Форум "Стелс машины"
http://paralay.iboards.ru/

ЭПР и композиты
http://paralay.iboards.ru/viewtopic.php?f=32&t=1191
Страница 7 из 14

Автор:  allocer [ 27 июн 2011, 14:23 ]
Заголовок сообщения:  Re: F-35 Lightning II

Ну.. Для конус-сферы:
Изображение
http://inside.mines.edu/~mganesh/GH_pap2_figures/images/web_cone_10.jpg
http://inside.mines.edu/~mganesh/GH_pap2_figures/images/web_monorcs_CS_n125_3dpolar.jpg

edit: поправил.

Автор:  flateric [ 28 июн 2011, 23:42 ]
Заголовок сообщения:  Re: F-35 Lightning II

http://deepblue.lib.umich.edu/bitstream ... 01.001.pdf

Title: Radar Cross-Section of the B-70 Aircraft
Authors: Hiatt, R. E.
Senior, Thomas B. A.
Issue Date: Feb-1960
Publisher: University of Michigan. Radiation Laboratory

Автор:  allocer [ 18 сен 2011, 18:59 ]
Заголовок сообщения:  Re: ПАК ФА Т-50 (часть 3)

"Radar-absorbing materials (RAMs) are applied only in areas where there are "special problems", and they have very little to do with the average RCS" (c) David Lynch

Автор:  Well [ 18 сен 2011, 19:50 ]
Заголовок сообщения:  Re: ПАК ФА Т-50 (часть 3)

Может что-то другое имелось ввиду? Или тогда у меня куча вопросов:

- если нет тонкого слоя шоколода тогда какая ЭПР у ф-22 на боковой проекции? Там же сплошная ровная плита?
- зачем были нужны немерянные затраты на спец покрасочные роботы?
- почему по нему надо бегать только в чистых носках :) если там голое железо?

Автор:  allocer [ 18 сен 2011, 20:51 ]
Заголовок сообщения:  Re: ПАК ФА Т-50 (часть 3)

Нет, имелось в виду именно это. И практически все источники (не говоря уж о расчётных схемах, очевидно определяющих вклад элементов в заметность) это подтверждают.

Насчёт "бегать в чистых носках" - не знаю, не в курсе. На горыныча сейчас тоже вставать почти нигде нельзя, хотя РПМа на первом лётном чуть меньше, чем нет совсем. Покрасочные работы у хряпы как и везде покрасочные работы:
http://www.popmech.ru/images/upload/f_22_assembling1_1314859124.jpg
Кстати, присмотревшись внимательнее, можно увидеть интересные особенности.
И ещё раз кстати, многоуважаемый флатерик выкладывал очень (ну прямо таки ОЧЕНЬ) интересную картинку за авторством КБ Сухого:
Изображение
И посмотрев внимательнее на все известные науке стелсы, вы увидите примерно то же самое.
Что-то у меня не работает PrintSreen, не могу скрин из книжки выдрать. Но всё наглядно пояснено в E.Knott "Radar cross section, 2 ed", страница 227, рис. 6.1

А сбоку у хряпы много. Весьма. Критически больше, чем было у вдовы. Но с другой стороны, драматично лучше, чем, например, у Су-27 (там вообще астрономические цифры, которые с заметностью эсминца в узких секторах тягаться могут). И огромный, неестественно смещённый вперед павлиний хвост хряпы не просто так там оказался - требования заметности (с учётом концепции применения, конечно) тоже сказали своё слово.

Но всё познаётся в сравнении. Уголковые отражатели на "глонассах" для коррекции орбиты имеют ЭПР в оптическом диапазоне в широких углах 80 (!!!) миллионов (!!!) кв. м. А всего-то 12 модулей скромных размеров, благо волны в оптике очень уж короткие, а всё через них вычисляется.

Автор:  Well [ 19 сен 2011, 18:47 ]
Заголовок сообщения:  Re: ПАК ФА Т-50 (часть 3)

Хорошо, будем считать что я вам верю и все что я написал это бред, но почему тогда у всех стелсов стык фонаря с фюзеляжем совпадает с направлением основных и пиков, а для Т-50 это не важно? И кстати те розовые зоны что обозначены для Беркута, там не РПМы, а там целые радиопоглощающие конструкции стоят.

Автор:  allocer [ 19 сен 2011, 20:44 ]
Заголовок сообщения:  Re: ПАК ФА Т-50 (часть 3)

Есть более детальная информация по беркуту? Милости просим.

Что же касается "всех стелсов", то с чем они совпадают здесь?
http://www.brazd.ru/foto/x32.jpg

Но переходим к моим любимым сетчатым конструкциям: для радиоволн подобная конструкция:
http://repitery.ru/images/product_images/info_images/343_0.jpg
является полным эквивалентом монолитного зеркала. Теперь заменим всю сетку на монолит, оставив одну щель - ничего не изменится, она останется эквивалентом монолитного радиозеркала. И в чем разница такой щели и щели между сдвижной и неподвижной частями фонаря? В крайнем случае резинку уплотнения металлизируют, металлическую щётку наклеют или уж совсем дубовый вариант - перед серьёзными вылетами проводящими полосками щель заклеивать будут.

Если разрыв в геометрии ощутимо меньше длины волны, то для радиоволн можно полагать, что разрыва нет и объект является гладким. Меня, если честно, в вопросах заметности больше не наличие/форма сдвижной части беспокоит, а точка касания остекления с рамой - ведь металлизация наносится на внутреннюю часть и можно принять толщину стекла в 5 мм. Для L-диапазона это пофиг дым, для X уже вопросы вызывает, а, например, для Ka диапазона (0,5-1 см) это уже очень много. Хотя, возможно, например, что стекло многослойное и металлизация на меньшей глубине, или сопряжение стекла с рамой хорошо решено - тогда нормально.

Нет, конечно, целиковый фонарь кошернее с точки зрения заметности. Но заметность не единственная характеристика самолёта, всегда на компромиссы идут.

Кстати, небольшой ликбезик - может, будет интересно - это касаемо исключения отражений в радар супостата от внутренностей кокпита для прозрачных элементов
Код:
Наименование защитного материала - Толщина покрытия | Сквозное затухание микроволн (дБ) на частотах 5.9 ГГц | 9.7 ГГц | 18.8 ГГц | Оптическая прозрачность

Золотая пленка - 11 ммк                             |  6,4 | 10,0 | 21,0    ||| 49
Золотая пленка - 30 ммк                             | 28,0 | 30,0 | 40,0    ||| 24
Золотая пленка - 75 ммк                             | 34,0 | 40,0 | 57,8    ||| 3,2
Медная сетка - 8 яч./см                             | 30,0 | 27,0 | 27,0    ||| 50
Свинцовое стекло 8.3 мм                             |  5,2 |  6,0 |  8,0    ||| 85
Люсит - 5.0 мм                                      |  1,0 |  3,0 |  6,0    ||| 92
Стекло с проводящим покрытием 150 ммк               |  8,0 |  8,0 |  8,0    ||| 85
Стекло с проводящим покрытием 70 Ом 300 ммк         | 10,4 | 10,0 |  9,0    ||| 80
Стекло с проводящим покрытием 150 Ом 1.5 ммк        | 20,4 | 19,2 | 31,0    ||| 45
Стекло с окисно-металлизированной пленкой ту 166-63 | 20,0 | 20,0 | 20,0    ||| 73

Автор:  Well [ 19 сен 2011, 20:59 ]
Заголовок сообщения:  Re: ПАК ФА Т-50 (часть 3)

Нет по Беркуту нету, но было много фоток по беспилотникам всяким. Они всегда демонстрируются в производстве без передней кромки. Более того когда-то пробегало описание Ф-22 в этой области (возможно даже от Флатерика) и в частности то что воздухозаборники его имеют именно радиопоглощающую структуру а не только обмазку РПМом.

Теперь о виндовсах :)

Я говорил о стыке фюзеляжа и лобового стекла. Ту машину что вы привели сложно назвать стелсом. Это ихний Т-50 всего навсего. И вот вам соседние примеры:
http://4.bp.blogspot.com/_80_yaznP3lM/TRv634Hi-kI/AAAAAAAABMw/HK3r1YkyK6c/s1600/X-35.jpg
http://blogs.defenceaviation.com/wp-content/uploads/2011/06/f35-joint-strike-fighter.jpg

Согласитесь вторая версия намного разумнее выглядит

Автор:  allocer [ 19 сен 2011, 21:07 ]
Заголовок сообщения:  Re: ПАК ФА Т-50 (часть 3)

Ну, теоретических изысканий (а так же рендеров и рисунков) я сам привести сколько угодно могу. Кстати, ещё один пепелац:
Изображение

Про описание в части кромки крыла хряпы - по-подробнее, пожалуйста. Я многое бы дал, за возможность ознакомиться со сломом его крыла вблизи. Или хотя бы с фотографией высокого разрешения. Или хотя бы с какой-нибудь фотографией.

Ну и в заключение о "логичности". Как катапультироваться будете? Или как у F-22 смертников будете уверять, что "катапульта (а так же гермокостюм на 22 км) не понадобится, всё равно вас никто не собьёт"? Скидываете фонарь на 2 махах и вам 5 тонн скоростного напора в рожу, а вы в лёгкой маске.
Или с другого ракурса подойти: если предлагается выбор: либо хуже заметность на 1 дБ но без ограничений по скоростному напору и без оптических искажений, либо лучше на 1 дБ с заметностью, но на 2 махах не более 5 минут и оптические искажения как через лупу - я совершенно логично выберу первый вариант.

Автор:  allocer [ 20 сен 2011, 09:04 ]
Заголовок сообщения:  Re: ПАК ФА Т-50 (часть 3)

Well писал(а):
С 23-им не совсем понятно, все-таки несерийник
А то, что сейчас летает под индексом Т-50 - это больший серийник?

Well писал(а):
но есть и его забавная фотография
http://i044.radikal.ru/0908/4f/181a09ae82c3.jpg
Без переднего стекла - сняли на обслуживание (музейный экспонат уже, насколько понимаю). Откидная часть-то совершенно аналогичная - в чём проблема?

Well писал(а):
Все та же параллельность кромок, только тут не для разреза стекло-фюзеляж, а для стыка каркас фонаря-фюзеляж.
Вот ведь капризный! Что конкретно тут лучше, чем у горыныча?

Well писал(а):
Через фонарь естественно. Ничего в этом нового и необычного нет.
Разрушаемый взрывом? Так ведь применяется стекло, а не плексиглас - там осколки мерзко могут сработать.

Well писал(а):
Насчет децибел туда, децибел сюда. Я не знаю что бы выбрал. Тут так с наскока не скажешь. Можно выбрать сверхзвук и потом ниразу его не использовать.
А можно выбрать безальтернативную заметность, получить очередной утюг, который лихо завалят комплексом 40-летней давности.

Автор:  PKS [ 20 сен 2011, 16:55 ]
Заголовок сообщения:  Re: ПАК ФА Т-50 (часть 3)

Насколько я понял вопрос, речь про отстутствие вот такого какбе "стелсового" носка фонаря.

Автор:  Well [ 20 сен 2011, 18:25 ]
Заголовок сообщения:  Re: ПАК ФА Т-50 (часть 3)

>> Насколько я понял вопрос, речь про отстутствие вот такого какбе "стелсового" носка фонаря.

Да именно такая стыковка стекла и железа позволяет сконцентрировать пики отражения и вобщем-то не требует каких-то особых жертв.

>> чем в этом плане козырёк Т-50 хуже козырька YF-23/F-23?

Ну во-первых козырька Ф-23 мы так и не увидели, а во-вторых у него есть интересная особенность - стекло с рамой стыкуется аналогично Т-50, а вот рама уже имеет вполне характерную кромку (это видно на фото вдовы с демонтированным козырьком). Если обеспечить равность отражающей способности фонаря и рамы, то стык вполне себе разумен.

Автор:  flateric [ 20 сен 2011, 18:28 ]
Заголовок сообщения:  Re: ПАК ФА Т-50 (часть 3)

Well писал(а):
Ну во-первых козырька Ф-23 мы так и не увидели

там все было абсолютно так же как на YF-23A

Автор:  Well [ 20 сен 2011, 18:29 ]
Заголовок сообщения:  Re: ПАК ФА Т-50 (часть 3)

Откуда вы это знаете?

Автор:  flateric [ 20 сен 2011, 18:38 ]
Заголовок сообщения:  Re: ПАК ФА Т-50 (часть 3)

:facepalm:

http://www.secretprojects.co.uk/YF-23%204%20View.gif

Автор:  Well [ 20 сен 2011, 19:14 ]
Заголовок сообщения:  Re: ПАК ФА Т-50 (часть 3)

Да я видел этот чертеж. Но это не Ф-23, это только чертеж. Тем более "23 апреля 1991 года было объявлено о выборе самолета YF/A-22 с двигателями "Пратт-Уитни" F119" а дата чертежа 12/12/1990. Прототип то летал только 4 месяца.

Автор:  flateric [ 20 сен 2011, 19:19 ]
Заголовок сообщения:  Re: ПАК ФА Т-50 (часть 3)

это не "просто чертеж"
до 31/12/1990 обе команды должны были предоставить ВВС предложения уже по серийным машинам
что и было сделано

Автор:  Well [ 20 сен 2011, 19:59 ]
Заголовок сообщения:  Re: ПАК ФА Т-50 (часть 3)

Конечно. Это именно предложение. А потом началось проектирование, которое закончилось весной 1997 г. (условно конечно закончилось). Вы ж понимаете что за 7 лет изменилось в облике самолета очень многое. А кстати нет случайно такого же чертежа ф-22, чтоб сравнить предлагаемый и реальный облики?

Автор:  flateric [ 20 сен 2011, 20:24 ]
Заголовок сообщения:  Re: ПАК ФА Т-50 (часть 3)

January 3, 1991
The Lockheed/Boeing/General Dynamics team makes its oral summary presentation to the Air Force.
December 16, 1991
External design of F-22 is frozen during the Air Vehicle Requirements/Design Review Update.

June 4, 1992
The F-22's design review update (DRU) is completed.
April 30, 1993
Air Vehicle Preliminary Design Review (PDR) is completed. PDR completes the third and final phase of preliminary design work on the F-22. Final development phase, detailed design, now begins. This was also the first major event held in the new L-22 Building.
December 8, 1993
The first part of the first flyable F-22 is made.
October 6, 1994
Charles Wilkey, a milling machine operator, begins fabrication of the first part LASC is building for the first flyable F-22. The aluminum part is an engine inlet dust frame segment.
December 1994
Lockheed Fort Worth Company begins fabrication of the first graphite composite parts for the first mid fuselage of the first flyable F-22. This initial composite parts fabrication follows an extensive risk reduction program that began early in the EMD phase.

Автор:  flateric [ 20 сен 2011, 20:40 ]
Заголовок сообщения:  Re: ПАК ФА Т-50 (часть 3)

Well писал(а):
А кстати нет случайно такого же чертежа ф-22, чтоб сравнить предлагаемый и реальный облики?

нет там еще наших людей в архивах...

Автор:  Гость [ 21 сен 2011, 11:14 ]
Заголовок сообщения:  Re: ПАК ФА Т-50 (часть 3)

PKS писал(а):
Насколько я понял вопрос, речь про отстутствие вот такого какбе "стелсового" носка фонаря.

Странно,разве YF-23 чем то в этом плане отличается?Вроде тоже самое.
Изображение
Изображение
Изображение

Автор:  allocer [ 27 сен 2011, 15:32 ]
Заголовок сообщения:  Re: Вопросы и ответы - 2

Сверхзвук до 2 махов для стелсов задача непростая и по сравнению с дозвуковым, лежит в основном в области материаловедения. По совершенно очевидным причинам, основные нагрузки (и термические, и механические) приходятся на кромки воздухозаборников, кромки крыла, оперения, килей и прочие атакующие поверхности. По неприятному стечению обстоятельств именно эти же поверхности в большинстве актуальных задач обеспечивают основной вклад в заметность для стелс-истребителей. И радиопоглощающие материалы/структуры, способные длительно работать (и главное - сохранять свои свойства) в этих условиях (скоростные нагрузки в несколько тонн/м2 с большими флуктуациями, нагрев до 200-300°С, значительная вибрация) получить очень сложно и дорого.

Поэтому просто продавить через звуковой барьер стелсоподобный самолёт, поставив более мощные двигатели, не достаточно, чтобы сделать сверхзвуковой стелс.

Сверхзвук более 2 махов для стелса - задача принципиально более сложная даже чем описанная выше и влияющих факторов там несравнимо больше

Автор:  audiserg [ 17 дек 2011, 20:40 ]
Заголовок сообщения:  программа расчета RCS

Наткнулся тут на девианарт на рисуночек

http://fc02.deviantart.net/fs71/f/2011/175/9/9/aircraft_rcs_comparison_by_stealthflanker-d3ju5hn.jpg

хз как его поменьше сделать....
автор утверждает следующее
"Oh and for the simulation i use a program called "MGL-RCS" made by Professor Levent Sevgi , a well known RADAR Expert from Turkey .

You can read his Bio and download the software here

http://www3.dogus.edu.tr/lsevgi/

The software uses 3DS file format."
Думаяю многим будет интересно.
сама прога и док.
Вложение:
MGL_RCS.zip

Вложение:
elk-18-3-8-0912-7.pdf

У кого есть ПАКФА и Раптор в 3ds? :idea:

Автор:  allocer [ 17 дек 2011, 21:22 ]
Заголовок сообщения:  Re: программа расчета RCS

Насколько я понял, там используется физическая оптика - для стелсов она подходит слабо, ошибается сильно. На полностью гранённых объектах типа F-117 она даст вообще некорректный результат. Уфимцев не просто так свои краевые волны разрабатывал. По минимуму по уфимцеву писать надо или по геометрической теории дифракции. А лучше, конечно, MOM, только бы суперкомпьютером разжиться.

Но поиграться если кому интересно всегда полезно. Это в любом случае куда ближе, чем любимая дядей Мишей "одна цифра".

Автор:  Francuz [ 12 янв 2012, 23:24 ]
Заголовок сообщения:  Re: ЭПР и композиты

МОСКВА, 12 января. (АРМС-ТАСС). В ЦАГИ завершились прочностные испытания опытного образца кессона крыла самолета, выполненного из композиционных материалов (КМ). Как сообщили АРМС-ТАСС в пресс- службе ЦАГИ, исследования, выполненные по заказу ЗАО "АэроКомпозит" в рамках работ по перспективному ближнесреднемагистральному самолету (БСМС) МС-21, подтвердили соответствие расчетных моделей и конструктивных параметров кессона, заложенных на этапе проектирования.
Статические испытания завершили комплекс прочностных исследований и определили предельную нагрузку для данного экземпляра опытного образца кессона крыла, проинформировали в институте.
В процессе одного из самых ответственных испытаний к прототипу была приложена экстремальная нагрузка, при этом разрушение произошло в ожидаемой зоне.
На предыдущих этапах также успешно были проведены частотные и жесткостные испытания прототипа кессона, в ходе которых на опытный образец наносились искусственные возможные в производстве и эксплуатации дефекты и повреждения.
Полученные данные будут использованы при дальнейшем проектировании самолета МС-21. Результаты измерений дополнят базу данных для последующей сертификации и эксплуатации силовых композитных конструкций, в том числе с учетом ударных регламентируемых повреждений.
По словам начальника комплекса прочности летательных аппаратов ЦАГИ Михаила Зиченкова, в процессе испытаний была получена важная информация для совершенствования методики испытаний крупных силовых композитных конструкций. "Уникальная база комплекса прочности летательных аппаратов ЦАГИ позволила на высоком современном уровне провести столь сложные и трудоемкие исследования", - подчеркнул Михаил Зиченков.
В настоящее время в ЦАГИ начались работы по подготовке к ресурсным испытаниям следующего экземпляра опытного образца кессона крыла из КМ. Весь комплекс расчетных и экспериментальных исследований направлен на обеспечение безопасности по условиям прочности, аэроупругости и ресурса самолета с композитным крылом.

Автор:  Гоха [ 07 фев 2012, 11:09 ]
Заголовок сообщения:  Re: ЭПР и композиты

:mrgreen:

Автор:  flateric [ 07 фев 2012, 12:09 ]
Заголовок сообщения:  Re: ЭПР и композиты

нанопопил очередной

Автор:  axe [ 16 июл 2012, 22:16 ]
Заголовок сообщения:  Re: ЭПР и композиты

расскажите о молниезащите в ЛА(бла) из композитов(углепластиков), или дайте ссылки на русскоязычные ресурсы пожалуйста.

Автор:  Composer [ 21 июл 2012, 21:16 ]
Заголовок сообщения:  Re: ЭПР и композиты

Самый распространенный способ - металлизация поверхности. С помощью сеток, фольг. А также установка шин - сплошных либо сегментных (на радиопрозрачных обтекателях).
Русскоязычных ресурсов на эту тему не встречал.
Иностранных найти можно не мало - правда в основном довольно поверхностного либо рекламного содержания.
Да, из отечественной экзотики можно порекомендовать поискать труды ВИАМа по модной НАНОтеме. Посмотри на их сайте публикации за 2011 год - по моему там кое-что о повышении молниестойкости углепластиков было...

Автор:  paralay [ 21 июл 2012, 21:50 ]
Заголовок сообщения:  Re: ЭПР и композиты

axe писал(а):
расскажите о молниезащите в ЛА(бла) из композитов(углепластиков), или дайте ссылки на русскоязычные ресурсы пожалуйста.

Вот тут пример такой защиты: http://paralay.com/starship.html

Страница 7 из 14 Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
http://www.phpbb.com/