Форум "Стелс машины" http://paralay.iboards.ru/ |
|
РН и РД на сжиженном газе http://paralay.iboards.ru/viewtopic.php?f=12&t=860 |
Страница 2 из 9 |
Автор: | Leonar [ 19 дек 2017, 21:17 ] |
Заголовок сообщения: | Re: РН и РД на сжиженном газе |
Tau_0 писал(а): коэффициент избытка окислителя 0,2...0,45 при температуре генераторного газа 1200...1900°С) сажа в продуктах сгорания практически отсутствует" Избытка окислителя! Хотя, это тоже верно У керосина тоже А с восстановительным газом как у керосина? |
Автор: | SuperZveruga [ 01 янв 2018, 12:56 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Авиационные двигатели: новости и обсуждение |
У нас нет специальной темы по ракетным двигателям, поэтому размещаю новость тут. 14.11.2017 КБХА. ЗАВЕРШЕНА РАЗРАБОТКА ЭСКИЗНОГО ПРОЕКТА НОВОГО КИСЛОРОДНО-МЕТАНОВОГО ДВИГАТЕЛЯ Цитата: Воронежское «Конструкторское бюро химавтоматики» (КБХА, входит в интегрированную структуру НПО Энергомаш, РОСКОСМОС) завершило разработку технического предложения и эскизного проекта на опытный образец кислородно-метанового ракетного двигателя тягой 85 тонн. Также предприятие начало работы по подготовке опытного производства для изготовления узлов и агрегатов нового двигателя. Данная разработка ведется в целях создания и отработки технологии использования метана в качестве компонента топлива в перспективных жидкостных ракетных двигателях (ЖРД). Среди других задач, решаемых в рамках этого проекта - создание опытного образца системы аварийной защиты двигателя и отработка передовых методов проектирования на основе современных цифровых технологий. Кроме того, специалисты КБХА прорабатывают вопросы оптимизации параметров перспективных «метановых» ЖРД с учетом требований по минимизации стоимости производства и эксплуатации. Также на первом этапе работ состоялись испытания экспериментального кислородно-метанового двигателя тягой 40 тонн. К настоящему времени специалисты КБХА завершили разборку и дефектацию этого двигателя и анализ результатов испытаний. Полученная информация будет использована в дальнейших работах над двигателем тягой 85 тонн. Следующий этап предусматривает выпуск конструкторской документации на двигатель тягой 85 тонн, а также продолжение подготовки производства и изготовление энергетических установок для отработки отдельных систем двигателя. Метан (природный газ) рассматривается как один из перспективных видов горючего для ракетной техники. Метан обладает широкой сырьевой базой и низкой стоимостью по сравнению с керосином. Как по плотности, так и по эффективности природный газ находится между керосином и водородом. Удельный импульс у двигателя на метане высокий, но это преимущество нивелируется тем, что у природного газа меньшая плотность, поэтому в сумме получается незначительное энергетическое преимущество. Однако с конструкционной точки зрения метан привлекателен. Благодаря своим качествам метановое топливо более приемлемо для применения в двигателях многоразовых космических летательных аппаратов. То есть если сравнивать метан и водород для многоразовых двигателей, то метан лучше. |
Автор: | bredych [ 01 янв 2018, 16:27 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Авиационные двигатели: новости и обсуждение |
метан лучше только тем, что в 8 раз больше молярная масса. То есть, меньшего размера баки лепить. Ну и с вопросами криогеники проще. Опять же, это отражается на массогабаритах баков. В остальном он не имеет преимуществ. |
Автор: | Berkut [ 01 янв 2018, 20:34 ] |
Заголовок сообщения: | Re: РН и РД на сжиженном газе |
Наоборот. Для метана надо делать больше баки чем для РГ-1/керосина. |
Автор: | Leonar [ 01 янв 2018, 20:40 ] |
Заголовок сообщения: | Re: РН и РД на сжиженном газе |
Berkut писал(а): Наоборот. Для метана надо делать больше баки чем для РГ-1/керосина. так в сравнении с водородом имелось ввиду |
Автор: | Berkut [ 01 янв 2018, 20:44 ] |
Заголовок сообщения: | Re: РН и РД на сжиженном газе |
Тогда пардон, думал что сравнения против РГ-1. А так для всего надо лепить меньше баки чем для водорода... |
Автор: | SuperZveruga [ 02 янв 2018, 14:55 ] |
Заголовок сообщения: | Re: РН и РД на сжиженном газе |
RusWin писал(а): Корону снова разморозили! Ждём новых весёлых картинок! https://news.mail.ru/society/32135949/ К чему бы это? |
Автор: | SuperZveruga [ 15 янв 2018, 16:52 ] |
Заголовок сообщения: | Re: РН и РД на сжиженном газе |
В Бийске на территории бывшего хим комбината закопана вот такая штука. Выходит можем мы композитные баки для ракет делать. |
Автор: | Tau_0 [ 15 янв 2018, 20:46 ] |
Заголовок сообщения: | Re: РН и РД на сжиженном газе |
То имперский артефакт... |
Автор: | ЦАРь [ 15 янв 2018, 20:58 ] |
Заголовок сообщения: | Re: РН и РД на сжиженном газе |
Подумал, что можно защититься от сажи, если растворять в топливе Н2. Молекулы у водорода лёгкие (способны проникать даже в металл), они будут проникать везде и уменьшать плотность частиц сажи, способствуя самоочищению двигателя. Прикинул на салфетке, что от 0,5% будет какой-никакой эффект, поделился с другом. Друг прислал отчёт NASA по исследованию растворимости водорода в топливах, оказалось, что растворимость водорода в СПГ составляет 0,05%... |
Автор: | Tau_0 [ 15 янв 2018, 21:10 ] |
Заголовок сообщения: | Re: РН и РД на сжиженном газе |
ЦАРь писал(а): Подумал, что можно защититься от сажи, если растворять в топливе Н2. Молекулы у водорода лёгкие (способны проникать даже в металл), они будут проникать везде и уменьшать плотность частиц сажи, способствуя самоочищению двигателя. Прикинул на салфетке, что от 0,5% будет какой-никакой эффект, поделился с другом. Друг прислал отчёт NASA по исследованию растворимости водорода в топливах, оказалось, что растворимость водорода в СПГ составляет 0,05%... Сажа будет присутствовать везде где топливом служат углеродсодержащие молекулы. Многоразовость это только водород в сущности. Больше нечего. Нет, можно конечно, что-то вроде аммиака. Только не эффективно. А большие баки... ну да, это зло. Но это можно компенсировать технологиями. Композит-баки и такое всё. Дорого правда. Но если "на потоке" то и не очень... |
Автор: | SuperZveruga [ 15 янв 2018, 21:39 ] |
Заголовок сообщения: | Re: РН и РД на сжиженном газе |
Tau_0 писал(а): Сажа будет присутствовать везде где топливом служат углеродсодержащие молекулы. В чём цимус метана.... сложноуглеродные молекулы типа керосина прежде чем сжечь нужно ещё и разложить на составляющие. И чем длиннее молекула тем больше энергозатрат на это понадобится. При этом молекула летит с определённой скоростью через фронт горения и может не успеть разложиться полностью. Отсюда и сажа. В метане же формула простая - СН4, такая молекула успевает разложиться пока летит через фронт горения с последующим вступлением в химическую реакцию и образованием СО2, который не оседает на стенках. |
Автор: | Tau_0 [ 17 янв 2018, 09:47 ] |
Заголовок сообщения: | Re: РН и РД на сжиженном газе |
SuperZveruga писал(а): В метане же формула простая - СН4, такая молекула успевает разложиться пока летит через фронт горения с последующим вступлением в химическую реакцию и образованием СО2, который не оседает на стенках. Конечно. Только горение идеальным не бывает. Исходя из этого сажа будет всегда... |
Автор: | крокодил [ 17 янв 2018, 13:21 ] |
Заголовок сообщения: | Re: РН и РД на сжиженном газе |
Ничего страшного, важно количество. На десять-двадцать раз хватит, а больше не надо. |
Автор: | Tau_0 [ 17 янв 2018, 13:57 ] |
Заголовок сообщения: | Re: РН и РД на сжиженном газе |
крокодил писал(а): Ничего страшного, важно количество. На десять-двадцать раз хватит, а больше не надо. Это только у Бога Кузи, Маска тойсть. На самом деле большой вопрос что дешевле, многоразовость с её послеполётным обслуживанием методом переборки и дефектации или поточное производство одноразовых.. |
Автор: | flankerivo [ 17 янв 2018, 14:31 ] |
Заголовок сообщения: | Re: РН и РД на сжиженном газе |
Ничего страшного, но он получил предписание о непилотируемости ракеты. Риски высоки. Баки и не только. Коррекции не сделал. Он воистину счастливчик. |
Автор: | Leonar [ 24 янв 2018, 09:47 ] |
Заголовок сообщения: | Re: РН и РД на сжиженном газе |
Цитата: рис. для наглядности, по отчёту КБХА 2015. это уже не актуально вроде... |
Автор: | SuperZveruga [ 24 янв 2018, 13:20 ] |
Заголовок сообщения: | Re: РН и РД на сжиженном газе |
Во, в том тексте от Прогресса сказано, что двигатель РД-0169 будет использоваться и для второй ступени Союз-5 и для первой ступени МРКС Союз-7. Унификация. И там и там метан. |
Автор: | Leonar [ 24 янв 2018, 14:19 ] |
Заголовок сообщения: | Re: РН и РД на сжиженном газе |
SuperZveruga писал(а): что двигатель РД-0169 будет использоваться и для второй ступени Союз-5 надо понимать вы вкурсе, что тут союз 5 метановый проект(на картинке той первый слева с рд 0164), да? который теперь обозвали союзом 7 |
Автор: | Leonar [ 24 янв 2018, 14:20 ] |
Заголовок сообщения: | Re: РН и РД на сжиженном газе |
сейчас в фкп осталось только рд 0169а и легкая рн на нем |
Автор: | SuperZveruga [ 24 янв 2018, 14:25 ] |
Заголовок сообщения: | Re: РН и РД на сжиженном газе |
Leonar писал(а): который теперь обозвали союзом 7 Я думал Союз-7 это сверхлёгкая МРКС на метане. А выходит, что Союз-7 это Союз-5 на метане? |
Автор: | Leonar [ 24 янв 2018, 15:14 ] |
Заголовок сообщения: | Re: РН и РД на сжиженном газе |
SuperZveruga писал(а): А выходит, что Союз-7 это Союз-5 на метане? вроде да а мркс - все... может и будет что, но в следующей фкп и вообще хотят Байкал возродить МРКС это |
Автор: | Croaker [ 24 янв 2018, 16:46 ] |
Заголовок сообщения: | Re: РН и РД на сжиженном газе |
Касательно легкой метановой РН на РД-0169а, возможно ли запускать такой носитель с 85 тс с неподготовленной площадки, т.е. без дорогущего стартового стола? Естественно недалеко от ЖД полотна с цистернами. ЗЫ. Для понимания, у того же Тополя(-М) за 100 тс, если я не ошибаюсь. |
Автор: | Leonar [ 24 янв 2018, 16:49 ] |
Заголовок сообщения: | Re: РН и РД на сжиженном газе |
пару цистерн с жк и пару цистерн с жм и почему нет? |
Автор: | Croaker [ 24 янв 2018, 17:02 ] |
Заголовок сообщения: | Re: РН и РД на сжиженном газе |
Тогда, как минимум, можно утереть нос Электрону Да и как потенциал для немирного времени это буде более чем востребовано, ибо керосиновые мощности будет заняты обеспечением сами знаете чего. |
Автор: | Leonar [ 24 янв 2018, 17:08 ] |
Заголовок сообщения: | Re: РН и РД на сжиженном газе |
Croaker писал(а): утереть нос Электрону дожили... Croaker писал(а): потенциал для немирного времени это буде более чем востребован для чего? |
Автор: | Croaker [ 24 янв 2018, 18:20 ] |
Заголовок сообщения: | Re: РН и РД на сжиженном газе |
Leonar писал(а): дожили... Таково время. Гордость приходится отложить. Пока. Leonar писал(а): для чего? Я же о, хоть и гипотетическом, но вполне обоснованном резерве говорю. Да тот же Глонасс-К(2), например или Гонцы. Мало ли чего. Вы же понимаете, что Плесецк/Байконур/Восточный пострадают одними из первых если, не дай Бог, что. |
Автор: | ЦАРь [ 05 июл 2018, 22:20 ] |
Заголовок сообщения: | Re: РН и РД на сжиженном газе |
1998 год, сравнительные характеристики носителей лёгкого класса: http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/nk/ ... 998-3.html Правда, не знаю как они насчитали ~3,5 тонны ПН при стартовой массе менее 100 тонн. |
Автор: | SuperZveruga [ 05 июл 2018, 22:44 ] |
Заголовок сообщения: | Re: РН и РД на сжиженном газе |
Судя по параметрам энергетически из метана особо много плюсов не получить. Но есть много других плюсов. 1. Обеспечить безопасность окружающей среды даже при аварийном сливе компонентов топлива; 2. Повысить удельный импульс тяги и улучшить энерго-массовые характеристики РН; (вот тут неубедительно) 3. Повысить эффективность охлаждения камеры сгорания; 4. Упростить межпусковую обработку топливных трактов; 5. Снизить стоимость горючего; 6. Обеспечить длительность использования сырьевой базы при наличии больших природных запасов горючего; 7. Обеспечить доступность природного газа для любых национальных программ; 8. Облегчить создание двигателя любой принципиальной схемы (с окислительным или восстановительным газогенератором); 9. Использовать материалы, технологии и оборудование, присущие криогенной технике. И я добавлю сюда 10. Использовать многоразовые двигатели. |
Автор: | Leonar [ 12 июл 2018, 10:36 ] |
Заголовок сообщения: | Re: РН и РД на сжиженном газе |
Страница 2 из 9 | Часовой пояс: UTC + 3 часа |
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group http://www.phpbb.com/ |