный корпус 1910го проекта. (На оснастке экономили). «Трех яйцевая схема»... В отличие от «Кашалота», который классический. Потому что – поскольку на закилометровых глубинах «буриться» предполагалось. Давленьице себе представляете? И приличную условиям вероятность течи в зоне сопряжения рабочих инструментов с плитою?
То, что было принято «компетентными комментаторами» за «мини лодку на горбу» - «грузовой Бестер» (СГА пр.18270р – тоже не состоявшийся)... с расходными материалами. Попросту с буровой и обсадочной смесями.
Подробно разговаривать бестолку. Ничего похожего до кальки не добралось. А именно как в «проекте» выглядело – поглядите в копилке на ночь, «вместо пейджера». (Персональный презент.) Все едино «в железе» теперь этого делать некому...
«АС-35»я станция строилась по проекту 1851. И перепутать её с 1910м. «глазу мудрено». Аж на 30 (тридцать метров) почти, (т.е. почти вдвое)... короче будет. Про прочие «разности» не употребляясь.
Где - то там поминал уже «ниже»...
1910 пр. Закладывался в самом начале 70х. На ЛАО.
А 1851пр. – Уже в 80х (восьмидесятых), на «Судомехе». Это, как бы при дамах по печатнее определить...
...вообщем «функциональные» стили больно разные.
НО...
...ни одна из 5 (пяти) лодок, обоих проектов, к работе «станцией-маткой» не предназначена. (в движении)
Вообще, в истории Советской Власти, их таких «маток» по пальцам можно пересчитать. Пр.666, пр.940, «Ленок», ну и «АС-12»я станция, на которой «Русь» (пр.16810), при рекордных погружениях планировали в режиме резервного ВСК пользовать.
У Дронова в бригаде кроме малышей и бегемота есть матка- корабль ГАР.
... Да и "боевые атомные батискафы" в далеких 80-х с нами в одной базе были. Тогда это был дивизион Омельченко...
Если имеются в виду пр.1910 и пр.1851 - так, во-первых, это не батискафы, а мезоскафы (до 1000 м; батискафы глубже работают), а во-вторых, они не боевые - в лучшем случае разведывательные. И вообще не лодки, а "атомные глубоководные станции 1 ранга" - АС.
Хотя пр.1851 и пишется кое-где как АПЛ СпН, но там из вооружения даже боевых пловцов нет. Только "водолазы-разведчики" с подготовкой в НИИ-40.
...В наше время для этой цели использовалась АПЛ 627 проекта. К ней пристыковываются эти малыши и весь этот "бутерброд" уходит в автономку. После прихода в район работы малые АПЛ отстыковываются и идут на задание. Потом возвращаются и пристыковываются обратно. Их основная проблема - отвратительная мореходность в надводном положении (у них даже рубки нет, с виду - как будто полено по бухте течением несет). Ну и еще куча своих, специфических проблем... Меня блатовали на эту матку оператором, но как узнал, что у них автономки по 8 месяцев, сразу расхотелось...
. На малышах - 6 человек экипажа (седые каперанги моего тогдашнего возраста со звездочками Героев на тужурках).
АС-13
01401
20/10/77
25/11/82
31/12/86
возможно списана
АС-15
01402
23/02/83
29/04/88
30/12/91
АС-33
01403
28/11/88
23/11/93
16/12/94
World navies today- в строю 2 АПЛ (АС-16 -1989, АС-19-1995) плюс АС-15 в резерве, по Павлову-2001 в строю 2 лодки АС-13 (31/12/86) и АС-35 (12/10/95), J-2006- АС-13, АС-16, АС-17 (16/07/90, 26/08/95, 02/98)
Проект предназначен для борьбы с стационарными подводными ГАС, прослушивание и уничтожения подводных кабелей и тд. Оснащена робототехническими, манипуляторными и другими комплексами. Корабль, лишенный традиционного торпедного вооружения, было решено использовать также в качестве средства доставки боевых подводных пловцов. «Атомная глубоководная станция 1 ранга» (так классифицировалась АПЛ проекта 1910 в ВМФ). На Западе АПЛ проекта 1910 известна под обозначением «Uniform». АПЛ оснащена ГЭУ номинальной мощностью 10 000 л. с. с одним реактором. Имеется один основной и два вспомогательных гребных винта. Все корабли вошли в состав Северного флота.
Характеристика АПЛ проекта 1910 (по Jane's-2005)
Строили их на разных заводах. 1851 пр. на "Судомехе", а 1910, много раньше (аж в 77 году заложили) на "ЛАО". До самого 83 года про "Кошалотика" (АС-13) бумаг старались не писать.И официально в состав флота... (сменив команду, оборудование и "сопотчинённость" )...только то в 86 году передали. (смена приспела)...первые пяток лет (с 80го по 85 й)случились на "Кошалотском" веку самыми любопытными. Бог даст, когда то об этом напишется...
В главке «кошалотную» тему вел ХУРС ИВАН КУЗЬМИЧ, персонально. Вице-адмирал. С 1978 года начальник Разведуправления Главного штаба ВМФ — заместитель начальника Главного штаба ВМФ по разведке. Под эту сурдину много ходил на «станциях» в моря. Очень позже воспоминания, и его и о нем, скупо публиковали убей бог не помню где. Покопайте библиографию.В некоторых книжках можете встретить его же под фамилией Урс. Сразу после войны он дивизионом тральщиков на ТОФе командовал. Мужики, за глаза, «хуйсом» дразнили. Вот и «перелицевался». «Линейным» офицером был Контр – адмирал Ковель, теперь покойный. Дочь – историк, в филиале Русского Музея в подмосковье работает. Года три материал для книжки об отце собирала. Утверждает, будто по открытым источникам, плюс «мемуаристика» сослуживцев, но накопала что ни попадя. Книжку зарубили и что то там будто бы даже заставили «вернуть». Впрочем все с ее собственных слов, могла и «напутать». В 87м, Ивана Кузьмича со скандальцем на пенсию оттерли, а при Квятковском уж и не знаю, как все это дальше развивалось.
Пр.1851
В начале 1980 года в Ленинграде, на заводе “Судомех” (сейчас Адмиралтейские верфи), началась постройка серии атомных подводных лодок специального назначения проекта 1851, лишенных вооружения. Корабли предназначались, в частности, для проведения глубоководных работ с использованием водолазов и оснащались барокамерой. Серийные образцы- 18511
В книжке "Адмиралтейские верфи - подводном флоту России"
Номер лодки
Зав.номер
Закладка
Спуск на воду
В строю
Нынешнее состояние
АС-23
01429
25(?)/09/81
30/09/83
30/12/86
предположительно списана
АС-21
01430
26/12/84
29/04/91
28/12/91
АС-35
01431
20/12/89
29/09/94
12/10/95
Корабли оснащены одним реактором мощностью 10 мВт. По НАТОвской классификации они получили обозначение X-Ray.
1851-это не лодка, в собственном смысле слова. Это глубоководная станция. (Последние модификации наз. "АС-30". Раньше можете встретить абривиатуры ПБК или ГБУ, либо ППБУ -в девяностых уже годах)
Поектировались ЦКБ "Лазурит" г.Н.Новгород. (руководитель Герой Росии Николай Иосифович Кваша)
Обеспечение "программы" и соподчинение - второй Главк Генштаба, отсюда "секреты" и сумашедшие затраты...
...частично "раскрылись" года три назад, когда "Газпром" собрался "модельку" под себя "преспособить", под конверсионным соусом. Именно что вышло - бог батька? Но полагаю, не совладать - больно дорого получиться...
Шире - вообще - совершенно отдельная ТЕМА НА ВОДЕ напрашивается, поскольку в природе живы, и частично здоровы поколение целое команд и капитанов, (Проект "Ленок" например на дизелях в полном составе...) которые знать и теперь не знают КОГО И КУДА ОНИ ВОЗИЛИ - (про "зачем" речи нет)...
...случались годы в Советской стране, когда наши "циферки" (Станции)(или "дачи" - как их ещё именовали в "конторе"), приносили стране доход, сравнимый с нефтяным...
...сначала "донный старт" накрылся - дышать "через раз" стали...
..после дипломатическая и коммерческая связь "буржуинская" на спутники перешла - тема "загнулась".
"Отмерла как кавалерия" - говорил один "здравёхонький собою" начальник управления эконом.диверсий...
...не соберусь пока представить, когда именно об этом "подойдёт наконец в стране пора к разговору"...
...совершенно отдельная подводная иппостась просится. Теперь, увы, "историческая"...
Делать АС-30 там ничего не могла, поскольку это, в "глубоководная станция", а не лодка в прямом смысле слова. "Крейсер" у неё 15 уз. И штаатный "чал" на "плиту". Принципиально может и на дно, но "без работ".. Поскольку "бестеров2 доставляли позже - АС-30 там не было. (Станция штатно несёт два бестера-они собственно для неё специально и делались...)
- Главмех, ...она и не ГРУ вовсе, просто в проекте ("Лазурит" Квашовский их делал) "заказчиком" выступал 2-й главк Генштаба, вот все и прицепились... Она тогда, в первых двух модицикациях ещё ПБК называлась... С запасом хода, автономно от "матки"... семь километров всего. И "Крейсером" 4 (четыре) нето не поверите узла...
- Именно с этого времени в СССР ПБК (глубоководные, последующая модификация называлась АС-30 стали использоваться исключительно "по релейной линии". А когда коммерческие и дипломатические линии связи перешли на спутники. Лодки "Ленок" проект - побслуживающие "вахты" порезали. А сама "линия" сошла на нет. Проек после - по линии конверсии - кажется "Газпром" пытался под себя переделать. Получилось ли не знаю Но сомневаюсь основательно. Больно дорого. (К слову. "Бестер", обе иппостаси, именно для них и делался.) )
Пр.10831
Для отработки новых технических решений в области создания боевых подводных лодок нового поколения 16 июля 1990 г. в Северодвинске (Севмаш) была заложена “атомная глубоководная станция 1 ранга” AC-12 - исследовательская подводная лодка проекта 10831 лишенная вооружения. Корпус АПЛ, получивший на западе обозначение NORSUB-5, выполнен из титанового сплава и рассчитан на глубину погружения более 1000 м. Главная энергетическая установка номинальной мощностью 15000 л. с. имеет один реактор и один винт.
Номер лодки
Закладка
Спуск на воду
В строю
Нынешнее состояние
АС-12
16/07/90(?) 1988
26/08/95(?) 12/08/2003
1997(?)
В Jane's-2006 отсутствует
Характеристика АПЛ проекта 10831
Длина наибольшая
60.0м
Ширина наибольшая
7,0 м
Средняя осадка
5,1 м
Нормальное водоизмещение
1600 м3
Полное водоизмещение
2100м3
Рабочая глубина погружения
1000м
Полная скорость подводного хода
30 уз.
Экипаж
25 чел.
По другим данным-
World navies today- 2 АПЛ (АС-21 -1991, АС-35-1995)
...не подумайте, бога ради, будто Глубоководные станции выведены, все как есть, из состава флота. Напротив, снова "входят в моду" теперь в добром здравии. Того более "АС-12" (пр.10831) только то в 97 году на воду спустили...и "полка" у неё куда глубже 1000 метров. И без "плиты" некоторое время "жить может". Но, с точки зрения реальной опастности потивнику..Не ругайте - нет "прежнего боевого накала"...делали их, главным образом в Ленинграде, хоть в Н.Новгороде и проектировали....совершенно "живые", должен заметить, получались "жилища". Жаль теперь истраченного ума... АС-12-я станция, на которой «Русь» (пр.16810), при рекордных погружениях планировали в режиме резервного ВСК пользовать
Бавилин Сергей Михайлович - В качестве главного конструктора участвовал в постройке в 1987-1992 гг. заказа пр. 10831 (заводской № 210).
- На северодвинском «Севмашпредприятии» в присутствии главкома Военно-морского флота Владимира Куроедова спущена на воду уникальная подводная лодка. «Лошарик» - именно так строители любовно прозвали лодку проекта 210 - первая в мировой истории субмарина с удивительной комбинацией свойств энергетической установки и глубины погружения. Строительство подводной лодки, предназначенной для специальных операций и заложенной еще во времена существования Советского Союза, было окружено фантастической завесой секретности.
«В торжественной обстановке началась церемония вывода со стапеля цеха № 42 уникального корабля, предназначенного для научно-исследовательских целей и спасения людей в экстремальных ситуациях. На торжестве присутствовали главком ВМФ В.И. Куроедов, военные и представители науки. Заказ, заложенный во времена советской власти, завершили в новом веке корабелы «Севмаша». Это большая победа рабочих и специалистов, контрагентов и поставщиков» - так описала состоявшийся ровно неделю назад вывод подводной лодки из цеха газета «Корабел», официальный орган северодвинского «Севмашпредприятия». Никаких других подробностей представители завода не сообщают, категорически отказываясь от любых комментариев относительно нового корабля. Более того, по сведениям «Известий», сообщения о спуске на воду этого корабля вообще не должны были появиться в открытой печати. Таковым было условие заказчика - Военно-морского флота России.
Об уровне секретности говорит и тот факт, что в ту часть знаменитого севмашевского цеха № 42, где строили эту подлодку, не пускали даже многих руководителей этого предприятия. Число занятых в процессе строительства рабочих и инженеров жестко регламентировалось на протяжении всех пятнадцати лет, которые ушли на создание уникального корабля.
Строительством и разработкой субмарины руководили представители конструкторского бюро «Малахит». Один из начальников находящегося в Петербурге морского бюро машиностроения «Малахит» сильно удивился тому, что факт спуска на воду уникальной подлодки стал достоянием общественности. «Да, это наша разработка, созданная конструкторами еще в 80-е годы», - подтвердил он «Известиям». В «Малахите», кстати, спроектировали и последнюю построенную на «Севмаше» атомную подводную лодку проекта 971 «Гепард», которую ввели в состав Военно-морского флота России в декабре 2001 года. От дальнейших комментариев представитель «Малахита» отказался, сославшись на особый режим секретности проекта 210.
«Лошарика» заложили еще в 1988 году. По сведениям «Известий», внешний вид лодки слегка напоминает сложенную из сферических элементов лошадку - героя знаменитого советского мультфильма, что и дало ему такое название. Именно эти сферические фрагменты конструкции - условие того, что корабль сможет безопасно погружаться на большую глубину. По сведениям Интерфакса-АВН, «Лошарик» предназначен и для специальных операций. Строили корабль так долго из-за нехватки средств в 90-е годы. Деньги на достройку исправно стали поступать только в последние три года. Кстати, в начале 90-х, когда необходимость в спецоперациях на море, по мнению высшего руководства страны, отпала, а корабль был уже заложен, к финансированию проекта пытались привлечь американцев. «Лошарик» тогда стал бы чисто спасательным кораблем. Но американская сторона отказалась от участия в проекте.
Остальные тактико-технические данные новой субмарины известны лишь очень узкому кругу специалистов. Однако после вывода из цеха секретная субмарина три дня простояла на открытом месте, несмотря на то, что американские спутники-шпионы постоянно контролируют огромную территорию «Севмаша».
- Это связано с чисто технологическими процессами: нельзя лодку из цеха вывести прямо на воду. Ее необходимо подготовить, именно поэтому около трех суток она находилась на стапелях, - заявил «Известиям» и.о. заместителя гендиректора «Севмашпредприятия» по режиму Николай Богданов. - Во вторник вечером лодка была спущена на воду.
Работники предприятия утверждают, что в случае с «Лошариком» процедура спуска на воду была обставлена в лучших советских традициях. Присутствовали только представители заказчика, разработчики проекта субмарины из «Малахита» и специалисты «Севмаша», имевшие непосредственное отношение к строительству подлодки.
Cпециалисты «Севмашпредприятия» отмечают, что по внешнему виду «Лошарика» ничего нельзя сказать о заложенных в проекте этой субмарины возможностях. Однако если взять атомные подводные лодки других проектов, разработанных конструкторами «Малахита», то можно предположить, что «Лошарик» - самая бесшумная и неуязвимая подводная лодка на российском флоте. Видимо, на определенной скорости она становится практически неуязвимой для гидроакустиков вражеских кораблей и может выполнять поставленные задачи незамеченной по всему Мировому океану.
- Лодка состоит из нескольких сферических секторов, из за чего и получила название "Лошарик". Силовая установка атомная.
- В 1988 году был на практике на СМП и как раз в 42 цеху. Видел я этого "лошарика" еще на стадии макета в нат. величину. Впечатлила толщина титана. А так действительно похоже на "лошарика".
Пр.09774
В декабре 1990 г. МП «Звездочка» сдало ВМФ лодку КС-411 (зав.№ 430), переоборудованную по пр. 667АН в большую АПЛ для научно-исследовательских работ по изучению Мирового океана, физических полей Земли и морского дна в интересах ВМФ и народного хозяйства. Технический проект переоборудования РПК СН пр.667А по пр.667АН разработан ЛПМБ «Рубин» в 1982 г. Проектом предусматривалась вставка нового среднего блока взамен вырезанных ракетных отсеков, в котором должны размещаться научно-исследовательская аппаратура и оборудование, а также каюты и бытовые помещения для экипажа и исследователей. Учитывая назначение ПЛ, была существенно увеличена автономность плавания, что потребовало не только размещения большего количества запасов, но и создания комфортных условий для жизнедеятельности экипажа и исследователей. Переоборудование осуществлялось МП «Звездочка» в кооперации с ПО «Севмашпредприятие», которое изготовило новый блок корпуса. Подводную лодку поставили в эллинг МП «Звездочка» в октябре 1983 г., а спустили на воду - в июне 1990 г. Успешно пройдя швартовные, заводские ходовые и государственные испытания (председатель комиссии госприемки капитан 1-го ранга В. Н. Ефимов), подводная лодка в 1991 г. была принята в состав ВМФ. Шефство над лодкой взяла на себя Оренбургская область, ей присвоено имя «Оренбург». В ходе переоборудования корпус корабля был удлинен до 162,5 м, было полностью демонтировано торпедное вооружение, проведены другие доработки.
В строю c 1970, прошла ремонт на Звездочке в конце 2002 г. Выведена из состава флота в 2004-http://www.submarines.narod.ru/Substory/6_667a_411.html , название возможно перешло к КС-129 пр.09786 (б.К-129 пр.667БДР). Мелькало наименование БС-136
Главное управление глубоководных исследований Минобороны-В июле 2009 вышел указ о реформировании Главного управления глубоководных исследований Минобороны- 29 бригада подлодок, специальный отряд акванавтов с центром тренировок в Ломоносове. Есть у них какая то часть в городе Пушкино Ленинградской области. До 1993 года был еще 19 центр министерства обороны. С 1993 по 2000 начальником управления был адмирал Литвинов, с 2007 – Буриличев
В 29-ю обрплСпН входят-
- БС-136 ОРЕНБУРГ-2й пр. 09786 ех. К-129 пр. 667 бдр модерн. в 94-02гг предп. в.ч. 00455
- БС-64 ПОДМОСКОВЬЕ пр. ?, ех. пр. 667 бдрм на модерн. с с 6.99г
- Атомные глубоководные станции (1-го ранга) АС-13,15,33 пр.1910, АС-23 (предп. искл), 21, 35 пр. 1851 и АС-12 пр. 10831.
- Суда обеспечения -700 *Темрюк* пр. 08622 и 720 *Юг* пр. 08621 (искл. в 00г). 16.02.09г подписан контракт на постр. ОС *Селигер* пр.11982 (Зал. на *Янтаре* 15.6.09г . план постр. 06.11г ) и ОИС пр. 22010. план постр. май 13г.
- 625-й Тех. экипаж сф. 89г.
- Какая-то береговая (или пока береговая )часть №210 вч 51207.
- 328-й экспедиционный АСО (Ломоносов) и ех. ЛВВМИУ им. Ленина (Пушкин), которое готовило офицеров-водолазных спец-ов , видимо части взаимодействия.