30 дБ = 20 lg k -> k = 10^1.5 = 31.6 0.3 / 31.6 = 0.01 и Ваши 0.0003 что то не получается так что учите матчасть
Сынок, не учи отца...и баста
Перевод децибелов в разы: 10^(дБ/10).
Итого: 10^(30/10) = 1000 раз
ooooboy
Заголовок сообщения: Re: ЭПР и композиты
Добавлено: 04 июн 2010, 14:27
EOTS на F-35 черезчур внешним видом напоминает помоему тп-23 а вот что французики под малой ифракасной заметностью понимают
paralay
Заголовок сообщения: Re: ЭПР и композиты
Добавлено: 17 июл 2010, 08:01
Администратор
Зарегистрирован: 28 сен 2008, 20:46 Сообщений: 12211 Откуда: Нижний Новгород
"Работы по снижению заметности надводных кораблей в радиодиапазоне были начаты в 60-е годы НИИ ВМФ и промышленности. Создавались специальные стенды, на которых в лабораторных условиях на моделях кораблей определялись параметры вторичного (отраженного) радиолокационного поля. У истоков создания стендов стояли такие ученые, как В.Д.Плахотников, Л.Н.Гриненко, Д.В.Шанников, В.О.Кобак, В.П.Пересада, Е.А.Штагер (впоследствии ведущие специалисты в области исследования радиолокационных характеристик кораблей). Для исследования радиолокационных характеристик в натурных условиях созданы специальные измерительные комплексы. Были введены в эксплуатацию стационарные радиолокационные полигоны на Балтийском и Черном морях. Первый из них в заливе Хара-Лахт в Эстонии принадлежал 1-му ЦНИИМО и располагал радиолокационным измерительным комплексам РИК-Б. На нем впервые исследованы параметры вторичного радиолокационного поля отечественных кораблей в натурных условиях. Выполнение этой работы поручалось Г.А.Печко и В.М.Горшкову. Полигон в Севастополе был дополнительно укомплектован несколькими специализированными радиолокационными станциями с высоким разрешением по двум координатам и трехчастотной разных диапазонов и назначений. Особая заслуга в его создании принадлежит Е.А.Штагеру. В связи с утратой измерительных комплексов в Эстонии и на Украине основная нагрузка в части измерения параметров вторичного радиолокационного поля кораблей ВМФ ныне легла на район г. Приморска Ленинградской области, куда в 1993г. перебазировался полигон 1-го ЦНИИМО. Результаты измерений радиолокационных характеристик отечественных кораблей за период 60-90-х годов позволили создать атлас, в который вошло большинство кораблей и судов ВМФ. Было установлено, что на поверхности любого надводного корабля существуют области интенсивного локального отражения, которые вносят основной вклад в отраженное поле. Это обстоятельство, помимо разработки метода расчета средней эффективной поверхности рассеяния корабля, обусловило развитие разработки методов и средств радиолокационной защиты. Исследования, выполненные организациями ВМФ и промышленности, показали, что для уменьшения интенсивности отражения радиолокационных сигналов необходимо преобразовать сильноотражающие корабельные конструкции в малоотражающие путем придания корабельным конструкциям малоотражающих форм (архитектурные решения), а также использовать радиопоглощающие материалы. Работы по созданию корабельных радиопоглощающих материалов были начаты в 50-е годы. В это время разработаны радиопоглощающие покрытия - “Тент”, “Кольчуга”, “Лист”, “Щит”. Однако первое поколение радиопоглощающих покрытий (РПП) не было внедрено в кораблестроение из-за больших массогабаритных характеристик, а также вследствие сложной технологии крепления их к защищаемым корабельным конструкциям. Для создания новых радиопоглощающих материалов привлечен более широкий круг организаций ВМФ, Академии наук, предприятий Минхимпрома, Миннефтехимпрома, Минцветмета, Минвузов и Минсудпрома. Большой вклад в эти исследования внесли такие ученые, как Ю.М.Патраков, А.П.Петренас, В.В.Кушелев, Ю.Д.Донков: они показали, что введение в стеклопластик полупроводящих углеродных тканей придает ему поглощающие свойства. В 1965г. были получены первые образцы прочного радиопоглощающего углестеклопластика, получившего название “Крыло”, из которого затем изготовлена надстройка разъездного катера. Применение этого материала позволило снизить отраженное поле судна в 5-10раз. Так был создан первый практический радиопоглощающий конструкционный материал. Для широкого внедрения радиопоглощающих средств на корабли необходимы покрытия с малым весом, малой толщины, прочные и стойкие к жестким морским условиям. Эти требования наложили свой отпечаток на характер и направление работ в этой области. В 1972-1974гг. Ю.М.Патраковым, Р.И.Энглином, Н.Б.Бессоновым, Г.И.Бякиным были разработаны первые образцы тонкослойных поглотителей (“Лак”, “Экран”). В 1976г. первое покрытие “Лак” установили на одном из малых противолодочных кораблей. Результаты натурных испытаний показали, что покрытие “Лак” позволяет снизить отраженный сигнал в 5-10раз. Параллельно с РПП “Лак” в конце 70-х годов группой ученых под руководством А.Г.Алексеева осуществлена разработка и выполнены натурные испытания магнитоэлектрического покрытия (“Ферроэласт”). Его нанесли на большой противолодочный корабль. Эффективность этого покрытия примерно аналогична РПП “Лак”. Дальнейшие работы по созданию третьего поколения корабельных покрытий связаны с поиском новых более эффективных наполнителей, усовершенствованием технологии нанесения (“Лак-5М”), расширением частотного диапазона и повышением поглощающих свойств (“Лак-1 ОМ”), снижением массогабаритных параметров (“Лакмус”)"
_________________ "Ничто так не обманчиво, как слишком очевидные факты" Артур Конан Дойл
Razor
Заголовок сообщения: Re: ЭПР и композиты
Добавлено: 23 дек 2010, 16:38
allocer писал(а):
2 Алексей: человек, который допустил фразу "Ведь углерод является проводником", безграмотную с физической точки зрения, теперь обвиняет других, указавших ему на этот ляп, в невежестве. Забавно. Ну да Вы обвиняете и Composer'а и всех остальных присутствующих в том же.
Подучите немного физику, в части вопросов о резонансных и нерезонансных радиопоглощающих материалов. Прежде всего, физику процесса, как происходит переход ЭМП в тепло, а как происходит отражение радиоволн. Ляпы допускаете подобно первому про проводящий углерод, иначе все разработчики антенн с ужасом обнаружат, что создавали не зеркальные отражатели, а радиопоглощающие поверхности.
графит - это углерод и проводник?
st_Paulus
Заголовок сообщения: Re: ЭПР и композиты
Добавлено: 23 дек 2010, 16:55
Зарегистрирован: 25 мар 2010, 20:15 Сообщений: 2241
Это частный случай. Говорить об углероде как о проводнике в общем - крайне неточно. Когда говорим о физических свойствах принципиально необходимо оговаривать о какой аллотропной модификации идет речь.
Razor
Заголовок сообщения: Re: ЭПР и композиты
Добавлено: 23 дек 2010, 17:45
ну так надо было уточнить, а не обвинять в безграмотности сразу. имхо
Об ЭПР РЛС прочитать можно, например, David Lynch. Introduction to RF stealth, стр. 351 - 454. Прикинуть сложно. Теоретические идеализированные расчёты на полотне типа хряпторовского дают такое: Собственно полотно в полосе пропускания: Полотно с обтекателем и мерами по снижению заметности ниже полосы пропускания: Полотно с обтекателем и мерами по снижению заметности в полосе пропускания: На практике всё несколько хуже.
_________________ Россия, XXI век - труба, попы и зомбоящик.
Про лесенку продолжается отжиг. Теперь это приписывается к уголковому отражателю? Я прям стесняюсь задавать вопрос, как же зависит моностатическая ЭПР подобного отражателя от ширины грани отнесённой к длине волны - не знаете ведь. Не применительно к лесенкам, а применительно к углам у отражателя и фразы, что не на 90 вообще никак не светит, есть вот такие данные:
Но лучше подумайте, почему дипольный отражатель, не имеющий вообще никаких углов, всё равно светит очень классно.
_________________ Россия, XXI век - труба, попы и зомбоящик.
Ну и ещё пара картинок для интересующихся вопросом снижения заметности в свете поднятой здесь темы:
_________________ Россия, XXI век - труба, попы и зомбоящик.
Гость
Заголовок сообщения: Re: Вопросы и ответы - 2
Добавлено: 13 янв 2011, 17:00
Не рассматривайте отражение радиоволн с точки зрения геометрической оптики, это слишком упрощенно. Это процесс электродинамический, а следовательно описывается системой уравнений Максвела с соответсвующими граничными условиями. А если уйти от математики, то тут дело обстоит так - любая неоднорость пространства распространения радиоволны вызывает отражения. Не важно, нарушение геометрии или изменение свойств пространства распространения (диэлектрической или магнитной проницаемости). От того или другого зависит параметр, называемый волновым сопротивлением среды (геометрия+свойства). Изменения параметров есть скачек волнового сопротивления, значит имеются отражения. Еще один аргумент в пользу неполной применимости геометрической оптики в радиодиапазоне - довольно малое отношение длин волн оного диапазона к размерам отражающих поверхностей аэроплана. Это приводит к невозможности зеркального отражения даже от идеально гладкой плоской поверхности. Иначе говоря - зависимость интенсивности отражения от угла визирования в данном случае будет имет лепесковый характер вида sin(x)/x - где х эвивалентный угол, с шириной главного лепестка в градусах порядка размера поверхности деленных на 50 длин волн, с боковыми лепестками, убывающими обратно попорционально углу, величиной первого лепеска -12дБ и шириной в половину основного. Ежели поверхность неплоская (величина стрелки прогиба поверхности не являются малой, те много меньше длины волны) или неидеально гладкая (неровности не имеют место быть значительно меньше длины волны), то дела обстоят еще хуже и количесво энергии в боковых лепесках значительно больше. Поэтому отражения в радиодиапазоне всегда идут во все стороны, даже за облучаемую поверхность (задние лепестки). Это нужно иметь в виду, особенно для аэропланов, имеющих декларируемую ЭПР -40дБ*кв.м При величине размера отражающей поверхности меньше полволны интенсивность отражения вообще очень слабо зависит как от формы объекта, так и от угла визирования
В случае применимости оптического закона отражения РЛ-волн задача получения минимальной ЭПР сводится к следующей: нужно так деформировать зеркальную сферу (в рамках задачи ЛА топологически подобен сфере), чтобы её не смог увидеть наблюдатель в тёмной комнате с фонариком.
Понятно, что как такую сферу не деформируй - абсолютной незаметности добиться не удастся. Можно лишь перераспределить её ЭПР так, чтобы обнаружение её было наименее вероятно при заданном расположении сферы и наблюдателя.
Представьте себе крайние случаи возможных деформаций - куб, блин, и т. д. При любом варианте у нас будут ракурсы, ЭПР с которых вырастет, причём, значительно. =)
Когда рассматривается пример с фонариком в тёмной комнате, то считать объект зеркальным некорректно. Играйте с матовым - так ближе к реальности будет.
Что касается метровых радаров и "повышения/понижения ЭПР", то тут ситуация следующая: на сантиметровых волнах можно относительно эффективно использовать как форму (оребрение), так и материалы (РПМ). При повышении длины волны, любой реалистичный по толщине слой РПМ становится "тонким" и перестаёт оказывать сколь-нибудь значительное действие на ЭПР. Однако характерные размеры оребрения ещё больше длины волны. Если наша цель не использует РПМ, то значение ЭПР изменится слабо. При дальнейшем повышении длины волны характерные размеры оребрения становятся меньше длины волны и всякая "гранёность" планера тоже теряет смысл. Ну, например, есть цилиндр (фюзеляж), мы его оребрили с характерным размером, например, 10 % от диаметра. Но для волны, существенно большей этих 10% от диаметра, подобное оребрение будет оказывать незначительное влияние на ЭПР. Если у цели оребрения так же не было (например, пассажирский самолёт), то её ЭПР для длинноволнового радара так же будет не очень сильно отличаться, чем для сантиметрового. Т.е. для длинноволновых радаров не будет иметь значение не только покрытия, но и оребрение, гранёность. Одновременно появляются резонансные эффекты на различных элементах конструкции (картинки в эту тему я уже кидал пару дней назад, репост делать неохота), цель потихоньку влезает в резонансную модель отражения.
К варианту ЭПР на конусе - посмотрите на формы ББ МБР. Конус-сфера выбрана в том числе и для создания пакостей вражьей ПРО (хотя не только по этой причине, конечно)
_________________ Россия, XXI век - труба, попы и зомбоящик.
paralay
Заголовок сообщения: Re: ЭПР и композиты
Добавлено: 07 мар 2011, 21:26
Администратор
Зарегистрирован: 28 сен 2008, 20:46 Сообщений: 12211 Откуда: Нижний Новгород
Вопрос: как влияет вращение несущего и рулевого винта на ЭПР вертолёта или если такая постановка некорректна - на дальность его обнаружения радиолокационными станциями?
_________________ "Ничто так не обманчиво, как слишком очевидные факты" Артур Конан Дойл
Mixalych
Заголовок сообщения: Re: ЭПР и композиты
Добавлено: 07 мар 2011, 21:33
Зарегистрирован: 30 сен 2008, 10:41 Сообщений: 2109
paralay писал(а):
Вопрос: как влияет вращение несущего и рулевого винта на ЭПР вертолёта или если такая постановка некорректна - на дальность его обнаружения радиолокационными станциями?
Коротко: увеличивает дальность обнаружения. Подлиннее: движущиеся части вертолёта дают доплеровские сдвиги, благодаря которым отражённые сигналы можно селектировать и отличать от отражений подстилающей поверхности. В случае же зависшего или медленно летящего вертолёта сигнал отражённый от его недвижущихся частей имеет нулевой или очень маленький доплеровский сдвиг, что затрудняет обнаружение, но на выручку приходит несущий винт.
paralay
Заголовок сообщения: Re: ЭПР и композиты
Добавлено: 07 мар 2011, 22:33
Администратор
Зарегистрирован: 28 сен 2008, 20:46 Сообщений: 12211 Откуда: Нижний Новгород
Mixalych, насколько это может быть критично? Может есть какие цифры? Я где-то читал, что основной причиной отказа от RAH-66 Команч послужило именно это. И еще тут наткнулся на документ где ЭПР вертолёта – 75 кв.м
_________________ "Ничто так не обманчиво, как слишком очевидные факты" Артур Конан Дойл
Mixalych, насколько это может быть критично? Может есть какие цифры? Я где-то читал, что основной причиной отказа от RAH-66 Команч послужило именно это. И еще тут наткнулся на документ где ЭПР вертолёта – 75 кв.м
Не Михалыч, но отвечу: 1. весьма критично. 2. у камовцев тоже была идея малозаметного вертолёта (но не то, конечно, что "звезда" потом нарисовала), но из-за невозможности скрыть колонку соосных винтов, от неё отказались на уровне расчётов. Вообще у камовцев много было интересных идей. Да и сам Николай Ильич - в высшей степени интересный человек. Книжку о нём ("неизвесный Камов") всем рекомендую. 3. смотря какой вертолёт и с какого ракурса. У крупного или сильно уродливого - возможно.
_________________ Россия, XXI век - труба, попы и зомбоящик.
Mixalych
Заголовок сообщения: Re: ЭПР и композиты
Добавлено: 07 мар 2011, 22:48
Зарегистрирован: 30 сен 2008, 10:41 Сообщений: 2109
paralay писал(а):
Mixalych, насколько это может быть критично? Может есть какие цифры? Я где-то читал, что основной причиной отказа от RAH-66 Команч послужило именно это. И еще тут наткнулся на документ где ЭПР вертолёта – 75 кв.м
Ну зависит от многих факторов. Может быть и очень критично. Например, если сделать малозаметный вертолёт и он зависнет, то если бы не лопасти несущего винта, то его вообще нельзя было бы обнаружить(не отличить от флуктуаций отражений от леса).
К сожалению, цифр нет. Я тоже об этом читал. Видимо, пока характеристики стекло- и органо-пластиков (которые отражают на порядки меньше углепластиков) не позволяют из них делать лопасти боевых вертолётов.
U.S. Army Approach Decision Point On Future Of Comanche And Apache Jane's International Defense Review August 2002, Pg. 52 By Bill Sweetman
'Stealthy' blades The main rotor and FanTail blades of the production aircraft will also be shaped and treated to reduce RCS. At one point in the long development program, there was a possibility that Comanches would use untreated blades in peacetime and be fitted with low-RCS blades for combat operations, but it is now the intention to fit all aircraft with 'stealthy' blades. The Hexcel company provides 'special-process honeycomb' materials for the Comanche program, possibly for use in the rotor blades.
The design of a stealthy helicopter is described as "at least a thousand times more time-consuming" than a fixed-wing aircraft, "because the rotating blades, both the main rotor and the tail rotor, must be modeled in thousands of positions,"according to one Sikorsky statement. Sikorsky has developed in-house codes to perform RCS predictions for the Comanche, and installed an SGI Origin 2000 computer server in February 2000 to support this work. The computer has 128 processors and two terabytes of storage. Sikorsky now claims that "our level of efficiency and productivity in stealth calculations is unequalled in the airframe industry."
A full-scale RCS model built by MicroCraft has been tested at Boeing's outdoor RCS range at Boardman, Oregon. (Located in the northern part of the state, 270km east of Portland, the Boardman range has been a well-kept secret for some years. It uses a rail-mounted mobile shelter over the main model pylon, similar to the well-regarded McDonnell Douglas range at Grey Butte, California.) Both partial and full-scale tests have been carried out.
Пункт Решения Подхода армии США На Будущем команчей И Апача Международный Обзор Защиты Джейн Август 2002, Pg. 52 Билл Sweetman
'Тайные' лезвия Главный ротор и лезвия Веерообразного хвоста самолета производства будут также сформированы и рассматриваться, чтобы уменьшить RCS. Однажды в длинной программе развития, была возможность, что Comanches будет использовать невылеченные лезвия в мирном времени и будет оснащен низкими-RCS лезвиями для боевых операций, но это - теперь намерение соответствовать всему самолету с 'тайными' лезвиями. Компания Hexcel обеспечивает 'материалы' сот специального процесса для программы команчей, возможно для использования в лезвиях ротора.
Проект тайного вертолета описан как "по крайней мере в тысячу раз более отнимающий много времени" чем самолет неподвижного крыла, "потому что вращающиеся лезвия, и главный ротор и ротор хвоста, должны быть смоделированы в тысячах положений," согласно одному утверждению Sikorsky. Sikorsky развил внутренние кодексы, чтобы выполнить предсказания RCS для команчей, и установил компьютерный сервер 2000 Происхождения SGI в феврале 2000, чтобы поддержать эту работу. У компьютера есть 128 процессоров и два терабайта хранения. Sikorsky теперь утверждает, что "наш уровень эффективности и производительности в вычислениях хитрости несравним в промышленности корпуса."
Полномасштабная модель RCS, построенная Микроремеслом, была проверена в наружном диапазоне RCS Боинга в Биржевом маклере, Орегон. (Расположенный в северной части государства, в 270 км к востоку от Портленда, диапазон Биржевого маклера был ухоженной тайной в течение нескольких лет. Это использует установленное рельсом мобильное убежище по главной образцовой опоре, подобной хорошо расцененному McDonnell диапазон Дугласа в Сером Бьютте, Калифорния). Были выполнены и частичные и полномасштабные тесты.
_________________ Документ ваш ничего не стоит. Самолет вам похитить не удалось. (с) Майор Пронин
paralay
Заголовок сообщения: Re: ЭПР и композиты
Добавлено: 07 мар 2011, 23:11
Администратор
Зарегистрирован: 28 сен 2008, 20:46 Сообщений: 12211 Откуда: Нижний Новгород
Цитата:
...возможно, что Команчи будут использовать обычные лопасти в мирное время и будут комплектоваться лопастями с низкой ЭПР для боевых операций
Типа Команч в мирное время перестает быть боевым? Чем же низкоЭПРные лопасти так нехороши?
_________________ "Ничто так не обманчиво, как слишком очевидные факты" Артур Конан Дойл
Пример расчёта ЭПР от наших украинских друзей для истребителя (естественно, голого): И усреднения, нарезанные как раз по 20 градусов:
p.s. Конкретно за эту книжку спасибо многоуважаемому flateric'у.
p.p.s. От себя только добавлю, что они несколько наврали в частности в заднем секторе, а так же по отражению от передней кромки крыла - вероятно, из-за не очень точной и сильно упрощённой модели. А передняя сильно зависит от установленной РЛС - с какой они считали (и считали ли они применительно к этому РЛС вообще), я не знаю, но модельки локаторов у них сильно упрощённые.
_________________ Россия, XXI век - труба, попы и зомбоящик.
Wiechman was an important but shadowy figure from the early days of the Phantom Works. A young disciple of Denys Overholser--the legendary "Wizard of Oz" who is credited for the F-117 design--Wiechmanwas hired from Lockheed in the early 1980s. Overholser left Lockheed soon after and has worked for McDonnell Douglas as a consultant, becoming an important contributor to the Bird of Prey
Most sources quote the RCS of current stealth aircraft--the F-117, B-2 or F-22--at around -30 to -40 dBsm (decibels relative to a square metre target). In everyday terms, this is equivalent to a small-to-medium bird at the top end and a large insect at the lower end. But a paper co-authored by an employee of Overholser's company, Denmar Inc, refers to aircraft with an RCS of -70 dBsm, or rather smaller than a mosquito.
DenMar Inc. (где 'Den' - скоращение от имени Оверхолзера, написавшего знаменитое "Эхо 1"
_________________ Документ ваш ничего не стоит. Самолет вам похитить не удалось. (с) Майор Пронин
Оценка рассеивающих свойств планера В2, показало, что: ... динамический диапазон значений ЭПР для исследуемых реализаций составил -45.6 .. +12 дБ, при этом динамика сигнала в пределах угла 1 гр. достигает 40 дБ;
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 8
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения