Форум "Стелс машины"
http://paralay.iboards.ru/

РН и РД на сжиженном газе
http://paralay.iboards.ru/viewtopic.php?f=12&t=860
Страница 1 из 9

Автор:  Avals [ 17 авг 2009, 14:49 ]
Заголовок сообщения:  Re: РН и РД на сжиженном газе

Перспективные направления совершенствования химических ракетных двигателей - предварительная оценка исследовательского центра им. М.В. Келдыша совместно с ЦНИИМаш:
Кислородно-метановые ЖРД. Создание такого двигателя может рассматриваться как составная часть общероссийской программы расширения и повышения эффективности использования сжиженных природных газов на автомобильном, железнодорожном, авиационном транспорте и в ракетно-космической технике. Необходимость реализации такой программы может быть обусловлена дефицитом вырабатываемых из нефти топлив, большими запасами, доступностью и относительной дешевизной природного газа, а также экологическими преимуществами его применения.
Широкие исследования горючего различных видов, в том числе синтезированного, показал и, что СПГ на 95...98 % состоящий из метана, может рассматриваться как перспективное горючее для средств РКТ, которое позволит удовлетворить основные требования к стоимости, надежности, экологической безопасности маршевых ЖРД нового поколения при высоком уровне их энергомассовых характеристик. Применение кислородно-метанового топлива с учетом снижения потерь на его завесное охлаждение обеспечивает повышение удельного импульса тяги по сравнению с кислородно-керосиновым двигателем на 200...250 м/с, что перекрывает ущерб от снижения на 15 % плотности топливных компонентов. Увеличение удельного импульса тяги является следствием более высоких термодинамических характеристик и охлаждающей способности метана.
Проведенные в Исследовательском центре им. М.В. Келдыша экспериментальные исследования показали возможность успешной разработки двигателя, работающего на кислороде и метане с использованием восстановительного генераторного газа, т.е. реализации схемы, которая открывает большие потенциальные возможности повышения надежности ЖРД и создания резервируемой ДУ. По сравнению с жидким углеводородным горючим типа РГ-1 сжиженный метан дешевле, его сырьевая база практически неограничена. Проблемы создания наземной инфраструктуры (установок для сжижения природного газа и его транспортировки, а также средств заправки) в значительной мере решены. Переход на метан позволяет относительно легко решать многие задачи межполетного обслуживания двигателя, так как он после работы остается чистым, без характерных для использования РГ-1 отложений смол и сажи,что обеспечивает сокращение до минимума времени и затрат на обслуживание. Можно рассчитывать и на снижение остроты экологических проблем за счет резкого уменьшения содержания вредных веществ в продуктах сгорания топлива (особенно СО).


Перспективные ЖРД России
...Результаты расчетно-теоретических и экспериментальных исследований, выполненных Центром Келдыша с учетом опыта проектных разработок КБХА и НПО "Энергомаш", позволили сделать вывод о том, что поставленная задача с наибольшим эффектом может быть решена путем разработки ЖРД нового поколения, использующего топливную пару "кислород и сжиженный природный газ" (СПГ), причем в составе СПГ должно быть 98 % метана.
Применение данной топливной пары обеспечивает:
- возможность разработки высокоэффективного ЖРД по схеме с восстановительным газогенератором;
- создание двигателей многоразового использования с минимальным объемом межполетного обслуживания.
Пара "кислород и СПГ" имеет невысокую стоимость и широкие перспективы использования в других отраслях (авиация, железнодорожный и автомобильный транспорты). Хотя в России пока практически отсутствует инфраструктура использования сжиженного природного газа, однако имеющаяся практика эксплуатации криогенных компонентов (кислород, водород), а также богатый мировой опыт производства и транспортировки СПГ позволяют сделать вывод о возможности создания необходимой инфраструктуры при сравнительно небольших затратах.
Наиболее целесообразной схемой маршевого ЖРД для средств выведения нового поколения является открытая, незамкнутая схема с восстановительным генераторным газом (рис. 5). Для уменьшения потерь удельного импульса тяги целесообразно применить перепуск отработанного генераторного газа в сопло. В итоге выполнения научно-исследовательских, расчетно-теоретических и экспериментальных работ, в том числе и на специально разработанных модельных двигателях, получены рекомендации по организации рабочего процесса в газогенераторе и камере сгорания, подтверждена возможность достижения высокой степени совершенства процессов и эффективного охлаждения камеры сгорания, длительного ресурса работы и многократности использования. В целом показана полная реальность создания высокоэффективного ЖРД нового поколения и возможность перехода к полномасштабным конструкторским разработкам.
...В заключение необходимо отметить, что использование основных положений разработанной Центром Келдыша "Концепции" открывает перспективы создания нового поколения маршевых многоразовых двигателей, обеспечивающих:
- высокую надежность;
- простоту межполетного обслуживания и многократность использования;
- формирование многодвигательных резервируемых ДУ.
На базе подобных ЖРД (табл. 3) могут быть разработаны новые, экологиески безопасные, не требующие зон отчуждения, надежные и экономически эффективные РН с первой многоразовой ступенью, обеспечивающие снижение стоимости вывода КА почти вдвое.


Метан – последняя надежда? - свойства метана как горючего.
Вложение:
Sravnenie_kerosin_metan.gif

По мнению отечественных специалистов, использование сжиженного природного газа (метана) позволяет:
– обеспечить безопасность окружающей среды даже при аварийном сливе компонентов топлива;
– повысить удельный импульс тяги и улучшить энерго-массовые характеристики РН;
– повысить эффективность охлаждения камеры сгорания;
– упростить межпусковую обработку топливных трактов;
– снизить стоимость горючего;
– обеспечить длительность использования сырьевой базы при наличии больших природных запасов горючего;
– обеспечить доступность природного газа для любых национальных программ;
– облегчить создание двигателя любой принципиальной схемы (с окислительным или восстановительным газогенератором);
– использовать материалы, технологии и оборудование, присущие криогенной технике.
Занимая «нишу» между керосином и водородом, метан позволяет достаточно просто создавать двигатели любой принципиальной схемы: замкнутой с окислительным газогенератором (ГГ), замкнутой с восстановительным ГГ, открытой (незамкнутой) и даже такой экзотической для отечественного двигателестроения схемы, как т.н. «расширительная» или теплообменная, когда жидкий метан, проходя рубашку охлаждения камеры сгорания, газифицируется и вращает турбину ТНА, а потом сбрасывается в камеру сгорания и дожигается там.
В России ЖРД на природном газе и метане разрабатывают ИЦ имени М.В.Келдыша, НПО «Энергомаш», КБХиммаш, ФПГ «Двигатели НК», НИИМаш и КБ Химавтоматики.


Характеристики метановых двигателей
Вложение:
Metan.gif

Вложение:
Kerosin.gif



Разгонные блоки для РН Союз на высокоэффективном топливе
Вложение:
Razgonny_blok_Souz_metan.jpg



ОАО «Конструкторское бюро химавтоматики» - российский разработчик перспективного метанового ракетного двигателя.


Проблемы применения криогенных углеводородных топлив в высокоскоростных летательных аппаратах - преимущества использования пропана в качестве авиационного (и соответственно ракетного) топлива.

Сравнение стоимости ракетного топлива
Вложение:
Toplivo.jpg

В этой таблице стоимость метана(CH4) неоябъяснимо высока по сравнению с РГ-1(керосин) и NH3(аммиак). Более реальная оценка ИМХО здесь:
Статья на сайте Трансгаз
...Запасы нефти в России составляют около 8 млрд. тонн (7% мировых), а природного газа, причем в пересчете на нефтяной эквивалент более 150 млрд. тонн (около 40% мировых). Из нефти получают около 6% авиакеросина, а природный газ может быть почти полностью использован для получения криогенного топлива.
...В ближайшие 15-20 лет экономически целесообразно применение в транспортных системах главным образом СПГ. Это связано с тем, что в этот период цена ЖВ прогнозируется существенно более высокой по сравнению как с СПГ, так и с традиционными топливами. СПГ в свою очередь в 1,5-2раза дешевле авиакеросина. Меньшая стоимость СПГ в условиях нарастающего дефицита и дороговизны нефтяных топлив, в сочетании с перечисленными выше другими преимуществами криогенных топлив обусловливает необходимость развертывания работ по внедрению СПГ в авиационную и ракетно-космическую технику уже в ближайшем десятилетии.

Автор:  седой. [ 09 сен 2016, 20:12 ]
Заголовок сообщения:  Re: РН и РД на сжиженном газе

Москва, 09.09.16 - 14:07
Новый ракетный двигатель, работающий на метане, планируют совместно спроектировать конструкторские бюро (КБ) "Энергомаш" и КБ "Химавтоматики"....

Источник: http://rueconomics.ru/195276-na-prirodn ... y-deshevle

Автор:  Berkut [ 10 сен 2016, 16:59 ]
Заголовок сообщения:  Re: РН и РД на сжиженном газе

Куда? Raptor понятно куда, да и BE-4. А этот куда? Феникс на базе Союз-5 (с СПГ) мёртвый да и с тягой 85 надо их как на Falcon 9.

Автор:  Leonar [ 16 сен 2016, 08:02 ]
Заголовок сообщения:  Re: РН и РД на сжиженном газе

Berkut писал(а):
Куда? Raptor понятно куда, да и BE-4. А этот куда? Феникс на базе Союз-5 (с СПГ) мёртвый да и с тягой 85 надо их как на Falcon 9.

85т - двигатель для "опытной" легкой рн
а потом на его основе двигатель второй ступени самое оно

Автор:  Leonar [ 22 сен 2016, 20:21 ]
Заголовок сообщения:  Re: РН и РД на сжиженном газе

кстати да...
Изображение
Изображение

Автор:  Tau_0 [ 14 дек 2017, 10:30 ]
Заголовок сообщения:  Re: РН и РД на сжиженном газе

Дело в том что у метана или СПГ практически нет выигрыша перед керосином. Всё преимущество в относительной чистоте для многоразового использования. Но это относительно. При нарушении режима горения сажи зело весьма много.

Автор:  ЦАРь [ 14 дек 2017, 12:26 ]
Заголовок сообщения:  Re: РН и РД на сжиженном газе

Я думал, у СПГ следующие преимущества:
- Бо'льшая стабильность горения/возможность более глубокого дросселирования.
- Большая калорийность (за которую приходится платить более тяжёлыми баками, то на то и выходит)
- Низкая температура, что позволяет использовать для охлаждения не только окислитель, но и топливо.

Автор:  крокодил [ 14 дек 2017, 15:01 ]
Заголовок сообщения:  Re: РН и РД на сжиженном газе

ЦАРь писал(а):
Большая калорийность (за которую приходится платить более тяжёлыми баками, то на то и выходит)

Не выходит, считали же. Баки сейчас можно делать легкие, а преимущество в импульсе весьма ощутимое.

Автор:  ЦАРь [ 14 дек 2017, 17:48 ]
Заголовок сообщения:  Re: РН и РД на сжиженном газе

0,90 кг/л вонючка 318
0,82 кг/л керосин 335
0,42 кг/л ж метан 348
0,07 кг/л жидк Н2 428

Слева плотность (для НДМГ взято "индикативное" значение, вбирающее в себя ещё и разницу в плотности окислителей), справа - характерный удельный импульс двигателя на такой связке в вакууме.


Tau_0, про то, что неплохо бы использовать СПГ в качестве топлива, на этом форуме мы обсуждали как раз перед тем, как Маск об этом объявил. Так что это он - адепт :lol:
Только обсуждали мы это в контексте детонационных двигателей, потому что в метане детонация более предсказуемо себя ведёт. Во всяком случае, лучше, чем в керосине.

Автор:  ЦАРь [ 15 дек 2017, 15:14 ]
Заголовок сообщения:  Re: РН и РД на сжиженном газе

Те данные - оценка.

Нашёл другую оценку:

Изображение
При меньшем давлении в КС, удельный импульс СПГ выше на 6,2..15,5%

Встречаются оценки от 3,0%

Автор:  крокодил [ 15 дек 2017, 15:38 ]
Заголовок сообщения:  Re: РН и РД на сжиженном газе

При этом вес бака подчиняется куб-квадратному отношению, и на самом деле растет незначительно, особенно на больших ракетах.
Плюс это объем не всего бака, а только топлива. Окислителя все равно надо столько же примерно. Итого масса пустой конструкции вырастет процентов на 10.

А удельный импульс к нагрузке относится тоже нелинейно. 5% больше УИ это кажется 12-15% больше ПН.
Итого выигрыш метана очень заметен.

Автор:  Tau_0 [ 15 дек 2017, 15:45 ]
Заголовок сообщения:  Re: РН и РД на сжиженном газе

крокодил писал(а):
При этом вес бака подчиняется куб-квадратному отношению, и на самом деле растет незначительно, особенно на больших ракетах.
Плюс это объем не всего бака, а только топлива. Окислителя все равно надо столько же примерно. Итого масса пустой конструкции вырастет процентов на 10.

А удельный импульс к нагрузке относится тоже нелинейно. 5% больше УИ это кажется 12-15% больше ПН.
Итого выигрыш метана очень заметен.
Тот же обьём керосин-кислорода, при более мощных двигателях ессно (кои имеются), и ПН ещё больше. Особенно с водородом наверху, где ему самое место (особенно с учётом того что мы не на экваторе).

При этом исключается попилище на разработке метанового двигателя. Что несёт немалую экономию. :mrgreen:

Автор:  Tau_0 [ 15 дек 2017, 15:57 ]
Заголовок сообщения:  Re: РН и РД на сжиженном газе

ЦАРь писал(а):
При меньшем давлении в КС, удельный импульс СПГ выше на 6,2..15,5%

Встречаются оценки от 3,0%
Царь, а за счёт чего растёт УИ? Теплота сгорания метана? Молекулярные веса продуктов сгорания похожи ж...

Автор:  ЦАРь [ 15 дек 2017, 16:10 ]
Заголовок сообщения:  Re: РН и РД на сжиженном газе

крокодил
При этом вес бака подчиняется куб-квадратному отношению
Ну да, +56%. Ещё и внешние стенки ракеты подрастут на 25%.
Итого, сухая масса ступени может вырасти максимум на четверть.

Я прикинул, масса топлива, которую мы экономим, перекрывает лишний вес баков раза в 4-5 минимум.

Tau_0
1. Калорийность топлива. Чем ниже молекулярная масса, тем больше водорода, тем выше калорийность.
2. При нестехиометрических смесях (с избытком топлива) выше скорость истечения газа (потому что молекулы этого газа легче, а импульс им дают тот же).
3. У земли почему-то разница очень высокая. Я не знаю, почему, но допускаю, что есть ещё какой-то неучтённый эффект.

Автор:  Tau_0 [ 18 дек 2017, 16:11 ]
Заголовок сообщения:  Re: РН и РД на сжиженном газе

ЦАРь так какой УИ при стехиометрическом горении (если это не так то это станет генератором сажи)? И допустимом давлении в КС, что б не сидеть на бомбе...

Автор:  Leonar [ 18 дек 2017, 17:35 ]
Заголовок сообщения:  Re: РН и РД на сжиженном газе

Tau_0 писал(а):
ЦАРь так какой УИ при стехиометрическом горении (если это не так то это станет генератором сажи)? И допустимом давлении в КС, что б не сидеть на бомбе...

специалисты кбха со свом демонстратором на практике показали обратное

Автор:  Leonar [ 18 дек 2017, 17:42 ]
Заголовок сообщения:  Re: РН и РД на сжиженном газе

понимаешь в чем фишка,
Сажа образуется, но из за "малых" атомных цепочек метана ( н-н-с-н-н) против керосиновых (с хреновой тучей цепочкой углеродных связей)
Сажа от метана имеет наноструктуру и не успевает слипаться и прилипать к стенкам в отличие от керосина

Автор:  крокодил [ 18 дек 2017, 17:44 ]
Заголовок сообщения:  Re: РН и РД на сжиженном газе

Сажа фигня, главное - кокс) В метановых он не образуется.

Автор:  Leonar [ 18 дек 2017, 17:47 ]
Заголовок сообщения:  Re: РН и РД на сжиженном газе

крокодил писал(а):
Сажа фигня, главное - кокс) В метановых он не образуется.


Да

Автор:  Leonar [ 18 дек 2017, 17:59 ]
Заголовок сообщения:  Re: РН и РД на сжиженном газе

чтот тут оказывается истории нет...
Цитата:
Анализ результатов проведенного ОИ позволяет сделать следующее заключение:
- в процессе работы параметры двигателя были стабильны на режимах при различных сочетаниях соотношения расходов компонентов топлива (2,42…3,03) и тяги (6311…7340 кгс);
- подтверждено отсутствие образований твердой фазы в газовом тракте и отсутствие коксовых отложений в жидкостном тракте двигателя;
- получены необходимые экспериментальные данные для уточнения методики расчета охлаждения КС при использовании СПГ в качестве охладителя;
- исследована динамика выхода охлаждающего тракта КС на установившийся тепловой режим;
- подтверждена правильность технических решений по обеспечению запуска, управления, регулирования и пр. с учетом особенностей СПГ;

http://engine.aviaport.ru/issues/72/page28.html
http://www.kbhmisaeva.ru/main.php?id=56

Автор:  Leonar [ 18 дек 2017, 18:00 ]
Заголовок сообщения:  Re: РН и РД на сжиженном газе

Где то еще должна быть пдфка с более полным докладом и картинками по этой работе

Автор:  Tau_0 [ 18 дек 2017, 22:49 ]
Заголовок сообщения:  Re: РН и РД на сжиженном газе

чё ты так копошишься Кот? Вопрос к Царю, он более похож на спеца в этом вопросе. И кокс и сажа есть явления одного порядка...

Автор:  Tau_0 [ 18 дек 2017, 23:56 ]
Заголовок сообщения:  Re: РН и РД на сжиженном газе

Leonar писал(а):
Tau_0 писал(а):
ЦАРь так какой УИ при стехиометрическом горении (если это не так то это станет генератором сажи)? И допустимом давлении в КС, что б не сидеть на бомбе...

специалисты кбха со свом демонстратором на практике показали обратное
Что-что? Где можно ознакомится? С показателями смеси и измеренным УИ или эквивалентом.

Автор:  ЦАРь [ 19 дек 2017, 00:10 ]
Заголовок сообщения:  Re: РН и РД на сжиженном газе

Tau_0
Я не спец, так, по смежным областям знаю чуть-чуть.

Автор:  Leonar [ 19 дек 2017, 01:04 ]
Заголовок сообщения:  Re: РН и РД на сжиженном газе

Tau_0 писал(а):
Что-что? Где можно ознакомится? С показателями смеси и измеренным УИ или эквивалентом.


Ссылки той не достаточно?
Там русским по белому...
Leonar писал(а):
- подтверждено отсутствие образований твердой фазы в газовом тракте и отсутствие коксовых отложений в жидкостном тракте двигателя;

Насчет смеси...если что, там газогенератор с преобладанием метана
т.е. восстановительный газ
т.е. как раз о чем ты тут хочешь втереть про сажу
Tau_0 писал(а):
чё ты так копошишься Кот?

Предупреждаю крайний раз.
Еще раз назовешь уничижительно (кого угодно) - забаню

Автор:  Leonar [ 19 дек 2017, 01:26 ]
Заголовок сообщения:  Re: РН и РД на сжиженном газе

https://mai.ru/upload/iblock/2e3/2e3a19 ... 974624.pdf
Интересная работа

Автор:  Tau_0 [ 19 дек 2017, 16:36 ]
Заголовок сообщения:  Re: РН и РД на сжиженном газе

Leonar писал(а):
https://mai.ru/upload/iblock/2e3/2e3a19b1211a55ec919900b767974624.pdf
Интересная работа

"Эксперименты ГГ показали, что в исследуемых диапазонах (давление 3...10
МПа,
коэффициент избытка окислителя 0,2...0,45 при температуре генераторного
газа 1200...1900°С) сажа в продуктах сгорания практически отсутствует"

Избытка окислителя!

Единственное место по моему вопросу в этой работе, но доказывающее то что я говорил.
ЗЫ. Сам то читал?

Автор:  Tau_0 [ 19 дек 2017, 16:45 ]
Заголовок сообщения:  Re: РН и РД на сжиженном газе

Водород почти единственное что позволяет не дожигать топливо и получать выигрыш за счёт легкости атома водорода. В меньшей степени этим обладает аммиак.

Автор:  Tau_0 [ 19 дек 2017, 17:26 ]
Заголовок сообщения:  Re: РН и РД на сжиженном газе

ЦАРь писал(а):
Tau_0
Я не спец, так, по смежным областям знаю чуть-чуть.
Спец определяется правильностью суждений. Настолько правильностью что их никто опровергнуть не может.
Ну в нынешние времена правда можно "забанить" со зла... :mrgreen:

Автор:  Leonar [ 19 дек 2017, 17:47 ]
Заголовок сообщения:  Re: РН и РД на сжиженном газе

Tau_0 писал(а):
Единственное место по моему вопросу в этой работе, но доказывающее то что я говорил.


И не к тому двигателю...
Прочитай внимательнее
Tau_0 писал(а):
Ну в нынешние времена правда можно "забанить" со зла...

в другие времена на бочку с порохом сажали и расстреливали
Ты окончишь флудить?
Tau_0 писал(а):
Водород почти единственное что позволяет не дожигать топливо


А почти еще что? Гидразин?
Не, метан тоже позволяет иметь газогенератор с восстановительным газом

Страница 1 из 9 Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
http://www.phpbb.com/