|
Автор |
Сообщение |
Victor
|
Заголовок сообщения: Концепция модульного истребителя Добавлено: 25 сен 2010, 18:23 |
Зарегистрирован: 23 янв 2009, 13:42 Сообщений: 216
|
Предлагаю обсудить концепцию модульного самолета, превосходящего по критерию эффективность/стоимость перспективный истребитель пятого поколения. Сколько сил, времени и денег тратится на то, чтобы повысить тягу двигателя на лишнюю тонну. Сколько изобретательности на то, чтобы впихнуть во внутренний отсек лишнюю ракету. А зачем? Делаем вместо одного самолета за 100 миллионов три самолета по 30 миллионов. Или пять по 20. На одном два пилота (в стеклянной кабине только один), пушка и две ракеты ближнего боя. На втором только радар, баааальшой. На третьем ракеты ДВБ, бомбы и прочее оружие (его же можно использовать как топливозаправшик). Второй и третий беспилотные, конечно. Тяги море, никаких монокристаллических лопаток и прочих извращаений. Двигатель дешевый значит. На то чтобы ве это сбить нужна уже не одна ракета, а три. Компоновка резко упрощается. Можно добавить им четвертый самолет, который будет их взлетать и сажать, тогда можно убрать шасси. Не исключено, что в таком варианте можно обойтись и без форсажных камер, тяги и так хватит. Требования по аэродинамике к ним разные. Те, что с радаром и оружием, на дозвуке могут особо не маневрировать. В перспективе можно дабавить еще сверхманевренный БПЛА с перегрузкой за 10g
В наземной ПВО давно победила модульность. Представьте себе С-400 на одной машине - чтобы и радар, и ракеты, и пункт управления на одном шасси ездили. Так какой смысл в воздухе то извращаться?
|
|
|
|
|
гело
|
Заголовок сообщения: Re: Концепция модульного истребителя Добавлено: 25 сен 2010, 18:29 |
Зарегистрирован: 07 фев 2009, 18:14 Сообщений: 7228
|
--А теперь представте что из всей этой "Эскадрилии в одном флаконе" один из ее элементов не сможет взлететь--например БООЛЬШОЙ радар --как воевать будем. Вообщето конечно как то будем.....
_________________ Беда России не в дураках и дорогах, а в дураках, указывающих дорогу!
|
|
|
|
|
Victor
|
Заголовок сообщения: Re: Концепция модульного истребителя Добавлено: 25 сен 2010, 18:34 |
Зарегистрирован: 23 янв 2009, 13:42 Сообщений: 216
|
Истребители по одному обычно не летают, так что пойдет по нескольку каждого сорта. И как раз когда один собьют, например, то ничего страшного. Оставшиеся уйдут под управление соседей.
|
|
|
|
|
гело
|
Заголовок сообщения: Re: Концепция модульного истребителя Добавлено: 25 сен 2010, 18:45 |
Зарегистрирован: 07 фев 2009, 18:14 Сообщений: 7228
|
---А если задача "точечная'--типа уничтожение одной цели--тогда тоже им всей толпой взлетать Не слишком ли по ресурсам расточительно
_________________ Беда России не в дураках и дорогах, а в дураках, указывающих дорогу!
|
|
|
|
|
PPP
|
Заголовок сообщения: Re: Концепция модульного истребителя Добавлено: 25 сен 2010, 18:49 |
|
Victor"Выносим" радар (бааальшой ) - тем более, что он "светит" (более того - между самолетами идет достаточно серьезный радиообмен - данными - причем от радарщика к остальным - больше всех - освещение обстановки) - и спокойно добиваем беззащитных (потому как слепых) остальных.
|
|
|
|
|
--
|
Заголовок сообщения: Re: Концепция модульного истребителя Добавлено: 25 сен 2010, 19:17 |
|
Здравое зерно в идее безусловно есть. =)
А передача данных может вестись не только по радиоканалу. Загоризонтных дальностей не требуется - можно использовать лазерный даталинк.
|
|
|
|
|
Victor
|
Заголовок сообщения: Re: Концепция модульного истребителя Добавлено: 25 сен 2010, 19:57 |
Зарегистрирован: 23 янв 2009, 13:42 Сообщений: 216
|
В том то и дело, что радар светит. Он в любом самолете светит, а специализированный отличается только тем, что у него больше щансов светить меньше, а видеть лучше. Например, разместить радар можно более удачно. И вы все время забываете, что радаров (как и всего остального) несколько. Оставшиеся самолеты смогут пользоваться оставшимся в живых радаром. Наладить между ними обмен данными куда проще, чем спрятать излучающий радар, как это должен делать F-22. Ну например. Передача данных идет на непредсказуемой и постоянно меняющейся частоте. При этом излучать основную мощность может не сам самолет, а небольшой ретранслятор, который летит рядом или буксируется. Расстояние между самолетами группы сотни метров, ну километр, ну два. А супостат должен услышать этот сигнал за несколько десятков км, да еще на частоте, которую не знает. Да еще отличить такой сигнал от десяти ложных в воздухе и десятков тысяч сигналов раций на земле. Совершенно нереально.
|
|
|
|
|
Арсений
|
Заголовок сообщения: Re: Концепция модульного истребителя Добавлено: 25 сен 2010, 23:40 |
Зарегистрирован: 11 янв 2010, 18:15 Сообщений: 118
|
То есть автор предлагает вынести часть боевых систем за пределы самолета на БПЛА. Это имеет смысл делать тогда, когда эти системы становятся такими здоровыми, что нет возможности запихать все на основной самолет без потери качеств.
Я думаю, что это ОЧЕНЬ дорого.
Придется дублировать кучу общесамолетных систем - двигатели, планер, топливная система, агрегаты управления и.т.п... Откуда утверждения о том, что "тяги-море", "монокристаллические лопатки не нужны" и.т.п...? Нужны те же самые двигатели, только их будет в 2 раза больше. А значит, в 2 раза больше керосина, зап. частей, человеко-часов обслуживания и.т.п...
А почему бы, скажем, на самолет-радар не повесить ракеты?
|
|
|
|
|
Victor
|
Заголовок сообщения: Re: Концепция модульного истребителя Добавлено: 26 сен 2010, 00:04 |
Зарегистрирован: 23 янв 2009, 13:42 Сообщений: 216
|
Тяги море потому, что если снять с самолета вооружение и радар, то: - уменьшится вес; - уменьшится мидель; - уменьшится потребность в топливе, а значит опять же уменьшится вес. Положительная обратная связь, снимаем одно и это позволяет снять другое. Экипаж вместе с фонарем, системой жизнеобеспечения, катапультой и пр. весьма объемная и тяжелая штука. Так что двигатели нужны не те же самые. Допустим, без форсажной камеры можно обойтись. А это снова вес - уже двигателя. Опять положительная обратная связь.
Увеличение числа самолетов увеличивает серию - следовательно опять удешевляет. БПЛА все равно нужен. Тут можно достичь унификации с тяжелым БПЛА.
Что касается ракет на самолете-радаре, это вопрос обсуждаемый. Тут главное унификация. Чтобы все эти самолеты были максимально похожи друг на друга и основной БПЛА. Чтобы можно было поставить их производство на конвейер или почти на конвейер. Я исходил из того, что радар, экипаж и оружие примерно сопоставимы по занимаемому объему и весу. То есть все самолеты имеют практически один и тот же планер и двигатели. И при этом действуют в едином строю, не имея слабого звена - то есть самолета, который, например, не мог бы выходить на суперкруиз.
|
|
|
|
|
ЦАРь
|
Заголовок сообщения: Re: Концепция модульного истребителя Добавлено: 26 сен 2010, 01:03 |
Зарегистрирован: 16 июн 2010, 18:23 Сообщений: 5568
|
PPP писал(а): Victor"Выносим" радар (бааальшой ) - тем более, что он "светит" (более того - между самолетами идет достаточно серьезный радиообмен - данными - причем от радарщика к остальным - больше всех - освещение обстановки) - и спокойно добиваем беззащитных (потому как слепых) остальных. Вынесли радар - остальная группа тут же показывает противнику хвост - и форсаж. В результате потеря - один самолёт из пяти дешёвых. А если б вынесли большой самолёт (который "всё-в-одном" - и радар, и вооружение, и летуны) - то потери были бы больнее. С другой стороны эта идея наталкивается на этакое соотношение неопределённостей. Что лучше - пять самолётов, из которых один - большой радар, второй - большая станция РЭБ, третий - 8 тонн вооружения и т.п. или же пять самолётов, каждый из которых несёт маленький радар, маленький контейнер РЭБ, 1,6 тонны оружия? Особенно если мы можем комбинировать картинку со всех радаров (пользуясь высокоскоростным оптическим даталинком, например), координировать РЭБ и нанесение ударов? ИМХО максимум, как можно разбить - это два самолёта. Один - уберстелс, другой - уберавакс. Ну и чтоб уберавакс оставался вне зоны досягаемости ПВО, пока уберстелс творит своё грязное дело. Но как показала практика Найтхоков в Югославии - эта идея не айс
_________________ Как на рваных парусах...
|
|
|
|
|
Victor
|
Заголовок сообщения: Re: Концепция модульного истребителя Добавлено: 26 сен 2010, 14:21 |
Зарегистрирован: 23 янв 2009, 13:42 Сообщений: 216
|
Создатели F-22 доказали, что стелс не всегда мешает аваксу. Другое дело, что без радара самолет все равно будет незаметнее. Те, что с оружием, как самые незаметные (фонарь ведь тоже светит), могут идти немного впереди.
Несколько маленьких с маленькими радарами однозначно будут намного дороже. Очевидно, что три маленьких радара дороже, чем один большой. Кабина экипажа, думаю, тоже не дешевая. И не забываем про зарплату и подготовку летчиков. Одно дело летчик и штурман, другое три летчика. Много маленьких радаров не увидят так далеко, как один большой. Хотя если умудриться создать разнесенный радар, то да. Но такого даже в наземном ПВО пока не создали, а когда создадут, все - отлетались. Против разнесенных РЛС авиация ничего сделать не сможет.
Другое дело, что если идет три комплекта самолетов, то никому не надо показывать хвост, пока противник не вынес все три радара. Обезрадаренные просто переключаются на другой радар. Не говоря уже о том, что в ближнем бою без радара можно обойтись, есть ОЛС. Тут еще преимущество в том, что часть самолетов можно вообще сразу выводить из ближнего боя. Носитель вооружения, например. Ракеты выпустил - все, идет в автоматическом режиме на базу. Даже если бой проигран, он остался цел.
|
|
|
|
|
Арсений
|
Заголовок сообщения: Re: Концепция модульного истребителя Добавлено: 26 сен 2010, 15:08 |
Зарегистрирован: 11 янв 2010, 18:15 Сообщений: 118
|
Виктор, что значит "большой радар"? Большие радары ставят на ДРЛОиУ, стоит это много денег, хотя и эффективнее. Если Вы имеете ввиду "большой" радар в пределах помещаемого на истребитель, то напишите, насколько большой? Диаметр антенного полотна? Количество ППМ? Это напрямую влияет на мидель, а значит нужен более мощный двигатель, и больше топлива. Вы предлагаете: Цитата: На одном два пилота (в стеклянной кабине только один), пушка и две ракеты ближнего боя. Что это будет за самолет? Сколько тяги ему надо, и как он будет при этом летать? Сколько топлива надо? Прорисуйте более детально свою идею. Что такое "разнесенный радар"?
|
|
|
|
|
Victor
|
Заголовок сообщения: Re: Концепция модульного истребителя Добавлено: 26 сен 2010, 18:11 |
Зарегистрирован: 23 янв 2009, 13:42 Сообщений: 216
|
Большой радар это радар в полтора-два раза больший по площади и числу ППМ, чем у F-22. Мидель формирует не только радар, но и фонарь и отсеки вооружения. Тут остается только радар, поэтому я надеюсь, что мощный радар можно будет уместить в легкий истребитель. То есть хватит одного двигателя от Т-50. Стоит под углом перед воздухозаборником, его обтекатель формирует тело сжатия. Возможен вариант со вторым огромным радаром в плоском брюхе переходящем в крылья. Когда надо осмотреться, самолет встает на большой угол атаки и смотрит большим брюшным радаром. Или оглядывается, делая вираж и тем самым ставя радар почти вертикально.
Пилотируемый самолет это легкий же истребитель управления и БВБ. На нем нет радара (или минимальный радар для БВБ) , но есть ОЛС. Мидель и вес минимизированы за счет отсутствия радара и отсека под тяжелые ракеты. Топливо соответственно тоже помещается больше. То есть это тоже легкий истребитель с одним двигателем от Т-50. Но радиус действия у него как у тяжелого.
Тоже самое и БПЛА-носитель оружия. И у него один двигатель от Т-50. Каждый из этих трех может не только действовать в составе тройки, но и придаваться Т-50 в качестве усиления. Поэтому их радиус действия надо подгонять под Т-50.
Разнесенный радар пока фантастика. Это несколько маленьких радаров (точнее антенн), действующих как один большой и обладающих мощностью и дальностью одного большого. Очевидно, что если можно разрезать радар С-400 на 40 частейи разместить их на "мотоциклах с коляской", то авиации как роду войск просто конец, так как уничтожить все сорок антенн практически невозможно.
|
|
|
|
|
|
|