Война во Вьетнаме продемонстрировала эффективность использования дозвуковых штурмовиков A-1, A-37, OV-10, T-28 для поддержки наземных войск. Однако было очевидно, что такие штурмовики нуждаются в усиленном бронировании, поскольку в Южном Вьетнаме они оказались уязвимы от огня как крупнокалиберных пулемётов, так и ручного стрелкового оружия. В 1966 году ВВС начали исследования требований к такому самолёту в рамках программы A-X (Attack eXperimental — ударный экспериментальный). 6 марта 1967 года в 21 авиастроительную фирму были отправлены условия конкурса на проектирование относительно недорогого бронированного штурмовика, который должен был иметь скорость не менее 650 км/ч, высокую манёвренность на малой высоте, возможность базирования на грунтовых аэродромах, мощное пушечное вооружение и большое число узлов внешней подвески.
В мае 1970 года для участия в финале конкурса были выбраны проекты компаний Нортроп и Фэйрчайлд-Рипаблик. Сравнительные испытания начались 24 октября 1972 года. На авиабазе Райт-Паттерсон проводилась оценка боевой живучести самолётов с применением оружия советского производства. Кроме того, оба прототипа сравнивались с состоявшим на вооружении ВВС штурмовиком A-7D. В целом YA-9A и YA-10A оказались достойными соперниками, не имея друг перед другом решающих преимуществ. Самолёт Нортроп имел немного более высокую манёвренность и разгонные характеристики, самолёт Фэйрчайлд-Рипаблик был более экономичным и простым в обслуживании. Наконец, в январе 1973 года было объявлено о победе в конкурсе YA-10A.
Первый предсерийный YA-10A поднялся в воздух 15 февраля 1975 года. В октябре 1975 года взлетел первый серийный A-10A, получивший официальное название «Тандерболт» II в честь известного истребителя-бомбардировщика Второй мировой войны P-47 «Тандерболт». С марта 1976 года самолёты начали поступать в подразделения.
Серийное производство A-10 было завершено в 1984 году после постройки 715 самолётов. Цена одного самолёта — 4,1 млн. долларов в ценах 1977 года, или 9,8 млн долларов в ценах 1998 года.
После поступления A-10 на вооружение ВВС США к нему долгое время относились как к «гадкому утёнку», что было обусловлено не только ограниченностью его применения, но и внешним видом, за который A-10 получил прозвище «Уортхог» (Warthog) — бородавочник. Самолёт подвергался критике, и ВВС даже подумывали о том, как от него можно избавиться, предполагая использовать в роли штурмовика F-16 (точнее, его модификацию A-16). В 1990 году Конгресс США принял решение о начале передачи «Тандерболтов» в состав Армии, однако в ноябре того же года было решено оставить в ВВС два авиакрыла A-10. Неожиданно успешное применение A-10 в ходе войны в Персидском заливе поставило точку в спорах о судьбе самолёта и доказало его необходимость.
A-10 не поставлялся на экспорт.
В 2006 году на вооружение поступили первые A-10C . A-10C: обновленная модель A-10. Оснащён современным цифровым оборудованием, способен нести высокоточное оружие с лазерной системой наведения. К 2011 году планируется переоборудовать в эту модификацию все A-10, остающиеся на вооружении. Стоимость программы оценивается в 420 млн долларов[8].
ЛТХ:
Размах крыла, м 17.53 Длина самолета,м 16.26 Высота самолета,м 4.47 Площадь крыла,м2 47.01
Масса, кг пустого самолета 11610 нормальная взлетная 14865 максимальная взлетная 22200 Топливо внутренние топливо, кг 4853 ПТБ, л 3 х 2271.25
Тип двигателя 2 ТРД General Electric TF34-GE-100 Тяга нефорсированная, кН 2 х 40.32
Максимальная скорость, км/ч на высоте 834 у земли 706 Крейсерская скорость, км/ч 634 Практическая дальность, км 3949 Боевой радиус действия, км 463-1000 Скороподъемность, м/мин 1824 Практический потолок, м 10600 Экипаж, чел 1
Вооружение:
одна 30-мм семиствольная пушка GAU-8/A c 1350 патронами
Боевая нагрузка - нормальная - 5435 кг или максимально -7258 кг (или 6505 с ПТБ) на 11 узлах подвески:
6 УР воздух-земля AGM-65A Maveric 9 или 16 ПТУР AGM-114 Hellfire 2 УР воздух-воздух AIM-9E/J Sidewinder, 6 907-кг бомб с оптическим наведением GBU-15 18 227-кг бомб с лазерным наведением GBU-12 Paveway II 6 907-кг бомб, 12 454-кг бомб Mk.83 или 28 227-кг бомб Mk.82 20 кассетных бомб Rockeye Mk.20 9 напалмовых бомб BLU-1 или BLU-27 16 бомбометов CBU-52 или CBU-71 2 контейнера SUU-23/A c 20-мм пушкой 10 ПУ LAU-68 7x69(85) НУР
7 апреля в районе Багдадского международного аэропорта один из «Тандерболтов» получил тяжёлые повреждения (повреждён один двигатель, отказ гидравлической системы, десятки пробоин в крыле, оперении и фюзеляже самолёта), однако пилот капитан Ким Кэмпбелл сумела успешно посадить самолёт на авиабазе. Ссылки:
Boeing: новые аспекты модернизации штурмовиков A-10 Компания Boeing получила два независимых контракта ВВС США совокупной стоимостью $4,2 млн., в рамках которых должна быть осуществлена комплексная модернизация парка тяжёлых штурмовиков A-10 Thunderbolt II (в общей сложности 365 машин). Работы должны быть выполнены в срок от трёх до 18 месяцев. Первый контракт (реализуется совместно с юго-западным исследовательским институтом) предполагает разработку внедрение современных средств анализа прочности конструкции А-10. В рамках второго контракта (реализуется совместно с Raytheon и BAE Systems) предполагается комплексный анализ модернизированного блока передачи данных (Upgraded Data Transfer Unit, UDTU). Предполагается модернизация архитектуры блока с целью повышения ёмкости и скорости передачи данных. Новые контракты расширяют спектр программы комплексного обеспечения эксплуатации штурмовиков А-10 (Thunderbolt Life-Cycle Program Support, TLPS), стоимость которой составляет около $1,6 млрд. Реализуется также программа замены несущих плоскостей штурмовиков. CNews
Перед А-10 и Су-25 ставились несколько разные задачи при разработке. Кратко напомню военный расклад во время создания этих самолётов: в Евразии основной наземной силой являлся советский танковый каток, во встречном бою легко и непринуждённо раскатавший бы в металлолом бронетехнику НАТО в Европе. Естественно главной задачей перед конструкторами НАТО при создании штурмовика было: попытаться что-то сделать с этой угрозой, так как собственные бронетанковые силы выводить на прямой бой с советским таковым катком - это такой извращённый вид массового самоубийства. Перед конструкторами СССР при создании штурмовика задача уничтожения танков не была приоритетной - собственные бронетанковые силы легко справились бы с себе подобными.
А-10 является противотанковым самолётом. Отсюда и его монстрообразная пушка, и мейверики, и тактика применения. Су-25 это самолёт огневой поддержки наземных войск, штурмовки объектов на фронтовой полосе. Поэтому и основное вооружение у него бомбы и НУРС (хотя и Х-25/29, которые поэффективнее мейвериков будут) он всадить может и в бронетехнику, да и из пушки пострелять.
По пунктам "неприличного сравнения": 1. "Фонарь с хорошим обзором": штурмовику, конечно, невероятно полезен обзор назад-вверх. Хорошая шутка. В остальном же обзор у них аналогичен. То есть вес на бронирование потрачен, а практической пользы нет. Сколько там держит остекление откидывающейся части фонаря А-10? 2. Вынесенные двигатели неплохо отлетают от самолёта при попадании. 3. Пушка безусловно выглядит внушительно, но давайте сравним характеристики: ГАУ-8: калибр: 30 мм, длина: 6,4 метра, масса (пушки): 281 кг, темп стрельбы: до 3900 выстр/мин, начальная скорость снаряда: 980 м/с, эффективная дальность 1250 м. ГШ-2-30: калибр: 30 мм, длина 1,5 метра, масса (пушки): 105 кг, темп стрельбы: 3000 выстр/мин, начальная скорость снаряда: 900 м/с, эффективная дальность 1600 м. Максимальный боекомплект у ГАУ-8, конечно, существенно больше. Вот только максимальную загрузку делали не часто. Типы снарядов определяются направленностью самолётов: у противотанкового А-10 это бронебойные выстрелы и как дополнение ОФЗС, у Су-25, который требовался для поддержки это: хороший выбор осколочно-зажигательных и шрапнельных, и как дополнение бронебойно-зажигательные. 4. Основные ракеты А-10 - противотаковые, стоимостью больше стоимости БТР каждая, их применение прямо вытекает из направленности самолёта. У Су-25 тоже были управляемые ракеты с точно таким же набором головок наведения как на мейверике - Х-25/29. Но из направлености самолёта вытекает использование как основных НУРС.
Ну и в заключении хочется добавить, что стоимость А-10 в 4 раза больше стоимости Су-25.
_________________ Россия, XXI век - труба, попы и зомбоящик.
Осколочно-фугасные снаряды PGU-13/B оснащаются стандартными взрывателями М505, 56 г взрывчатого вещества, самоликвидатором и осколкообразующим материалом, эффективным против легкобронированных машин и укрепленных пунктов; начальная скорость 1080 м/c, вес патрона 890 г, вес снаряда 363 г, эффективная дальность стрельбы по наземным целям 3000 метров
Подкалиберные бронебойные снаряды PGU-14/B изготавливаются из обедненного урана, начальная скорость 1250 м/с. Подкалиберный снаряд на дистанции 1200 м пробивает по нормали 50-мм броню.
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 18:19 Сообщений: 2763 Откуда: Новороссийск
_________________
Werov
Заголовок сообщения: Re: А-10 Thunderbolt II
Добавлено: 21 окт 2011, 23:21
Зарегистрирован: 01 фев 2010, 15:51 Сообщений: 60
bredych
Заголовок сообщения: Re: А-10 Thunderbolt II
Добавлено: 27 мар 2012, 12:16
Зарегистрирован: 04 мар 2010, 23:00 Сообщений: 12667
"В прошлом году в ВВС США разбилось два A-10C: в апреле и сентябре. Первый случай обычный - потеря ориентации в СМУ, а второй очень интересный. Производился облёт A-10C после капремонта. Последовательно на разных высотах, с их увеличением, проверялась работа всех систем управления самолётом. Вплоть до 10000 фт (~3000 м) проблем не было. На высоте 15000 фт (~4600 м) выявилась некорректная работа системы предупреждения о сваливании, всё остальное было в порядке, испытания продолжены в соответствии с программой. На 18000 фт (~5500 м) и далее на эшелонах от 240 до 340 - всё то же самое. На эшелоне 340, высота 34000 фт (~10400 м) при проверке выпуска предкрылков на малой скорости и МГ, на выходе из получившегося в результате сваливания с увеличением оборотов двигателей до максимума, оба двигателя остановились. Во время планирования ВСУ удалось запустить на 17000 фт (~5200 м). Начиная с этой высоты и до 2600 фт (~800 м, его катапультирование) лётчик многократно и точно по инструкции пытался запустить то левый, то правый двигатель. В результате ничего не получилось, он в порядке, а самолёт разбит.
В заключении причиной АП признано отключение двигателей и невозможность их запуска, а первым сопутствующим фактором признано состояние захвата (заклинивания) двигателей во время попыток их запуска от ВСУ. В отчёте также приведены данные по катастрофе 14.10.2004 с человеческими жертвами самолёта CRJ-200 (на котором установлена гражданская версия этих двигателей - CF34) компании Pinnacle Airlines. И эти происшествия, по мнению комиссии, являются аналогичными. Вывод такой: при некоторых условиях его отключения, этот двигатель перезапустить в воздухе просто невозможно.
Отчёт комиссии по расследованию (с картинками) вот здесь:
27 сентября. Авиабаза Резервного командования ВВС США Вестовер, шт. Массачусетс, одна из главных баз стратегической военно транспортной авиации Штатов.
Штурмовики A-10C 355'го истребительного крыла сфотографированы в ожидании частичной разборки, погрузки в транспортники "Гелекси" (один взлетает на дальнем плане) и отправки в... пункт назначения не раскрывается. В блоге фанатов "Бородавочника" говорили с ссылкой на источник из личного состава про "Залив". Весь сентябрь то тут то там споттеры замечают переброски серьезных сил авиации, причем конечные цели остаются неизвестными. Уже писал про дюжину "Геркулесов" Командования Сил Специальных операций которых заметили взлетающими с базы в США через день после атаки на посольство, но это далеко не единичные случаи. Например в Испании, на транзитном аэродроме Морон, 24 сентября села, дозаправилась и ушла в неизвестном направлении дюжина F/A-18С морпехов. И таких примеров полно, осиное гнездо расшевелили.
Возможно накапливаются силы для массированного наступления в Афганистане, возможно собираются проучить исламистов Африки, возможно будет все же интервенция в Сирию и т.д. - никто не знает, одни догадки везде.
За счёт профилированной щели увеличивает энергию потока на верхней поверхности крыла. Фиксирован он для простоты конструкции.
bredych
Заголовок сообщения: Re: Вопросы и ответы - 2
Добавлено: 29 окт 2012, 14:19
Зарегистрирован: 04 мар 2010, 23:00 Сообщений: 12667
Срыв особо опасен в зоне ближе к концам крыла, поскольку срыв всегда неравномерен и срыв с конца одной из консолей даст мощный рывок на крен, который не каждый пилот успеет парировать. Срыв же на центроплане дает малый момент на крен и тем менее опасен.
по поводу вопроса - есть ли предкрылки и что на консолях -
Цитата:
Крыло состоит из прямого центроплана, занимающего 34% размаха, и двух трапециевидных консолей со стреловидностью по передней кромке 6°. Относительная толщина центроплана - -15%, консоли - от 13% до 15%. Установочный угол крыла равен 3°, консоли имеют положительное поперечное V, равное 7°. Концы консолей отогнуты вниз (это генерирует мощный вихрь, улучшающий работу концевых секций консолей).
Центроплан и внутренние части консолей снабжены трехпозиционными закрылками Фаулера, отклоняющимися вниз на фиксированный угол 20 и 45°. При отклонении закрылков на 20° выполняется взлет и маневрирование с небольшой скоростью (с перегрузкой до 2,2). При посадке угол отклонения закрылков составляет 45°.
На центроплане имеются автоматические предкрылки (их площадь - 0,02 м²), простирающиеся от бортов фюзеляжа до гондол шасси. На концах крыла расположены элероны площадью 0,094 м². Каждый из элеронов состоит из верхней и нижней частей, способных расщепляться, выполняя при этом роль воздушных тормозов.
- как видно, о разном угле ни слова, зато говорят о смене относительной толщины профиля. И о вингтипах, затрудняющих переток (следствие которого - косое обтекание и появление концевого вихря с его сопротивлением). О предкрылках на консолях тоже ни слова. И задача их на ЦП - всё-таки облегчение работы двигателей, а не срыв как таковой.
Первые комплекты крыльев были собраны в марте 2011 года, а в ноябре прошлого года ВВС США провели первые испытания двух модернизированных самолетов. Какие именно улучшения были внесены в конструкцию крыльев A-10, не уточняется.
(если не считать того, что предкрылок фиксированный, а не автоматический)
Зарегистрирован: 13 фев 2010, 21:32 Сообщений: 3204 Откуда: Москва
bredych писал(а):
(если не считать того, что предкрылок фиксированный, а не автоматический)
Цитата:
As we approach the inboard leading edge of the wing, you will see the leading edge slat. The purpose of the leading edge slat is to help prevent engine stalls during high AOA operations. It does this with the aid of the lift transducer, located on the left wing. As airflow decreases across the transducer, the slats extend approximately 6 inches allowing for an increased airflow into the engines.
Как я понимаю, щель между крылом и предкрылком имеется постоянно, но при достижении определенного УА предкрылок немного выдвигается.
_________________ Если у вас железный организм, четкая программа действий и ясная цель, то вы - межконтинентальная баллистическая ракета.
Чем меньше знаешь физику, тем больше в мире чудес
Granit
Заголовок сообщения: Re: Вопросы и ответы - 2
Добавлено: 29 окт 2012, 16:42
Зарегистрирован: 13 фев 2010, 21:32 Сообщений: 3204 Откуда: Москва
Кстати, к вопросу предотвращения сваливания на крыло. Если внимательно посмотреть на крыло A-10, можно увидеть на передней кромке консолей "stall strip". Как правильно будет в русскоязычной терминологии, генератор срыва ?
_________________ Если у вас железный организм, четкая программа действий и ясная цель, то вы - межконтинентальная баллистическая ракета.
Крыло состоит из центроплана и консолей; стыки их располагаются за гондолами основных опор шасси. Профили крыла имеют большие относительную толщину и кривизну. Центроплан в плане прямоугольный, трехлонжеронный. В нем находятся два топливных бака. В конструкции носка и задней части центроплана использованы сотовые заполнители. Панели обшивки монолитные с подкрепляющими элементами. Концы консолей приподняты вверх, располагаясь под углом 7° по отношению к фюзеляжу, установочный угол отрицательный -1°. Консоли трапециевидные в плане с закругленными спереди законцовками. По конструкции они аналогичны центроплану. На задней кромке крыла навешены элероны и посадочные щитки. Щитки разделены на две секции с каждой стороны. Элероны снабжены триммерами; они могут разделяться пополам в горизонтальной плоскости и отклоняться на большие углы вверх и вниз, используясь как тормозные щитки.
Консоли имеют толстый профиль и отрицательный угол установки - это и есть борьба за приемлемый характер срыва.
Предкрылок на центроплане, как уже написали, несёт другую функцию. Что, впрочем, не мешает ему вносить свой немалый вклад в создание подъёмной силы. Там ещё и гондолы шасси, ЕМНИП, хитро спрофилированы и играют роль гребней.
Granit писал(а):
Кстати, к вопросу предотвращения сваливания на крыло. Если внимательно посмотреть на крыло A-10, можно увидеть на передней кромке консолей "stall strip". Как правильно будет в русскоязычной терминологии, генератор срыва ?
Турбулизатор ("срывник"). Не самое оптимальное решение. =)
paralay
Заголовок сообщения: Re: А-10 Thunderbolt II
Добавлено: 19 апр 2013, 07:18
Администратор
Зарегистрирован: 28 сен 2008, 20:46 Сообщений: 12209 Откуда: Нижний Новгород
ГШ-6-30 и GAU-8
_________________ "Ничто так не обманчиво, как слишком очевидные факты" Артур Конан Дойл
prototype
Заголовок сообщения: Re: А-10 Thunderbolt II
Добавлено: 19 апр 2013, 07:55
Зарегистрирован: 19 май 2009, 20:51 Сообщений: 4193
Несмотря на одинаковый калибр эти две пушки не стоит прямолинейно сравнивать в размерах. GAU-8 не просто гораздо крупнее, она и гораздо мощнее. Вес снаряда больше, Начальная скорость на выходе из ствола в полтора раза и энергия (как производная квадрата скорости и массы). Чудес в жизни не бывает невозможно создать в той же массе и габаритах орудие со значительно большей дульной энергией. Имхо.
Зарегистрирован: 28 сен 2008, 20:46 Сообщений: 12209 Откуда: Нижний Новгород
Цитата:
По огневой производительности пушка ГШ-6-30 оказалась непревзойденной среди всех отечественных артиллерийских систем. Секундный залп ГШ-6-30 достигает 40,2 кг (для сравнения, у НР-30 — 6,15 кг, а у ГШ-23 — 9,33 кг). Характеристики ГШ-6-30 в этой части оставляют далеко позади большинство западных образцов: так, у американской 30-мм пушки GE.430, имеющей четыре ствола, при сходной массе снаряда темп стрельбы равен 2400 выстр./мин. Даже у семиствольной GAU-8A, выглядящей настоящим монстром, уместившимся только на специально созданном под нее тяжелом штурмовике А-10, темп стрельбы составляет до 4200 выстр./мин, а секундный залп равен 24,6 кг. При этом по весу GAU-8A, оснащенная собственным гидроприводом, тянет за 280 кг, вдвое превосходя ГШ-6-30 (ее вес равен 145 кг).
25 мая на авиабазу Дэвис-Монтэн в штате Аризона (Davis-Monthan Air Force Base) прибыли последние четыре штурмовика A-10C расформировываемой 81-й истребительной эскадрильи ВВС США (81st FS 'Panthers') с авиабазы Шпангдалем в Германии. Таким образом, теперь в Европе не осталось не только американских танков, но и американских штурмовиков.
Сейчас этот форум просматривают: Yandex [bot] и гости: 22
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения