Форум "Стелс машины"
http://paralay.iboards.ru/

РН и РД на сжиженном газе
http://paralay.iboards.ru/viewtopic.php?f=12&t=860
Страница 2 из 9

Автор:  Leonar [ 19 дек 2017, 21:17 ]
Заголовок сообщения:  Re: РН и РД на сжиженном газе

Tau_0 писал(а):
коэффициент избытка окислителя 0,2...0,45 при температуре генераторного
газа 1200...1900°С) сажа в продуктах сгорания практически отсутствует"

Избытка окислителя!

Хотя, это тоже верно :-)
У керосина тоже :-)
А с восстановительным газом как у керосина?

Автор:  SuperZveruga [ 01 янв 2018, 12:56 ]
Заголовок сообщения:  Re: Авиационные двигатели: новости и обсуждение

У нас нет специальной темы по ракетным двигателям, поэтому размещаю новость тут.

14.11.2017
КБХА. ЗАВЕРШЕНА РАЗРАБОТКА ЭСКИЗНОГО ПРОЕКТА НОВОГО КИСЛОРОДНО-МЕТАНОВОГО ДВИГАТЕЛЯ
Цитата:
Воронежское «Конструкторское бюро химавтоматики» (КБХА, входит в интегрированную структуру НПО Энергомаш, РОСКОСМОС) завершило разработку технического предложения и эскизного проекта на опытный образец кислородно-метанового ракетного двигателя тягой 85 тонн. Также предприятие начало работы по подготовке опытного производства для изготовления узлов и агрегатов нового двигателя.

Данная разработка ведется в целях создания и отработки технологии использования метана в качестве компонента топлива в перспективных жидкостных ракетных двигателях (ЖРД). Среди других задач, решаемых в рамках этого проекта - создание опытного образца системы аварийной защиты двигателя и отработка передовых методов проектирования на основе современных цифровых технологий. Кроме того, специалисты КБХА прорабатывают вопросы оптимизации параметров перспективных «метановых» ЖРД с учетом требований по минимизации стоимости производства и эксплуатации.

Также на первом этапе работ состоялись испытания экспериментального кислородно-метанового двигателя тягой 40 тонн. К настоящему времени специалисты КБХА завершили разборку и дефектацию этого двигателя и анализ результатов испытаний. Полученная информация будет использована в дальнейших работах над двигателем тягой 85 тонн.

Следующий этап предусматривает выпуск конструкторской документации на двигатель тягой 85 тонн, а также продолжение подготовки производства и изготовление энергетических установок для отработки отдельных систем двигателя.

Метан (природный газ) рассматривается как один из перспективных видов горючего для ракетной техники. Метан обладает широкой сырьевой базой и низкой стоимостью по сравнению с керосином. Как по плотности, так и по эффективности природный газ находится между керосином и водородом. Удельный импульс у двигателя на метане высокий, но это преимущество нивелируется тем, что у природного газа меньшая плотность, поэтому в сумме получается незначительное энергетическое преимущество. Однако с конструкционной точки зрения метан привлекателен. Благодаря своим качествам метановое топливо более приемлемо для применения в двигателях многоразовых космических летательных аппаратов.

Изображение
То есть если сравнивать метан и водород для многоразовых двигателей, то метан лучше.

Автор:  bredych [ 01 янв 2018, 16:27 ]
Заголовок сообщения:  Re: Авиационные двигатели: новости и обсуждение

метан лучше только тем, что в 8 раз больше молярная масса. То есть, меньшего размера баки лепить. Ну и с вопросами криогеники проще. Опять же, это отражается на массогабаритах баков.
В остальном он не имеет преимуществ.

Автор:  Berkut [ 01 янв 2018, 20:34 ]
Заголовок сообщения:  Re: РН и РД на сжиженном газе

Наоборот. Для метана надо делать больше баки чем для РГ-1/керосина.

Автор:  Leonar [ 01 янв 2018, 20:40 ]
Заголовок сообщения:  Re: РН и РД на сжиженном газе

Berkut писал(а):
Наоборот. Для метана надо делать больше баки чем для РГ-1/керосина.

так в сравнении с водородом имелось ввиду

Автор:  Berkut [ 01 янв 2018, 20:44 ]
Заголовок сообщения:  Re: РН и РД на сжиженном газе

Тогда пардон, думал что сравнения против РГ-1.

А так для всего надо лепить меньше баки чем для водорода... ;)

Автор:  SuperZveruga [ 02 янв 2018, 14:55 ]
Заголовок сообщения:  Re: РН и РД на сжиженном газе

RusWin писал(а):
Корону снова разморозили! Ждём новых весёлых картинок!
https://news.mail.ru/society/32135949/

К чему бы это? :)

Автор:  SuperZveruga [ 15 янв 2018, 16:52 ]
Заголовок сообщения:  Re: РН и РД на сжиженном газе

В Бийске на территории бывшего хим комбината закопана вот такая штука.
Изображение
Выходит можем мы композитные баки для ракет делать.

Автор:  Tau_0 [ 15 янв 2018, 20:46 ]
Заголовок сообщения:  Re: РН и РД на сжиженном газе

То имперский артефакт... :cry:

Автор:  ЦАРь [ 15 янв 2018, 20:58 ]
Заголовок сообщения:  Re: РН и РД на сжиженном газе

Подумал, что можно защититься от сажи, если растворять в топливе Н2. Молекулы у водорода лёгкие (способны проникать даже в металл), они будут проникать везде и уменьшать плотность частиц сажи, способствуя самоочищению двигателя. Прикинул на салфетке, что от 0,5% будет какой-никакой эффект, поделился с другом. Друг прислал отчёт NASA по исследованию растворимости водорода в топливах, оказалось, что растворимость водорода в СПГ составляет 0,05%...

Автор:  Tau_0 [ 15 янв 2018, 21:10 ]
Заголовок сообщения:  Re: РН и РД на сжиженном газе

ЦАРь писал(а):
Подумал, что можно защититься от сажи, если растворять в топливе Н2. Молекулы у водорода лёгкие (способны проникать даже в металл), они будут проникать везде и уменьшать плотность частиц сажи, способствуя самоочищению двигателя. Прикинул на салфетке, что от 0,5% будет какой-никакой эффект, поделился с другом. Друг прислал отчёт NASA по исследованию растворимости водорода в топливах, оказалось, что растворимость водорода в СПГ составляет 0,05%...

Сажа будет присутствовать везде где топливом служат углеродсодержащие молекулы. Многоразовость это только водород в сущности. Больше нечего. Нет, можно конечно, что-то вроде аммиака. Только не эффективно. А большие баки... ну да, это зло. Но это можно компенсировать технологиями. Композит-баки и такое всё. Дорого правда. Но если "на потоке" то и не очень...

Автор:  SuperZveruga [ 15 янв 2018, 21:39 ]
Заголовок сообщения:  Re: РН и РД на сжиженном газе

Tau_0 писал(а):
Сажа будет присутствовать везде где топливом служат углеродсодержащие молекулы.

В чём цимус метана.... сложноуглеродные молекулы типа керосина прежде чем сжечь нужно ещё и разложить на составляющие. И чем длиннее молекула тем больше энергозатрат на это понадобится. При этом молекула летит с определённой скоростью через фронт горения и может не успеть разложиться полностью. Отсюда и сажа.

В метане же формула простая - СН4, такая молекула успевает разложиться пока летит через фронт горения с последующим вступлением в химическую реакцию и образованием СО2, который не оседает на стенках.

Автор:  Tau_0 [ 17 янв 2018, 09:47 ]
Заголовок сообщения:  Re: РН и РД на сжиженном газе

SuperZveruga писал(а):
В метане же формула простая - СН4, такая молекула успевает разложиться пока летит через фронт горения с последующим вступлением в химическую реакцию и образованием СО2, который не оседает на стенках.

Конечно. Только горение идеальным не бывает. Исходя из этого сажа будет всегда...

Автор:  крокодил [ 17 янв 2018, 13:21 ]
Заголовок сообщения:  Re: РН и РД на сжиженном газе

Ничего страшного, важно количество. На десять-двадцать раз хватит, а больше не надо.

Автор:  Tau_0 [ 17 янв 2018, 13:57 ]
Заголовок сообщения:  Re: РН и РД на сжиженном газе

крокодил писал(а):
Ничего страшного, важно количество. На десять-двадцать раз хватит, а больше не надо.

Это только у Бога Кузи, Маска тойсть. На самом деле большой вопрос что дешевле, многоразовость с её послеполётным обслуживанием методом переборки и дефектации или поточное производство одноразовых..

Автор:  flankerivo [ 17 янв 2018, 14:31 ]
Заголовок сообщения:  Re: РН и РД на сжиженном газе

Ничего страшного, но он получил предписание о непилотируемости ракеты. Риски высоки. Баки и не только. Коррекции не сделал. Он воистину счастливчик.

Автор:  Leonar [ 24 янв 2018, 09:47 ]
Заголовок сообщения:  Re: РН и РД на сжиженном газе

Изображение
Цитата:
рис. для наглядности, по отчёту КБХА 2015.

Изображение

Изображение
это уже не актуально вроде...

Автор:  SuperZveruga [ 24 янв 2018, 13:20 ]
Заголовок сообщения:  Re: РН и РД на сжиженном газе

Во, в том тексте от Прогресса сказано, что двигатель РД-0169 будет использоваться и для второй ступени Союз-5 и для первой ступени МРКС Союз-7. Унификация. И там и там метан.

Автор:  Leonar [ 24 янв 2018, 14:19 ]
Заголовок сообщения:  Re: РН и РД на сжиженном газе

SuperZveruga писал(а):
что двигатель РД-0169 будет использоваться и для второй ступени Союз-5


надо понимать вы вкурсе, что тут союз 5 метановый проект(на картинке той первый слева с рд 0164), да?
который теперь обозвали союзом 7

Автор:  Leonar [ 24 янв 2018, 14:20 ]
Заголовок сообщения:  Re: РН и РД на сжиженном газе

сейчас в фкп осталось только рд 0169а и легкая рн на нем

Автор:  SuperZveruga [ 24 янв 2018, 14:25 ]
Заголовок сообщения:  Re: РН и РД на сжиженном газе

Leonar писал(а):
который теперь обозвали союзом 7

Я думал Союз-7 это сверхлёгкая МРКС на метане. А выходит, что Союз-7 это Союз-5 на метане?

Автор:  Leonar [ 24 янв 2018, 15:14 ]
Заголовок сообщения:  Re: РН и РД на сжиженном газе

SuperZveruga писал(а):
А выходит, что Союз-7 это Союз-5 на метане?


вроде да
а мркс - все...
может и будет что, но в следующей фкп
и вообще хотят Байкал возродить
МРКС это
Изображение

Автор:  Croaker [ 24 янв 2018, 16:46 ]
Заголовок сообщения:  Re: РН и РД на сжиженном газе

Касательно легкой метановой РН на РД-0169а, возможно ли запускать такой носитель с 85 тс с неподготовленной площадки, т.е. без дорогущего стартового стола?
Естественно недалеко от ЖД полотна с цистернами.

ЗЫ. Для понимания, у того же Тополя(-М) за 100 тс, если я не ошибаюсь.

Автор:  Leonar [ 24 янв 2018, 16:49 ]
Заголовок сообщения:  Re: РН и РД на сжиженном газе

пару цистерн с жк и пару цистерн с жм и почему нет?

Автор:  Croaker [ 24 янв 2018, 17:02 ]
Заголовок сообщения:  Re: РН и РД на сжиженном газе

Тогда, как минимум, можно утереть нос Электрону ;-)
Да и как потенциал для немирного времени это буде более чем востребовано, ибо керосиновые мощности будет заняты обеспечением сами знаете чего.

Автор:  Leonar [ 24 янв 2018, 17:08 ]
Заголовок сообщения:  Re: РН и РД на сжиженном газе

Croaker писал(а):
утереть нос Электрону

дожили...
Croaker писал(а):
потенциал для немирного времени это буде более чем востребован

для чего?

Автор:  Croaker [ 24 янв 2018, 18:20 ]
Заголовок сообщения:  Re: РН и РД на сжиженном газе

Leonar писал(а):
дожили...

Таково время. Гордость приходится отложить. Пока.
Leonar писал(а):
для чего?

Я же о, хоть и гипотетическом, но вполне обоснованном резерве говорю. Да тот же Глонасс-К(2), например или Гонцы. Мало ли чего. Вы же понимаете, что Плесецк/Байконур/Восточный пострадают одними из первых если, не дай Бог, что.

Автор:  ЦАРь [ 05 июл 2018, 22:20 ]
Заголовок сообщения:  Re: РН и РД на сжиженном газе

1998 год, сравнительные характеристики носителей лёгкого класса:
Изображение
http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/nk/ ... 998-3.html

Правда, не знаю как они насчитали ~3,5 тонны ПН при стартовой массе менее 100 тонн.

Автор:  SuperZveruga [ 05 июл 2018, 22:44 ]
Заголовок сообщения:  Re: РН и РД на сжиженном газе

Судя по параметрам энергетически из метана особо много плюсов не получить. Но есть много других плюсов.

1. Обеспечить безопасность окружающей среды даже при аварийном сливе компонентов топлива;
2. Повысить удельный импульс тяги и улучшить энерго-массовые характеристики РН; (вот тут неубедительно)
3. Повысить эффективность охлаждения камеры сгорания;
4. Упростить межпусковую обработку топливных трактов;
5. Снизить стоимость горючего;
6. Обеспечить длительность использования сырьевой базы при наличии больших природных запасов горючего;
7. Обеспечить доступность природного газа для любых национальных программ;
8. Облегчить создание двигателя любой принципиальной схемы (с окислительным или восстановительным газогенератором);
9. Использовать материалы, технологии и оборудование, присущие криогенной технике.

И я добавлю сюда

10. Использовать многоразовые двигатели.

Автор:  Leonar [ 12 июл 2018, 10:36 ]
Заголовок сообщения:  Re: РН и РД на сжиженном газе

Изображение
:mrgreen:

Страница 2 из 9 Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
http://www.phpbb.com/