|
Автор |
Сообщение |
Leonar
|
Заголовок сообщения: Re: РН и РД на сжиженном газе Добавлено: 19 дек 2017, 21:17 |
Зарегистрирован: 02 окт 2013, 09:07 Сообщений: 8709
|
Tau_0 писал(а): коэффициент избытка окислителя 0,2...0,45 при температуре генераторного газа 1200...1900°С) сажа в продуктах сгорания практически отсутствует"
Избытка окислителя! Хотя, это тоже верно У керосина тоже А с восстановительным газом как у керосина?
|
|
|
|
|
SuperZveruga
|
Заголовок сообщения: Re: Авиационные двигатели: новости и обсуждение Добавлено: 01 янв 2018, 12:56 |
Зарегистрирован: 31 май 2011, 13:08 Сообщений: 9291 Откуда: из дремучего леса
|
У нас нет специальной темы по ракетным двигателям, поэтому размещаю новость тут. 14.11.2017 КБХА. ЗАВЕРШЕНА РАЗРАБОТКА ЭСКИЗНОГО ПРОЕКТА НОВОГО КИСЛОРОДНО-МЕТАНОВОГО ДВИГАТЕЛЯЦитата: Воронежское «Конструкторское бюро химавтоматики» (КБХА, входит в интегрированную структуру НПО Энергомаш, РОСКОСМОС) завершило разработку технического предложения и эскизного проекта на опытный образец кислородно-метанового ракетного двигателя тягой 85 тонн. Также предприятие начало работы по подготовке опытного производства для изготовления узлов и агрегатов нового двигателя.
Данная разработка ведется в целях создания и отработки технологии использования метана в качестве компонента топлива в перспективных жидкостных ракетных двигателях (ЖРД). Среди других задач, решаемых в рамках этого проекта - создание опытного образца системы аварийной защиты двигателя и отработка передовых методов проектирования на основе современных цифровых технологий. Кроме того, специалисты КБХА прорабатывают вопросы оптимизации параметров перспективных «метановых» ЖРД с учетом требований по минимизации стоимости производства и эксплуатации.
Также на первом этапе работ состоялись испытания экспериментального кислородно-метанового двигателя тягой 40 тонн. К настоящему времени специалисты КБХА завершили разборку и дефектацию этого двигателя и анализ результатов испытаний. Полученная информация будет использована в дальнейших работах над двигателем тягой 85 тонн.
Следующий этап предусматривает выпуск конструкторской документации на двигатель тягой 85 тонн, а также продолжение подготовки производства и изготовление энергетических установок для отработки отдельных систем двигателя.
Метан (природный газ) рассматривается как один из перспективных видов горючего для ракетной техники. Метан обладает широкой сырьевой базой и низкой стоимостью по сравнению с керосином. Как по плотности, так и по эффективности природный газ находится между керосином и водородом. Удельный импульс у двигателя на метане высокий, но это преимущество нивелируется тем, что у природного газа меньшая плотность, поэтому в сумме получается незначительное энергетическое преимущество. Однако с конструкционной точки зрения метан привлекателен. Благодаря своим качествам метановое топливо более приемлемо для применения в двигателях многоразовых космических летательных аппаратов. То есть если сравнивать метан и водород для многоразовых двигателей, то метан лучше.
_________________ Данко разорвал руками себе грудь и вырвал из неё сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало ярче солнца, и люди, очарованные, снова пошли за ним. (C) кавалер ордена Ленина Максим Горький, "Старуха Изергиль" - 1894 г.
|
|
|
|
|
bredych
|
Заголовок сообщения: Re: Авиационные двигатели: новости и обсуждение Добавлено: 01 янв 2018, 16:27 |
Зарегистрирован: 04 мар 2010, 23:00 Сообщений: 12667
|
|
|
|
|
Berkut
|
Заголовок сообщения: Re: РН и РД на сжиженном газе Добавлено: 01 янв 2018, 20:34 |
Зарегистрирован: 11 сен 2010, 17:37 Сообщений: 788
|
Наоборот. Для метана надо делать больше баки чем для РГ-1/керосина.
|
|
|
|
|
Leonar
|
Заголовок сообщения: Re: РН и РД на сжиженном газе Добавлено: 01 янв 2018, 20:40 |
Зарегистрирован: 02 окт 2013, 09:07 Сообщений: 8709
|
Berkut писал(а): Наоборот. Для метана надо делать больше баки чем для РГ-1/керосина. так в сравнении с водородом имелось ввиду
|
|
|
|
|
Berkut
|
Заголовок сообщения: Re: РН и РД на сжиженном газе Добавлено: 01 янв 2018, 20:44 |
Зарегистрирован: 11 сен 2010, 17:37 Сообщений: 788
|
Тогда пардон, думал что сравнения против РГ-1. А так для всего надо лепить меньше баки чем для водорода...
|
|
|
|
|
SuperZveruga
|
Заголовок сообщения: Re: РН и РД на сжиженном газе Добавлено: 02 янв 2018, 14:55 |
Зарегистрирован: 31 май 2011, 13:08 Сообщений: 9291 Откуда: из дремучего леса
|
RusWin писал(а): Корону снова разморозили! Ждём новых весёлых картинок! https://news.mail.ru/society/32135949/К чему бы это?
_________________ Данко разорвал руками себе грудь и вырвал из неё сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало ярче солнца, и люди, очарованные, снова пошли за ним. (C) кавалер ордена Ленина Максим Горький, "Старуха Изергиль" - 1894 г.
|
|
|
|
|
SuperZveruga
|
Заголовок сообщения: Re: РН и РД на сжиженном газе Добавлено: 15 янв 2018, 16:52 |
Зарегистрирован: 31 май 2011, 13:08 Сообщений: 9291 Откуда: из дремучего леса
|
В Бийске на территории бывшего хим комбината закопана вот такая штука. Выходит можем мы композитные баки для ракет делать.
_________________ Данко разорвал руками себе грудь и вырвал из неё сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало ярче солнца, и люди, очарованные, снова пошли за ним. (C) кавалер ордена Ленина Максим Горький, "Старуха Изергиль" - 1894 г.
|
|
|
|
|
Tau_0
|
Заголовок сообщения: Re: РН и РД на сжиженном газе Добавлено: 15 янв 2018, 20:46 |
Зарегистрирован: 27 янв 2016, 13:00 Сообщений: 459
|
То имперский артефакт...
|
|
|
|
|
ЦАРь
|
Заголовок сообщения: Re: РН и РД на сжиженном газе Добавлено: 15 янв 2018, 20:58 |
Зарегистрирован: 16 июн 2010, 18:23 Сообщений: 5568
|
Подумал, что можно защититься от сажи, если растворять в топливе Н2. Молекулы у водорода лёгкие (способны проникать даже в металл), они будут проникать везде и уменьшать плотность частиц сажи, способствуя самоочищению двигателя. Прикинул на салфетке, что от 0,5% будет какой-никакой эффект, поделился с другом. Друг прислал отчёт NASA по исследованию растворимости водорода в топливах, оказалось, что растворимость водорода в СПГ составляет 0,05%...
_________________ Как на рваных парусах...
|
|
|
|
|
Tau_0
|
Заголовок сообщения: Re: РН и РД на сжиженном газе Добавлено: 15 янв 2018, 21:10 |
Зарегистрирован: 27 янв 2016, 13:00 Сообщений: 459
|
ЦАРь писал(а): Подумал, что можно защититься от сажи, если растворять в топливе Н2. Молекулы у водорода лёгкие (способны проникать даже в металл), они будут проникать везде и уменьшать плотность частиц сажи, способствуя самоочищению двигателя. Прикинул на салфетке, что от 0,5% будет какой-никакой эффект, поделился с другом. Друг прислал отчёт NASA по исследованию растворимости водорода в топливах, оказалось, что растворимость водорода в СПГ составляет 0,05%... Сажа будет присутствовать везде где топливом служат углеродсодержащие молекулы. Многоразовость это только водород в сущности. Больше нечего. Нет, можно конечно, что-то вроде аммиака. Только не эффективно. А большие баки... ну да, это зло. Но это можно компенсировать технологиями. Композит-баки и такое всё. Дорого правда. Но если "на потоке" то и не очень...
|
|
|
|
|
SuperZveruga
|
Заголовок сообщения: Re: РН и РД на сжиженном газе Добавлено: 15 янв 2018, 21:39 |
Зарегистрирован: 31 май 2011, 13:08 Сообщений: 9291 Откуда: из дремучего леса
|
Tau_0 писал(а): Сажа будет присутствовать везде где топливом служат углеродсодержащие молекулы. В чём цимус метана.... сложноуглеродные молекулы типа керосина прежде чем сжечь нужно ещё и разложить на составляющие. И чем длиннее молекула тем больше энергозатрат на это понадобится. При этом молекула летит с определённой скоростью через фронт горения и может не успеть разложиться полностью. Отсюда и сажа. В метане же формула простая - СН4, такая молекула успевает разложиться пока летит через фронт горения с последующим вступлением в химическую реакцию и образованием СО2, который не оседает на стенках.
_________________ Данко разорвал руками себе грудь и вырвал из неё сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало ярче солнца, и люди, очарованные, снова пошли за ним. (C) кавалер ордена Ленина Максим Горький, "Старуха Изергиль" - 1894 г.
|
|
|
|
|
Tau_0
|
Заголовок сообщения: Re: РН и РД на сжиженном газе Добавлено: 17 янв 2018, 09:47 |
Зарегистрирован: 27 янв 2016, 13:00 Сообщений: 459
|
SuperZveruga писал(а): В метане же формула простая - СН4, такая молекула успевает разложиться пока летит через фронт горения с последующим вступлением в химическую реакцию и образованием СО2, который не оседает на стенках. Конечно. Только горение идеальным не бывает. Исходя из этого сажа будет всегда...
|
|
|
|
|
крокодил
|
Заголовок сообщения: Re: РН и РД на сжиженном газе Добавлено: 17 янв 2018, 13:21 |
Зарегистрирован: 23 фев 2011, 12:18 Сообщений: 6196
|
Ничего страшного, важно количество. На десять-двадцать раз хватит, а больше не надо.
|
|
|
|
|
Tau_0
|
Заголовок сообщения: Re: РН и РД на сжиженном газе Добавлено: 17 янв 2018, 13:57 |
Зарегистрирован: 27 янв 2016, 13:00 Сообщений: 459
|
крокодил писал(а): Ничего страшного, важно количество. На десять-двадцать раз хватит, а больше не надо. Это только у Бога Кузи, Маска тойсть. На самом деле большой вопрос что дешевле, многоразовость с её послеполётным обслуживанием методом переборки и дефектации или поточное производство одноразовых..
|
|
|
|
|
flankerivo
|
Заголовок сообщения: Re: РН и РД на сжиженном газе Добавлено: 17 янв 2018, 14:31 |
Зарегистрирован: 26 июл 2017, 14:40 Сообщений: 3675
|
Ничего страшного, но он получил предписание о непилотируемости ракеты. Риски высоки. Баки и не только. Коррекции не сделал. Он воистину счастливчик.
|
|
|
|
|
Leonar
|
Заголовок сообщения: Re: РН и РД на сжиженном газе Добавлено: 24 янв 2018, 09:47 |
Зарегистрирован: 02 окт 2013, 09:07 Сообщений: 8709
|
Цитата: рис. для наглядности, по отчёту КБХА 2015. это уже не актуально вроде...
|
|
|
|
|
SuperZveruga
|
Заголовок сообщения: Re: РН и РД на сжиженном газе Добавлено: 24 янв 2018, 13:20 |
Зарегистрирован: 31 май 2011, 13:08 Сообщений: 9291 Откуда: из дремучего леса
|
Во, в том тексте от Прогресса сказано, что двигатель РД-0169 будет использоваться и для второй ступени Союз-5 и для первой ступени МРКС Союз-7. Унификация. И там и там метан.
_________________ Данко разорвал руками себе грудь и вырвал из неё сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало ярче солнца, и люди, очарованные, снова пошли за ним. (C) кавалер ордена Ленина Максим Горький, "Старуха Изергиль" - 1894 г.
|
|
|
|
|
Leonar
|
Заголовок сообщения: Re: РН и РД на сжиженном газе Добавлено: 24 янв 2018, 14:19 |
Зарегистрирован: 02 окт 2013, 09:07 Сообщений: 8709
|
SuperZveruga писал(а): что двигатель РД-0169 будет использоваться и для второй ступени Союз-5 надо понимать вы вкурсе, что тут союз 5 метановый проект(на картинке той первый слева с рд 0164), да? который теперь обозвали союзом 7
|
|
|
|
|
Leonar
|
Заголовок сообщения: Re: РН и РД на сжиженном газе Добавлено: 24 янв 2018, 14:20 |
Зарегистрирован: 02 окт 2013, 09:07 Сообщений: 8709
|
сейчас в фкп осталось только рд 0169а и легкая рн на нем
|
|
|
|
|
SuperZveruga
|
Заголовок сообщения: Re: РН и РД на сжиженном газе Добавлено: 24 янв 2018, 14:25 |
Зарегистрирован: 31 май 2011, 13:08 Сообщений: 9291 Откуда: из дремучего леса
|
Leonar писал(а): который теперь обозвали союзом 7 Я думал Союз-7 это сверхлёгкая МРКС на метане. А выходит, что Союз-7 это Союз-5 на метане?
_________________ Данко разорвал руками себе грудь и вырвал из неё сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало ярче солнца, и люди, очарованные, снова пошли за ним. (C) кавалер ордена Ленина Максим Горький, "Старуха Изергиль" - 1894 г.
|
|
|
|
|
Leonar
|
Заголовок сообщения: Re: РН и РД на сжиженном газе Добавлено: 24 янв 2018, 15:14 |
Зарегистрирован: 02 окт 2013, 09:07 Сообщений: 8709
|
SuperZveruga писал(а): А выходит, что Союз-7 это Союз-5 на метане?
вроде да а мркс - все... может и будет что, но в следующей фкп и вообще хотят Байкал возродить МРКС это
|
|
|
|
|
Croaker
|
Заголовок сообщения: Re: РН и РД на сжиженном газе Добавлено: 24 янв 2018, 16:46 |
Зарегистрирован: 20 авг 2011, 11:15 Сообщений: 107
|
Касательно легкой метановой РН на РД-0169а, возможно ли запускать такой носитель с 85 тс с неподготовленной площадки, т.е. без дорогущего стартового стола? Естественно недалеко от ЖД полотна с цистернами.
ЗЫ. Для понимания, у того же Тополя(-М) за 100 тс, если я не ошибаюсь.
|
|
|
|
|
Leonar
|
Заголовок сообщения: Re: РН и РД на сжиженном газе Добавлено: 24 янв 2018, 16:49 |
Зарегистрирован: 02 окт 2013, 09:07 Сообщений: 8709
|
пару цистерн с жк и пару цистерн с жм и почему нет?
|
|
|
|
|
Croaker
|
Заголовок сообщения: Re: РН и РД на сжиженном газе Добавлено: 24 янв 2018, 17:02 |
Зарегистрирован: 20 авг 2011, 11:15 Сообщений: 107
|
Тогда, как минимум, можно утереть нос Электрону Да и как потенциал для немирного времени это буде более чем востребовано, ибо керосиновые мощности будет заняты обеспечением сами знаете чего.
|
|
|
|
|
Leonar
|
Заголовок сообщения: Re: РН и РД на сжиженном газе Добавлено: 24 янв 2018, 17:08 |
Зарегистрирован: 02 окт 2013, 09:07 Сообщений: 8709
|
Croaker писал(а): утереть нос Электрону дожили... Croaker писал(а): потенциал для немирного времени это буде более чем востребован для чего?
|
|
|
|
|
Croaker
|
Заголовок сообщения: Re: РН и РД на сжиженном газе Добавлено: 24 янв 2018, 18:20 |
Зарегистрирован: 20 авг 2011, 11:15 Сообщений: 107
|
Leonar писал(а): дожили... Таково время. Гордость приходится отложить. Пока. Leonar писал(а): для чего? Я же о, хоть и гипотетическом, но вполне обоснованном резерве говорю. Да тот же Глонасс-К(2), например или Гонцы. Мало ли чего. Вы же понимаете, что Плесецк/Байконур/Восточный пострадают одними из первых если, не дай Бог, что.
|
|
|
|
|
ЦАРь
|
Заголовок сообщения: Re: РН и РД на сжиженном газе Добавлено: 05 июл 2018, 22:20 |
Зарегистрирован: 16 июн 2010, 18:23 Сообщений: 5568
|
|
|
|
|
SuperZveruga
|
Заголовок сообщения: Re: РН и РД на сжиженном газе Добавлено: 05 июл 2018, 22:44 |
Зарегистрирован: 31 май 2011, 13:08 Сообщений: 9291 Откуда: из дремучего леса
|
Судя по параметрам энергетически из метана особо много плюсов не получить. Но есть много других плюсов.
1. Обеспечить безопасность окружающей среды даже при аварийном сливе компонентов топлива; 2. Повысить удельный импульс тяги и улучшить энерго-массовые характеристики РН; (вот тут неубедительно) 3. Повысить эффективность охлаждения камеры сгорания; 4. Упростить межпусковую обработку топливных трактов; 5. Снизить стоимость горючего; 6. Обеспечить длительность использования сырьевой базы при наличии больших природных запасов горючего; 7. Обеспечить доступность природного газа для любых национальных программ; 8. Облегчить создание двигателя любой принципиальной схемы (с окислительным или восстановительным газогенератором); 9. Использовать материалы, технологии и оборудование, присущие криогенной технике.
И я добавлю сюда
10. Использовать многоразовые двигатели.
_________________ Данко разорвал руками себе грудь и вырвал из неё сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало ярче солнца, и люди, очарованные, снова пошли за ним. (C) кавалер ордена Ленина Максим Горький, "Старуха Изергиль" - 1894 г.
|
|
|
|
|
Leonar
|
Заголовок сообщения: Re: РН и РД на сжиженном газе Добавлено: 12 июл 2018, 10:36 |
Зарегистрирован: 02 окт 2013, 09:07 Сообщений: 8709
|
|
|
|
|
|
|