Текущее время: 28 мар 2024, 16:27

Часовой пояс: UTC + 3 часа




 Страница 1 из 11 [ Сообщений: 321 ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5 ... 11  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Взаимодействие пилота с интерфейсом кабины
СообщениеДобавлено: 09 авг 2009, 07:11 

Зарегистрирован: 11 ноя 2008, 18:38
Сообщений: 163
Сенсорные МФИ, управление взглядом, центральные и боковые РУС и т.п.

***

во чо появилось на militaryphotos.net
Оказывается на монокль тоже проецируется изображение (на ка-50 вроде такой монокль есть).
Два проектора - для каждого глаза? и третий для третьего глаза :).


Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Ключевые технологии ПАК ФА
СообщениеДобавлено: 17 авг 2009, 15:12 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 30 сен 2008, 10:41
Сообщений: 2109
misha-yu писал(а):
во чо появилось на militaryphotos.net :

Оказывается на монокль тоже проецируется изображение (на ка-50 вроде такой монокль есть).
Два проектора - для каждого глаза? и третий для третьего глаза :).

Может штучки с синенькими колпачками вовсе не проекторы, а объективы системы слежения за положением зрачка...


Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Ключевые технологии ПАК ФА
СообщениеДобавлено: 17 авг 2009, 16:01 

Зарегистрирован: 09 дек 2008, 00:37
Сообщений: 952
Mixalych писал(а):
а объективы системы слежения за положением зрачка...

Вроде как с точки зрения физиологии следить за зрачком дело довольно-таки бесперспективное. Ну или, по меньшей мере, требующее создания алгоритмов распознавания того на что именно зрачок сфокусирован.



_________________
Ladies and Gentlemen, this is your Captain speaking. We have a small problem. All four engines have stopped. We are doing our damnedest to get them going again. I trust you are not in too much distress.
Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Ключевые технологии ПАК ФА
СообщениеДобавлено: 17 авг 2009, 22:44 

Зарегистрирован: 23 янв 2009, 10:34
Сообщений: 61
а объективы системы слежения за положением зрачка...

На сколько я помню, зрачок постоянно двигается, в пределах направления взглядя, но почти хаотично.


Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Ключевые технологии ПАК ФА
СообщениеДобавлено: 17 авг 2009, 23:38 

Зарегистрирован: 09 дек 2008, 00:37
Сообщений: 952
Alexkim писал(а):
На сколько я помню, зрачок постоянно двигается, в пределах направления взглядя, но почти хаотично.

Вот и я об этом же.
Хотя какие-то вещи в этом направлении сделать определенно можно - хотя бы систему слежения за тем, находится ли пилот "в сознании".



_________________
Ladies and Gentlemen, this is your Captain speaking. We have a small problem. All four engines have stopped. We are doing our damnedest to get them going again. I trust you are not in too much distress.
Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Ключевые технологии ПАК ФА
СообщениеДобавлено: 18 авг 2009, 13:15 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 04 мар 2009, 22:21
Сообщений: 312
Можно даже и электростимуляцию в соответствующие биоактивные точки организма. И даже микроинъекции.



_________________
Даже смертельно раненый самурай должен уметь сберечь силы для последнего удара
Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Ключевые технологии ПАК ФА
СообщениеДобавлено: 18 авг 2009, 13:26 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 04 мар 2009, 22:21
Сообщений: 312
Slavomatic писал(а):
Можно даже и электростимуляцию в соответствующие биоактивные точки организма. И даже микроинъекции.

Собственно, я думаю, - работы в этом направлении уже ведутся. Электроды прикрепляются к точкам. Плюс горизонтально расположенные инъекторы, над сонной артерией. Все управляется периферийным микроконтроллером, от него шлейф подключается к бортовой ЭВМ. ;)



_________________
Даже смертельно раненый самурай должен уметь сберечь силы для последнего удара
Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Ключевые технологии ПАК ФА
СообщениеДобавлено: 18 авг 2009, 13:43 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 01 фев 2009, 23:06
Сообщений: 8840
А чем стандартная система не нравится? дышит - хорошо, не дышит надо обогощенной смесью прокачать


Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Ключевые технологии ПАК ФА
СообщениеДобавлено: 18 авг 2009, 13:55 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 04 мар 2009, 22:21
Сообщений: 312
Well писал(а):
А чем стандартная система не нравится? дышит - хорошо, не дышит надо обогощенной смесью прокачать

Быстрее будет,если прямо в кровь.И эффективнее.Особенно ИМХО на перегрузках.Можно разные растворы,для разных состояний летчика подобрать.А так же по точкам.Да и старую систему как бы никто выбрасывать не собирается.



_________________
Даже смертельно раненый самурай должен уметь сберечь силы для последнего удара
Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Ключевые технологии ПАК ФА
СообщениеДобавлено: 18 авг 2009, 14:10 

Зарегистрирован: 09 дек 2008, 00:37
Сообщений: 952
Slavomatic писал(а):
Well писал(а):
А чем стандартная система не нравится? дышит - хорошо, не дышит надо обогощенной смесью прокачать

Быстрее будет,если прямо в кровь.И эффективнее.Особенно ИМХО на перегрузках.Можно разные растворы,для разных состояний летчика подобрать.А так же по точкам.Да и старую систему как бы никто выбрасывать не собирается.

Это очень сложная вещь подбирать дозировки. Препараты нужны очень быстродействующие, иначе нет смысла, а значит высока вероятность передоза и побочных эффектов. Анестезиологи, кстати, самые высокооплачиваемые врачи на западе.



_________________
Ladies and Gentlemen, this is your Captain speaking. We have a small problem. All four engines have stopped. We are doing our damnedest to get them going again. I trust you are not in too much distress.
Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Ключевые технологии ПАК ФА
СообщениеДобавлено: 18 авг 2009, 14:27 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 04 мар 2009, 22:21
Сообщений: 312
screwdriver писал(а):
Slavomatic писал(а):
Well писал(а):
А чем стандартная система не нравится? дышит - хорошо, не дышит надо обогощенной смесью прокачать

Быстрее будет,если прямо в кровь.И эффективнее.Особенно ИМХО на перегрузках.Можно разные растворы,для разных состояний летчика подобрать.А так же по точкам.Да и старую систему как бы никто выбрасывать не собирается.

Это очень сложная вещь подбирать дозировки. Препараты нужны очень быстродействующие, иначе нет смысла, а значит высока вероятность передоза и побочных эффектов. Анестезиологи, кстати, самые высокооплачиваемые врачи на западе.

Все в начале всегда сложно..Само собой,сначала на обезьянах...А я хоть не биохимик,но думаю есть быстродействующие препараты...И потом,что касается электростимуляции -тут побочных эффектов практически не должно быть.Все организм сам будет вырабатывать в нужный момент...Инъекции только когда стимуляция не поможет.



_________________
Даже смертельно раненый самурай должен уметь сберечь силы для последнего удара
Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Ключевые технологии ПАК ФА
СообщениеДобавлено: 19 авг 2009, 15:14 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 07 фев 2009, 18:14
Сообщений: 7228
Slavomatic ........Быстрее будет,если прямо в кровь.И эффективнее.Особенно ИМХО на перегрузках.Можно разные растворы,для разных состояний летчика подобрать.А так же по точкам.Да и старую систему как бы никто выбрасывать не собирается.
------Вы бы еще ректально предложили :lol: Можно совмещать приятное с полезным :lol:А так-же что так любят в России---Неимеющее аналогов в мире :lol:



_________________
Беда России не в дураках и дорогах, а в дураках, указывающих дорогу!
Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Ключевые технологии ПАК ФА
СообщениеДобавлено: 19 авг 2009, 19:48 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 04 мар 2009, 22:21
Сообщений: 312
гело писал(а):
Slavomatic ........Быстрее будет,если прямо в кровь.И эффективнее.Особенно ИМХО на перегрузках.Можно разные растворы,для разных состояний летчика подобрать.А так же по точкам.Да и старую систему как бы никто выбрасывать не собирается.
------Вы бы еще ректально предложили :lol: Можно совмещать приятное с полезным :lol:А так-же что так любят в России---Неимеющее аналогов в мире :lol:

По моему, вряд ли подобное не будет иметь аналогов.Все эти разработки относятся к общей картине "солдата будущего".Эти разработки есть везде -в России,США,Европе.Все эти штучки должны выжать из человека все,что можно.



_________________
Даже смертельно раненый самурай должен уметь сберечь силы для последнего удара
Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Ключевые технологии ПАК ФА
СообщениеДобавлено: 21 авг 2009, 20:33 

Зарегистрирован: 27 июн 2009, 23:58
Сообщений: 17
Slavomatic писал(а):
гело писал(а):
Slavomatic ........Быстрее будет,если прямо в кровь.И эффективнее.Особенно ИМХО на перегрузках.Можно разные растворы,для разных состояний летчика подобрать.А так же по точкам.Да и старую систему как бы никто выбрасывать не собирается.
------Вы бы еще ректально предложили :lol: Можно совмещать приятное с полезным :lol:А так-же что так любят в России---Неимеющее аналогов в мире :lol:

По моему, вряд ли подобное не будет иметь аналогов.Все эти разработки относятся к общей картине "солдата будущего".Эти разработки есть везде -в России,США,Европе.Все эти штучки должны выжать из человека все,что можно.


а искусственный интеллект?


Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Су-35БМ / Su-35 Flanker-E
СообщениеДобавлено: 31 окт 2009, 12:19 

Зарегистрирован: 09 дек 2008, 00:37
Сообщений: 952
shadowname писал(а):
или с неудобством пользования для пилота (в это с трудом верится)?

А мне вполне верится.
Когда самолет какую-нибудь эволюцию совершает ткнуть куда-то без нормальной тактильной обратной связи ИМХО сложно.
Кроме того, сенсорные панели ИМХО не надежные пока - у терминалов оплаты сплошь и рядом глючат, хотя туда наверное самый плюш ставят, но все же.



_________________
Ladies and Gentlemen, this is your Captain speaking. We have a small problem. All four engines have stopped. We are doing our damnedest to get them going again. I trust you are not in too much distress.
Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Су-35БМ / Su-35 Flanker-E
СообщениеДобавлено: 31 окт 2009, 23:04 

Зарегистрирован: 09 дек 2008, 00:37
Сообщений: 952
shadowname писал(а):
Я не вижу объективных сложностей в реализации подобной функциональности.

Подобной - это какой?
Чтобы пальцем чувствовать, что он лежит там где надо?
На ровной поверхности этого не добиться ИМХО, разве что делать совсем уж футуристические схемы, когда в перчатку будут вмонтированы какие-то системы обеспечивающие отклик.
HOTAS ведь не просто так придумали.



_________________
Ladies and Gentlemen, this is your Captain speaking. We have a small problem. All four engines have stopped. We are doing our damnedest to get them going again. I trust you are not in too much distress.
Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: ПАК ФА
СообщениеДобавлено: 17 ноя 2009, 14:03 
А я вот думаю: когда же реализуют очевидное решение - совместят "наведение взглядом", уже давно реализованное для целеуказания и управление системами самолёта. То есть вместо того, чтобы делать кучу кнопочек, тумблеров и прочего - их иконки просто отрисовывать на экране, а кнопку подтверждения - на РУС. Взглянул на нужную иконку, нажал большим пальцем на штурвале (причём не прерывая пилотаж) и всё. Сразу многократно ускорится процесс управления системами самолёта, практически исключатся ошибки, существенно упростится интерфейс кабины пилота, лётчику весь полёт не потребуется убирать руки с РУС. И главное - практически никаких финансовых затрат. Вот и думаю - на ПАК ФА или отложат на лучшие времена?


  
 
 Заголовок сообщения: Re: ПАК ФА
СообщениеДобавлено: 17 ноя 2009, 15:09 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 30 сен 2008, 10:41
Сообщений: 2109
Гость писал(а):
А я вот думаю: когда же реализуют очевидное решение - совместят "наведение взглядом", уже давно реализованное для целеуказания и управление системами самолёта. То есть вместо того, чтобы делать кучу кнопочек, тумблеров и прочего - их иконки просто отрисовывать на экране, а кнопку подтверждения - на РУС. Взглянул на нужную иконку, нажал большим пальцем на штурвале (причём не прерывая пилотаж) и всё. Сразу многократно ускорится процесс управления системами самолёта, практически исключатся ошибки, существенно упростится интерфейс кабины пилота, лётчику весь полёт не потребуется убирать руки с РУС. И главное - практически никаких финансовых затрат. Вот и думаю - на ПАК ФА или отложат на лучшие времена?

На мой взгляд, идея классная. Думаю такого нет, только потому, что не догадались ещё.


Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: ПАК ФА
СообщениеДобавлено: 17 ноя 2009, 15:30 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17 ноя 2008, 15:40
Сообщений: 5201
Откуда: Здесь красивая местность
хмм, если посмотреть какой-нть ролик со съемками лица пилота во время интенсивного маневрирования, там глаза иногда точно подпадают под выражение "в кучку" - как он будет фокусировать зрение, например, на иконке отстрела ЛТЦ при перегрузке в 7G?





_________________
Документ ваш ничего не стоит. Самолет вам похитить не удалось. (с) Майор Пронин
Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: ПАК ФА
СообщениеДобавлено: 17 ноя 2009, 15:39 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 25 янв 2009, 14:35
Сообщений: 1005
Гость писал(а):
А я вот думаю: когда же реализуют очевидное решение - совместят "наведение взглядом", уже давно реализованное для целеуказания и управление системами самолёта. То есть вместо того, чтобы делать кучу кнопочек, тумблеров и прочего - их иконки просто отрисовывать на экране, а кнопку подтверждения - на РУС. Взглянул на нужную иконку, нажал большим пальцем на штурвале (причём не прерывая пилотаж) и всё. Сразу многократно ускорится процесс управления системами самолёта, практически исключатся ошибки, существенно упростится интерфейс кабины пилота, лётчику весь полёт не потребуется убирать руки с РУС. И главное - практически никаких финансовых затрат. Вот и думаю - на ПАК ФА или отложат на лучшие времена?

Будет время - покапаюсь в инете...
А пока у меня такое ощущение что ключ к ответу на сей вопрос лежит в значении угловой точности нашлемных систем целеуказания...


Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: ПАК ФА
СообщениеДобавлено: 17 ноя 2009, 15:40 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 30 сен 2008, 10:41
Сообщений: 2109
flateric писал(а):
хмм, если посмотреть какой-нть ролик со съемками лица пилота во время интенсивного маневрирования, там глаза иногда точно подпадают под выражение "в кучку" - как он будет фокусировать зрение, например, на иконке отстрела ЛТЦ при перегрузке в 7G?

Все функции, что обычно нужны во время маневрирования да и вообще наиболее часто размещаются на кнопках РУС и РУД. Это уже реализовано. Но за дополнительными функциями приходится клацать по кнопочкам, обрамляющим МФИ. Так вот товарищ предложил сделать их не настоящими, и клацать по ним направляя глаза(или шлем) и кнопкой на РУС(Д). Т.е. вообще не снимать рук с ручек управления, даже для доступа к более хитрым кнопкам.


Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: ПАК ФА
СообщениеДобавлено: 17 ноя 2009, 15:46 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17 ноя 2008, 15:40
Сообщений: 5201
Откуда: Здесь красивая местность
Михалыч, я суть-то понял...вопрос в том как направление взгляда фокусировать на маленькой иконке, когда все усилия направлены на то, чтобы от перегрузки сознание не потерять...хотя можно наверное вывести основные некие опции на широкоформатный дисплей типа как интерфейс винды для людей со слабым зрением...



_________________
Документ ваш ничего не стоит. Самолет вам похитить не удалось. (с) Майор Пронин
Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: ПАК ФА
СообщениеДобавлено: 17 ноя 2009, 16:00 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 30 сен 2008, 10:41
Сообщений: 2109
flateric, так во время перегрузок надо обходиться теми функциями, что на кнопках РУД и РУС. Ведь кнопки вокруг МФИ, тоже в таких режимах нажимать никто не тянется.


Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: ПАК ФА
СообщениеДобавлено: 17 ноя 2009, 16:21 

Зарегистрирован: 09 дек 2008, 00:37
Сообщений: 952
Вот картинка - это траектория движения глаза
Изображение
Безусловно, если пристально смотреть в одну точку, это можно засечь, но явно понадобиться обработка и усреднение по времени, для определения направление взгляда, а значит, будет задержка.
Не уверен, что будет быстрее, чем кнопкой клацнуть.
А вообще в области интерфейсов уже есть вот такое - http://news.bbc.co.uk/2/hi/technology/7254078.stm
Только говорят работает довольно грубо и чуть не перед каждым использованием нужно калибровать.



_________________
Ladies and Gentlemen, this is your Captain speaking. We have a small problem. All four engines have stopped. We are doing our damnedest to get them going again. I trust you are not in too much distress.
Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Су-35БМ / Su-35 Flanker-E
СообщениеДобавлено: 17 ноя 2009, 19:36 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 11 мар 2009, 19:14
Сообщений: 300
Вернусь к вопросу о сенсорном экране. Разве пилоты не надевают перчаток? Сенсорное управление, насколько знаю, работает за счёт изменения сопротивления, поскольку кожа человека пропускает ток. Но будет ли пропускать ток кожа перчаток?
Хотя, вот есть и такой тип: инфракрасные сенсорные экраны.
Цитата:
Примечательно, что инфракрасному сенсорному экрану все равно, какой именно предмет помещен в его рабочее пространство: нажатие может осуществляться пальцем, авторучкой, указкой, и даже рукой в перчатке.

Значит и для военных подходит. Вопрос: будет ли работать (причём с приемлемой точностью) при условии высоких перегрузок?


Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: ПАК ФА
СообщениеДобавлено: 17 ноя 2009, 19:39 
А график движения глаз не сказано для какой ситуации? Такое ощущение, что подопытный что-то рассматривал (например картинку). Представить себе, что при попытке посмотреть на кнопку "отправить сообщение" у кого-нибудь из присутствующих так бегают глаза - сложно. Кнопки вокруг МФИ по-любому тоже требуют, чтобы на них смотрели, перед тем, как нажать (чтобы случайно не нажать соседнюю). Или речь о том, что угловой точности не хватает - т.е. смотришь в одну точку, а система даёт результат +/- 1 градус? Тогда это уже техническая задача по повышению точности и, как мне кажется, вполне разрешимая.


  
 
 Заголовок сообщения: Re: ПАК ФА
СообщениеДобавлено: 17 ноя 2009, 20:37 

Зарегистрирован: 09 дек 2008, 00:37
Сообщений: 952
Гость писал(а):
А график движения глаз не сказано для какой ситуации? Такое ощущение, что подопытный что-то рассматривал (например картинку). Представить себе, что при попытке посмотреть на кнопку "отправить сообщение" у кого-нибудь из присутствующих так бегают глаза - сложно. Кнопки вокруг МФИ по-любому тоже требуют, чтобы на них смотрели, перед тем, как нажать (чтобы случайно не нажать соседнюю). Или речь о том, что угловой точности не хватает - т.е. смотришь в одну точку, а система даёт результат +/- 1 градус? Тогда это уже техническая задача по повышению точности и, как мне кажется, вполне разрешимая.

Видимо вы правы - больше похоже на рассматривание картинки, а статья запаролена.
Тем не менее, при рассмотрении новой визуальной информации информации всегда наблюдается подобная картинка, насколько я знаю.
Работа в этой области идет и, оказывается, даже есть действующие образцы - но предназначено это для парализованных. Видимо крайнее средство и не подходит для широкого применения - все-таки глаз предназначен только для восприятия информации, а не для манипуляций с окружающим миром.
http://www.newscientist.com/article/dn1 ... -kill.html



_________________
Ladies and Gentlemen, this is your Captain speaking. We have a small problem. All four engines have stopped. We are doing our damnedest to get them going again. I trust you are not in too much distress.
Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: ПАК ФА
СообщениеДобавлено: 17 ноя 2009, 20:43 

Зарегистрирован: 18 окт 2009, 23:09
Сообщений: 299
Нечто подобное уже появлялось в бытовых видеокамерах(кэнон вроде-как),датчики отслеживали направление взгляда на видоискателе,и в соответствующей точке фокусировалась.


Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: ПАК ФА
СообщениеДобавлено: 17 ноя 2009, 21:07 

Зарегистрирован: 09 дек 2008, 00:37
Сообщений: 952
Sierra писал(а):
И в широко обсуждаемом Проекте Натал.

вроде распознавания именно взгляда не заявлялось, только выражения лица.



_________________
Ladies and Gentlemen, this is your Captain speaking. We have a small problem. All four engines have stopped. We are doing our damnedest to get them going again. I trust you are not in too much distress.
Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: ПАК ФА
СообщениеДобавлено: 17 ноя 2009, 21:11 
screwdriver писал(а):
http://www.newscientist.com/article/dn13830-eyetracking-interface-means-gamers-looks-can-kill.html
Почти в точности оно. Только руки не безвольно лежат на столе, а пилотируют самолёт. Ну и игра называется не WOW, а ПАК - там эффекты реалистичнее и награда за сбитых реальная.


  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
 Страница 1 из 11 [ Сообщений: 321 ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5 ... 11  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 12


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
phpBB skin developed by: John Olson
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group

Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB