История разработки
Десантный катер проекта 11770, шифр «Серна», предназначен для транспортировки на необорудованный берег или снятия с него боевой гусеничной, колесной и другой военной техники общей массой до 45 т, а также передовых подразделений десанта с вооружением (92 человека), что превышает показатели других кораблей аналогичного класса. Десантный катер данного проекта был разработан в ОАО «ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева» (г. Нижний Новгород).
Конструкция
Особенностью десантного катера данного проекта является то, что его движение основано на принципе воздушной каверны, сущность которой заключается в создании под днищем катера искусственной воздушной прослойки с избыточным давлением. Она изолирует большую часть корпуса от контакта с водой, чем достигается значительное снижение сопротивления и обеспечиваются высокие скорости хода более 30 узлов. Еще одна особенность данного проекта десантных катеров — это их движитель. Вместо привычных винтов десантные катера проекта 11770 оснащены новым видом водометного движителя, лопасти рабочего колеса которого приспособлены к работе при постоянном поступлении воздуха в гидравлическое сечение движителя. Этот движитель назван вентилируемым водометным движителем — ВВД. В отличие от традиционного водометного движителя, ВВД не имеет спрямляющего аппарата и сопла, формирующего струю. Конструктивно ВВД состоит из водовода, на выходном сечении которого располагается рабочее колесо с приводом от гребного вала. ДКА оснащен двумя дизелями марки М503А мощностью 4000 л. с. (2940 кВт) каждый при расходе топлива 165 г/л.с. час.
Корпус катера выполнен из алюминия. Высота борта у форштевня — 3,45 м, у миделя − 2,9 м. Катер может перевозить грузы и технику со скоростью 30 узлов при состоянии моря до 2-х баллов. При волнении моря до 3-х баллов перевозка грузов возможна со скоростью до 27 узлов в пункты морского побережья на удаление до 600 миль, но при этом масса грузов не должна превышать 29 тонн.
Безопасное плавание при полном водоизмещении допустимо при состоянии моря до 5 баллов. Скорость хода при этом не превысит 8 узлов. Десантный катер может самостоятельно сниматься с мели. Автономность десантного катера по запасам провизии и воды составляет 1 сутки. Срок службы катера определен в 15 лет с двумя промежуточными ремонтами каждые 5 лет.
Вооружение у катеров отсутствует.
Десантная вместимость
1 основной боевой танк Т-80, или 2 БМП (или БТР), или до 45 тонн груза (в трёхбальный шторм — не более 29 тонн), или 92 человека десанта.
Список катеров проекта
На на январь 2009 г. 5 катеров данного проекта состояли на вооружении Каспийской флотилии, 1 катер — на вооружении Черноморского флота России, ещё 1 катер — на вооружении Балтийского флота.
«ДКА-144» был построен в в 2007 году на ОАО "Судостроительный завод «Волга», и в этом же году был переведен в Новороссийск для проведения сдаточных испытаний. Экипаж этого десантного катера (5 человек) был сформирован и прошел подготовку на Каспийской флотилии, где к тому времени уже имелись ДКА данного проекта. 19 февраля 2008 г. десантный катер «ДКА-144» поднял Андреевский флаг и вошел в состав Черноморского флота Российской Федерации.
Ссылки
Десантный катер «Серна» на сайте ФПГ «Скоростной флот»
http://flot.sevastopol.info/ship/desant/dka144.htm http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/634278Основная информация Класс корабля - Десантный катер
Верфь - Судостроительный завод «Волга»
Число построенных кораблей серии - 7
Число действующих кораблей серии - 7
Параметры Тоннаж (полный) 61 тонна (без груза),
99,7 (или 105) тонн (с грузом)
Длина наибольшая 25,8 м. (по ватерлинии — 23,65 м.)
Ширина наибольшая 5,8 м. (по ватерлинии — 5,7 м.)
Высота 9,6 м. (от ОП до мачты)
Осадка (без ГАС) без груза — 0,42 м (нос), 1,48 м (корма),
с грузом — 1,16 (нос), 1,52 (корма)
Технические данные Силовая установка 2 дизеля М503А
Мощность 8000 л. с.
Скорость максимальная 30 узлов (27 узлов при 3 баллах),
8 узлов (при 5 баллах). Дальность плавания 600 миль на 29 узлах (до 2 баллов)
Автономность плавания 1 сутки
Экипаж 5 человек
Подборка фоток:
http://foto.mail.ru/mail/mdkkvp/2103