Текущее время:

Часовой пояс: UTC + 3 часа




 Страница 23 из 23 [ Сообщений: 679 ]  На страницу Пред.  1 ... 19, 20, 21, 22, 23
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Маск и все вотэтовот
СообщениеДобавлено:  

Сообщений: 1056
крокодил писал(а):
Вернемся к разговору когда будете понимать о чем речь, а то спор в форме ликбеза не очень эффективен и не имеет смысла.
Я не спорю. Был бы благодарен за ликбез


Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Маск и все вотэтовот
СообщениеДобавлено:  

Сообщений: 4822
Если интересно есть форум журнала "Новости космонавтики", там все спецы тусуются.
http://novosti-kosmonavtiki.ru/forum/


Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Маск и все вотэтовот
СообщениеДобавлено:  
Аватара пользователя

Сообщений: 436
крокодил писал(а):
Грегори писал(а):
РД-170 это абсолютно уникальный,предельный ЖРД.Монстр с 250 атм в камере

У Раптора 300 атмосфер. В проекте,
Когда у бабушки вырастут яйца она станет дедушкой.
крокодил писал(а):
в реале пока тоже 250.

В реале 200.
крокодил писал(а):
Грегори писал(а):
РД-169,РД-182,РД-183,РД-184,РД-185,РД-190,РД192,РД-192С,РД-192.2, РД-192.3,РД196.

Только РД-270.
Вы перечислили метановые проекты (которые к тому же почти все на бумаге).

А Раптор на антивеществе.Откуда вам известна "бумажность" этих двигателей?Может вы считаете,что огневые испытания двигателей-демонстраторов в России это фикция,а вот "у Маска" это уже готовый опытный образец?
http://engine.aviaport.ru/issues/72/page28.html
"29 сентября 2010 г. состоялось успешное ресурсное огневое испытание двигателя-демонстратора С5.86"
Огневое испытание длительностью 1160 секунд.
http://engine.space/press/pressnews/55/?sphrase_id=4988
"В качестве перспективных двигательных установок мы предлагаем кислородно-метановые двигатели РД-180 МС, РД-192 на базе двигателей РД-180 и РД-191. Созданы демонстраторы, которые отработали на испытательных стендах."
http://www.umpro.ru/index.php?page_id=2&n_id_1=7644
РД0162Д2А
http://engine.space/science/develop/dvi ... -01627669/

крокодил писал(а):
У раптора полная газификация обоих компонентов (то что и называется "full-flow"), а не сладкий или кислый, это гораздо сложнее, зато дает дополнительно секунд 20 импульса. У РД-170 не full-flow, дожигание а с избытком окислителя (то что и называется "кислый").

И что?Главное не в сложности(которая неизбежно скажется на цене),а в характеристиках двигателя,вакуумная тяга уже была существенно снижена.И еще раз:
http://engine.space/science/develop/dvi ... -01627669/
Двигатель РД-0162.
"Рабочий процесс в камере сгорания организован по типу «газ-газ»"
крокодил писал(а):
Сколько получил Маск от НАСА на Раптор и BFR?

$40.766 million
https://spacenews.com/air-force-adds-mo ... -contract/
Но дело не только в прямом субсидировании.Кто оценит передачу целых научных коллективов,перевод научных центров (в случае с Раптором это John C. Stennis Space Center,на переоборудование которого под "метан" только НАСА выделило $600,000 и Momentum Mississippi еще подкинуло $500,000).
крокодил писал(а):
Не понимаете о чем речь - не пишите)

Когда господа Маскодрочеры дорываются до википедии,тяжелых последствий не избежать. :cry:



_________________
Коллаборационизм - последнее прибежище негодяя.
В сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Маск и все вотэтовот
СообщениеДобавлено:  

Сообщений: 1056
Короче судя по статье в теме ЯЭДУ, многоразовые ракеты на керосиновых движках это просто холостой выстрел) Т.к. их нужно от сажи чистить))

Спойлер: Показать
- А зачем он нужен?

- Метановый двигатель перспективен с нескольких точек зрения. Прежде всего в отличие от керосина он содержит в себе меньше связанных углеродсодержащих веществ. То есть практически не выделяет сажи. Если мы говорим про многоразовые системы, то это очень важно: двигатель не нужно перед каждым циклом включения очищать, промывать.

Еще одно преимущество - температура криогенного метана и криогенного кислорода примерно одинакова. Поэтому можем упрощать конструкцию ракет, создавая совмещенные баки, когда между двумя компонентами всего одна стенка. В кислород-керосинной ракете две стенки, поскольку температура керосина примерно плюс 20 градусов Цельсия, а жидкого кислорода - минус 170. Поэтому ее конструкция и тяжелее, и сложнее. Кроме того, метан - достаточно дешевое топливо. Тоже большой плюс.

Ракета улетела, вернулась - и через 48 часов ее можно заново пускать с тем же двигателем. Вот те планки, которые ставит перед нами рынок

- На каких ракетах будет устанавливаться этот ракетный двигатель?

- На новых, перспективных ракетах, проработки которых еще только ведутся.

- А на ракете "Союз-5", которая должна быть создана к 2022 году? На "сверхтяже", первый запуск которой планируется в 2028 году?

- Нет. На ракете "Союз-5" и "сверхтяже", в котором будут использованы элементы и технологии "Союза-5", планируется устанавливать двигатели, которые уже есть либо имеют значительный задел по основным элементам.

- Когда реально может появиться метановый двигатель?

- Опытно-конструкторские работы должны завершиться в течение пяти лет. Они сейчас ведутся в воронежском КБ химавтоматики.

- Новые российские двигатели изначально разрабатываются как многоразовые?

- Многоразовость ставится во главу угла. Однако требуется рациональный подход. Двигатели должны быть ремонтопригодными, иметь большое количество включений без вмешательства человека. Фактически, создав двигатель, мы могли бы "прокатать" его столько, сколько надо, на экспериментальном стенде. Подтвердить его надежность. И все. Двигатель консервируют: больше доступа человека к нему не должно быть. Это одно из требований, которое мы рассматриваем при создании новых двигателей.

- Сколько включений самое оптимальное?

- Вопрос открытый. На днях у нас прошла конференция по актуальным проблемам ракетного двигателестроения. Выступал генеральный директор S7 Space г-н Сопов. Он сказал: мне нужны двигатели, которые могли бы включаться 100 раз. При этом межполетный интервал - каждые десять включений. То есть десять раз отработал - специалисты посмотрели, провели регламент, пошли дальше. А время между двумя включениями не должно быть больше 48 часов. То есть ракета улетела, вернулась - и через 48 часов ее можно заново пускать с тем же двигателем. Вот те планки, которые ставит перед нами рынок.

- У американских частников дело быстрее идет?

- Если вы имеете в виду Илона Маска, то он создал свою ракету на базе старых, давно разработанных и использованных двигателей. Он поступил как коммерсант: взял готовое отработанное решение и успешно его применил. При этом хотел бы отметить, что без поддержки государства не обошлось.
:mrgreen:


Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Маск и все вотэтовот
СообщениеДобавлено:  

Сообщений: 1056
На сегодня российские "Протоны" с коммерческого рынка почти полностью вытеснены более дешёвыми американскими ракетами Falcоn 9 c многоразовой первой ступенью. Однако пока ракетные двигатели их первой ступени — так же, как и современные российские — работают на керосине и кислороде, отчего в них накапливается сажа. Реалистичные оценки многоразовости первых ступеней с "сажевыми" двигателями — порядка десятка раз, дальше нужна переборка. Если Россия выпустит на рынок ракету с метановыми двигателями первой ступени, то её можно будет использовать больше раз, чем ракету конкурента, Falcоn 9. То есть наши пуски могут оказаться дешевле.

Поэтому создание российского метанового движка для многоразовой ракеты можно только приветствовать. SpaceX и сама планирует перевести Falcоn 9 на метан, но получится это у неё или нет — ещё очень большой вопрос. А пока стоит отметить, что при "метановой" первой ступени будущая российская ракета сможет как минимум на равных побороться за зарубежные коммерческие заказы.

Метан не единственное ракетное топливо, пригодное для многоразовых первых ступеней. Водород при сгорании тоже сажи не даёт. Однако температура его сжижения — минус четверть тысячи градусов, куда ниже, чем у жидкого метана. Требующаяся для него криогенная инфраструктура много сложнее и дороже. Есть и другие проблемы — водород плохо удерживается даже в охлаждаемых ёмкостях, иной раз "утекая" из них за считаные месяцы. Метан и здесь лучше — хранить его сжиженным можно годами.

Почему такой маленький?

РД-169 — небольшой двигатель и по тяге, и по размерам. Может возникнуть вопрос: почему? Понятно, зачем такой "малыш" был нужен в 1998 году: на его основе планировали делать лёгкую ракету "Рикша-1", в такую совсем большой двигатель не поставишь. Но сейчас РД-169, по словам Арбузова, планируется использовать в "многоразовой ракете-носителе среднего класса для коммерческого использования". Зачем же средней ракете малый двигатель?

Всё дело в слове "многоразовой". Для многоразовой ракеты нужно много мелких двигателей на первой ступени (у Falcon-9 их девять штук). Один большой двигатель при посадке на хвост даст слишком большую тягу. И ракета не сможет сесть — она будет парить над площадкой, пока не кончится топливо, а потом упадет на неё, получая повреждения. Совсем другое дело, если взять сразу несколько РД-169 и поставить в первую ступень. В этом случае достаточно использовать при посадке только один из них и ракета "встанет на ноги" без проблем.

https://life.ru/t/наука/1139636/rossiia ... iu_rakietu

РД-169 как проект НПО Энергомаш впервые появился в открытых источниках в 1998 году как перспективный метановый ЖРД для несостоявшегося проекта ракеты-носителя "Рикша". Тогда в проектных характеристиках указывалось, что он будет иметь тягу у Земли 15 тс, в невесомости - 17 тс. Габариты были обозначены как 0,5 х 1,7 метра. Связка из 6 двигателей РД-169 получила название РД-190.

Интересно, что в эскизном проекте РД-169 от 1998 года учитывался и такой вариант: если нужна ракета с большой грузоподъёмностью, то берётся шесть двигательных модулей РД-169, объединяются в один блок, который получает название РД-190. Тогда, в отличие от ракеты типа "Рикша-1", можно будет вывести на низкую околоземную орбиту уже не 1,7 тонны, а сразу много тонн. Если использовать "пакет" из нескольких РД-190 (каждый из которых — шесть РД-169), то можно получить уже не среднюю ракету с многоразовой первой ступенью, а тяжёлую ракету с такой же ступенью.

http://tehnoomsk.ru/node/3283


Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Маск и все вотэтовот
СообщениеДобавлено:  

Сообщений: 1056
крокодил, это тоже не то?)


Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Маск и все вотэтовот
СообщениеДобавлено:  

Сообщений: 4822
Адъ и израиль)
Ну как) Фалкон никогда не планировалось переводить на метан. Непонятно что за двиг имеется в виду, и как двиг тягой 11 тонн может быть на 1-й ступени - вероятно имелось в виду 164 а не 169, в общем я даже не хочу разбираться.


Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Маск и все вотэтовот
СообщениеДобавлено:  

Сообщений: 1056
крокодил писал(а):
Непонятно что за двиг имеется в виду, и как двиг тягой 11 тонн может быть на 1-й ступени
Почему 11 то? 15-17 тонн. шесть штук в пачке 90-102 тонн. две пачки вот вам и 200 тонн)

Или что, вы считаете для первой ступени обязательно должен быть большой двигатель?)


Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Маск и все вотэтовот
СообщениеДобавлено:  

Сообщений: 10912
___64-й писал(а):
bredych писал(а):
это он пообещал после очередного провала акций, чтоб они снова выросли? :) Ну надо же )

сколько стоит одна акция SpaceX ?

акции теслы, мон ами ))) Которые надо подталкивать снизу рассказами, что автор этой колымаги-де "does rocket science!" и потому якобы крут как яйца ))
Этот дешевый пиар известен уже лет так несколько.

Цитата:
По факту сегодня Маск - единственный кто реально топит за космос
он занимается разводом хомячков :)
"какое небо голубое
мы не сторонники разбоя
На дурака не нужен нож:
Ему с три короба наврешь
И делай с ним что хошь!"

Цитата:
Вернемся к разговору когда будете понимать о чем речь, а то спор в форме ликбеза не очень эффективен и не имеет смысла.
есть некоторые сомнения .что вы понимаете, о чем речь, и в чем преимущества воспеваемого вами. Бо на прямой вопрос об этом ответить вы не смогли.
Вероятно, в связи с тем, что не понимаете, но повторяете хрень вслед за пиар-отделами маска :)



_________________
.-.. .. -. ..- -..- / .-- .. .-.. .-.. / .- ... ... .. -- .. .-.. .- - . / -.-- --- ..- -.-.--
«2% людей — думает, 3% — думает, что они думают, а 95% людей лучше умрут, чем будут думать.»
— Бернард Шоу
Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Маск и все вотэтовот
СообщениеДобавлено:  

Сообщений: 1056
крокодил писал(а):
в общем я даже не хочу разбираться.
Ну да не совсем понятно какие планы. Так, тут там обрывки, ничего точно не говорится.


Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Маск и все вотэтовот
СообщениеДобавлено:  

Сообщений: 4822
BOND писал(а):
Или что, вы считаете для первой ступени обязательно должен быть большой двигатель?)

Ну до такого извращения пока еще никто не додумался. Оптимум для средней-тяжелой ракеты 200-400, к чему что все и стремятся. Для сверхтяжа всегда старались сделать еще больше. Но уж меньше 200 как-то совсем странно.

Даже Мерлин не стоит брать в пример, ибо перед ними тогда стояла задача сделать вообще хоть какой-нибудь двигатель. А потом уже что есть раздували и доводили до ума, и то в нем 90 тонн а не 15. Раптор тоже должен был быть больше, но скорее всего не потянули в части ТНА.

Все что по 10-20 тонн это двигатели для верхних ступеней.


Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Маск и все вотэтовот
СообщениеДобавлено:  
Аватара пользователя

Сообщений: 4415
BOND
12 штук двигателей для вывода 2,5 тонны на НОО в одноразовом режиме? 1,9 в многоразовом...
А чтобы всё это взорвалось, "хватит и одной таблэтки".


И да, аргументы в статье Лайфа — моё почтение. Не каждая нейронная сеть сможет такое наплести!



_________________
Да будет судьба России крылата парусами!
Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Маск и все вотэтовот
СообщениеДобавлено:  

Сообщений: 1056
ЦАРь писал(а):
12 штук двигателей для вывода 2,5 тонны на НОО в одноразовом режиме? 1,9 в многоразовом...
А чтобы всё это взорвалось, "хватит и одной таблэтки".
С точки зрения ремонтопригодности, возможно. Не спец конечно, но смотря как там что будет построено. Однако маленький движок - детали меньше - обслуживать проще.

А с точки зрения надежности есть сомнения что такой подход не оправдан. Безгазогенераторная схема априори надежней, поскольку там нет газогенератора, на котором может критично вырасти тяга.
Спойлер: Показать
Схема ЖРД с циклом фазового перехода имеет множество преимуществ по сравнению с другими:
- Низкая температура. Преимущество в том, что после того как топливо стало газообразным, его температура находится вблизи обычных комнатных температур и наносит очень мало вреда турбине, позволяя повторное использование двигателя. В других схемах, таких как открытый цикл или закрытый цикл, турбина функционирует при низких температурах.

- Живучесть. Во время разработки двигателя RL-10B-2 инженеры беспокоились, что отслоение изоляции внутри топливного бака может вызвать повреждение двигателя. Они проверили это, поместив куски изоляции в бак и пропустили через двигатель. Это не вызвало проблем при работе двигателя RL-10 и не вызвало уменьшения тяги. Обычные газовые генераторы представляют из себя миниатюрные ракетные двигатели, что подразумевает их сложное устройство. Даже незначительное блокирование газогенерирующей части посторонним предметом может привести к появлению горячей области, которая может быть причиной взрыва. Использованне данной схемы более терпимо к загрязнениям из-за более широких каналов циркулирования горючего.

- Системно-обусловленная безопасность. По причине того, что ЖРД с циклом фазового перехода обладают ограничением по тяге, режим максимальной тяги легко проектируется и реализуется. В других типах двигателей, проблема с заклиненным клапаном или любая похожая проблема могут привести к неуправляемому росту тяги и неконтролируемому развитию ситуации в целом. Для того чтобы этого избежать, требуется сложная механическая и электронная система управления. ЖРД с циклом фазового перехода не способны на неисправное функционирование такого рода.
Спойлер: Показать
Изображение

Не совсем понял почему безгазогенераторные схемы ограничены в тяге. Возможно речь о соотношении массы проходящего через двигатель вещества, к площади поверхности стенок КС и сопел. (обем цилиндра в квадратичной зависимости от радиуса, а площадь стенок цилиндра в линейной)
Спойлер: Показать
В силу необходимости фазового перехода топлива, данный тип цикла работы ЖРД ограничен количеством «паразитного» тепла, выдяляемого двигателем во время работы, которое в общем случае ограничивает мощность двигателя, использующего данную схему в неизменном виде. При использовании сопла обычной формы, его поверхности недостаточно для прогрева достаточного количества топлива, которое бы могло привести в действие турбины и, как следствие, топливных насосов. Для двигателей с профилированным соплом в виде колокола максимальная тяга, которую может обеспечить цикл фазового перехода, составляет 31 тс

Однако если проблема вопроса была в высокоскоростном ТНА, и если она уже решена, и как было сказано в интервью подтверждена принципиальная возможность схемы, то почему бы и нет

И не нужно забывать что выигрыш же многоразовости. Пусть ракета будет и по тяжелей, и по-дороже. Но за счет многоразовости будет стрелять


Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Маск и все вотэтовот
СообщениеДобавлено:  
Аватара пользователя

Сообщений: 5866
BOND писал(а):
Возможно речь о соотношении массы проходящего через двигатель вещества, к площади поверхности стенок КС и сопел

и их возможности передавать тепло и работу турбине.


Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Маск и все вотэтовот
СообщениеДобавлено:  

Сообщений: 1056
Спойлер: Показать
Leonar писал(а):
Цитата:
Перевод доклада и интервью Ханса Кенигсмана на IAC 2018, сокращениями

Hans Koenigsmann
Работал в Центре прикладных космических технологий и микрогравитации (Zentrum für angewandte Raumfahrttechnologie und Mikrogravitation, ZARM) в Бременском университете. Работал над спутником BremSat. Позже он взял на себя управление технической программой проекта. Спутник был запущен в 1994 году на Шаттле и работал около года. Затем он переехал в Калифорнию сначала для работы в компании Microcosm Inc, производителя спутникового оборудования. Он встретился с Маском во время одного из запусков в пустыне Мохаве. В 2002 году Маск взял его в SpaceX в качестве четвертого технического сотрудника.

Доклад идет на английском с сильным немецким акцентом.



Цитата



Зачем я поехал в SpaceX? Я работал над маленькими спутниками в ZARM в университете Бремена. В определенный момент я осознал что все эти спутники бесполезны если их не запускать.
Я понял что запуск более важен, чем спутник. И у меня появилась цель - создать маленький носитель. Я один не мог это сделать, и даже на уровне университета не мог сделать. В прошлом это была работа целых стран. Например, 10 тыс человек работали над Atlas. А потом Маск меня пригласил на собеседование по работе. Офиса еще у нас не было.
На собеседывании Маск сказал, что переезжает в Лос-Анжелес хотя жил в Пало-Альто. Это в часе лета. Я его спросил, зачем он едет в ЛА. У меня ранее был опыт общения с другими людьми такими как Andrew Beal (Beal Aerospace). И эти люди говорили "Смотри, у меня есть деньги, я живу в Техасе, здесь дешево и мы построим фабрику здесь.

А Илон говорил по другому. "Я живу в Пало-Альто и мне здесь очень нравится, но я знаю, что все таланты живут в Лос-Анжелесе, поэтому я перееду в Лос-Анжелес". И я подумал "Ого. Это Логично и Довольно умно, когда один директор переезжает вместо того что тысячи человек переедут. Этим он меня впечатлил впервые. Он показал что он вполне серъёзен. Не то что он получил деньги и хочет потратить их и что-то заработать. Он показал что действительно хочет чего-то достичь без шуток. На собеседовании Маск меня спрашивал riddles (загадки). Также на собеседываниях мы спрашиваем про основы физики, угловые скорости, угловые моменты (mutation, recession, angular momentum) это сразу нам говорит об уровне компетенции.
....
Цель BFR - научиться сажать все ступени на реактивной тяге. Если мы научимся это, то нет разницы сажать их на Землю Луну или Марс
Проблема с Facon 9 и даже Falcon Heavy - в том что невозможно посадить верхнюю ступень, не получается двигателями вперед, не получается носом вперед. Для BFR Мы начали постройку отдельных элементов, у нас есть бак. Довольно сложно с ним работать из-за размеров. У нас строется новый комплекс в Сан Педро на побережье для больших диаметров. Мы изучаем как можно производить композитные детали больших диаметров.
...
Я вообще сам работал в ZARM на протяжении 7 лет перед тем как переехал в США. И я работаю в SpaceX уже 16 лет.
У нас сейчас около 100 полетов в портфеле будущих заказов, это примерно соответствует объему денег в 12 млрд долларов. Мы - единственная компания которая обладает технологией посадки и повторного использования ракеты орбитального класса.

Одна из причин что я здесь,на IAC 2018, не только потому что я работал в ZARM, а в том что, в этом же зале была такая же конференция IAC в 2003 году. И в 2003 году IAC выделила нам маленькую комнату с бумагами и ручками, где я, Илон и Гвинн (Gwynne Shotwell) рассказывали про Falcon 1, я надеюсь еще через 15 лет приехать и рассказать как мы были на Луне и Марсе.

Сейчас у нас вот что есть: У нас есть штаб-квартира в Хоторне, Калифорния у нас есть стартовые площадки в Вандерберге и в космическом центре Кеннеди на мысе Канаверал. Кстати есть разница между мысом Канаверал и космическим центром Кеннеди. Это не одно и тоже. Северная часть это КСЦ, который принадлежит НАСА, а Юг мыса Канаверал это база ВВС и принадлежит министерству обороны. Кажется что разница небольшая, но на самом деле это очень большое различие. У нас там две площадки: 40-я , где мы запускаем GTO спутники, и площадка 39А, где мы запускаем Falcon Heavy и планируем запускать пилотируемые миссии. Расстояние между площадками где-то 10 км, но у них разное законодательства. Бюрократия в KSC отличается в бюрократии ВВС. Т.е. вы не можете поменять ракеты местами если понадобится.
Также есть МакГрегор, это тестовая площадка, это супер важно для нас, мы не только запускающая, но и тестирующая компания, тесты занимают важную часть нашей работы, мы тестируем больше чем летаем, и мы делаем расчеты, и даже если мы доверяем нашим расчетам, мы проверяем на тестах. Также у нас есть офис в Вашингтоне, в столице. Каждая компания которая работает с государством должна иметь офис в Вашингтоне. Мы начали строить еще одну площадку в Южном Техасе, и еще у нас есть офис в Редмонде.

У нас также все конструкторы работают прямо там рядом с заводом, это довольно большой комплекс, он превратился в городок, насколько я помню, самый большой номер дома это 29, значит у нас около 20 зданий или около того. Я еще не посетил все здания, хотя я здесь уже 16 лет. Самое большое здание, которое есть это 50 тыс кв м. Также у нас есть тестовые лаборатории и центр управления полетами, это большая стеклянная стена, вы наверное видели на некоторых видео.
И из столовой мы можете смотреть на ЦУП и видеть что происходит.

В Техасе большой тестовый комплекс, в основном что вам нужно - это свободное пространство, вам нужно отчуждение от населения, чтобы вы не беспокоили людей когда тестируете двигатели, он довольно большой, около 400-500 человек я думаю

КЦК площадка 39А, это супер историческая площадка. Большое количество Аполлонов и Шатлов летало отсюда.
Я когда был ребенком, я видел это, когда был студентом я был тоже там и хотел попасть внутрь, но не мог, и теперь я просто показываю пропуск и прохожу на стартовую площадку. Вот этот ангар назывался W-Room, насколько я помню он называется широкая комната (Wide-Room) для шаттла, а мы сейчас снесли его, потому что он нам не нужен. Эта площадка в основном для Falcon Heavy и для пилотируемого дракона, но в теории можно запустить любой другой Falcon 9. NASA до сих пор водит экскурсии здесь


Мы праздновали 10 летие полетов 28 сентября. Я помню очень хорошо тот запуск. Это был запуск с маленького острова называемого Omelek на атолле Kwajalein. Это часть военной базы на Маршалловых островах. Если вы посмотрите по карте, вы поймете как далеко это.
Мы провалили первые три полета, мы выучили наш урок, мы научились как делать ракеты, и 28-го у нас получилось, и это откуда история SpaceX началась. Вначале у нас было одно большое здание. Оно было такое большое, что мы парковали машины внутри здания, и шли по зданию в офис. Сейчас это не так. Сейчас мой офис там где я раньше парковал мою машину.
Когда мы запустили первую ракету у нас было 618 сотрудников.
На прошлой неделе мы делали перепись, сейчас у нас почти 7000 сотрудников. Мы пытаемся сохранять компанию маленькой, но у нас много работы и нам нужны люди.
Но вы можете увидеть что рост численности у нас немного приостановился, и остается более-менее постоянным.

Много чего случилось за это время. В 2010 мы запустили первую миссию CORS для ISS и Dragon. Мы перескочили с Falcon 1 сразу в Falcon 9. И это был огромный прыжок. Falcon 9 намного больше Falcon 1. Falcon 1 вы могли реально обнять руками если у вас довольно длинные руки. Falcon 1 это 1.8 метра, Falcon 9 это 3.5 метра, это огромная машина, там 9 двигателей и эти двигатели намного мощнее.
У нас было 62 успешных запусков.

У нас было 34 запуска в 2017 и 2018. Из этих 62 мы сажали ступени 28 раз. Максимальное количество использований - один, то есть ускоритель не летал больше 2х раз. Скоро мы начнем запускать по 3 раза, и потом 4, 5. Мы двигаемся очень осторожно, тщательно проверяя ступень после каждого раза.

У нас 2 версии Falcon 9. Версия Дракона и версия для Falcon Heavy. У Falcon Heavy у боковых ступеней и обтекатели другие.
Центральное ядро имеет небольшие модификации. У Falcon Heavy не так много заказчиков, есть несколько федеральных нагрузок, которые запланированы. И есть несколько очень тяжелых геостационарных спутников, но их не так много.
Основные наши рабочие лошадки.
Цифры после дефиса - пн для орбиты 185 x 35786 @ 27 град, скорость около 1800 м/с
F9-3500 - с возвратом на стартовую площадку
F9-5500 - с посадкой на дрон
F9-6500 - с утратой первой ступени
FH-8000 - с боковыми на стартовую и центральная на баржу
FH-10000 - все на дроны
FH-15000 - все ступени утрачиваются

Очевидно, что за многоразовость вы платите производительностью.
С практической точки зрения большинство коммерческих спутников это F9-3500 - F9-5500, коммерческие нагрузки стабилизировались в этом диапазоне.
5 тонн это похоже на оптимальную точку. Поэтому F9 неплохо вписывается в существующий рынок нагрузок.

По поводу FH-10000 это теоретическая ракета, потому что требует 3 баржи, но у нас нет сейчас трех барж. Поэтому FH-15000 для нас легче запустить.

Зачем мы вообще полезли во многоразовость? Мы пытались найти вещь на планете, которая стоит 50 млн долларов и которую нужно выбрасывать каждый раз. Вы можете найти дешевые вещи типа авторучек, бритв и фотоаппаратов, но транспортное средство?
Мы изучали, раньше были военные ракетопланы, которые взлетают а потом падают. Есть кое-что из военного арсенала, но в коммерческом мире это нонсенс. С другой стороны - проблема, если вы хотите использовать ракету еще раз, скорость ракеты летящей вниз около 2 км/секунду, т.е. вам нужно обнулить её и вернуть назад и еще приземлить. Это забирает много производительности.
Другая альтернатива - это дать ей лететь дальше, но она будет входить в атмосферу и вам нужно изменять саму ракету для этого, защищать. Звучит очень легко "изменить ракету для входа в атмосферу", но что на самом деле происходит, люди проектируют ракету для производительности, и у вас нет запаса для защиты от нагревания. Поэтому мы смотрели что сгорает первым и защищали только эти части, и повторяли это пока не достигли состояния когда мы можем запустить снова.
Представим что вы делаете многоразовую ракету но потом вы меняете двигатели, это не поможет вам, потому что вы потратите столько же денег как и на новую ракету. Поэтому очень важно спасти ракету и запускать снова с минимальным восстановлением. Одна из проблем это усталость материала, вы должны следить за жизненным циклом компонентов, они вибрируют, и нужно следить за трещинами. Убедиться что у вас нет трещин на этих компонентах. Это не что-то новое. Вертолеты делают это сейчас. Вертолеты это летающие вибрирующие машины. И они отслеживают количество циклов. Что-то похожее мы можем делать здесь. Мы записываем нагрузку в полете и записываем это в историю, в журнал. И мы можем понять когда деталь можно заменить. Если конечно вообще нужно менять. Идеально чтобы ничего не нужно было менять.

Проблема рынка одноразовых ракет в том что у компаний мало стимула делать многоразовые ракеты, потому что бизнес модель исторически такова, чтобы строить задорого и выкидывать, это намного легче. Довольно трудно требовать столько же денег за многоразовый объект как на одноразовый. Очень небольшая инициатива поменять это. Целесообразнее инвестировать в снижение стоимости - снизить стоимость здесь и там. Но проблема что это будет лишь немного дешевле. Если вводить многоразовость в эту модель - это меняет все правила. Мы смогли мгновенно прыгнуть с 10 запусков в год до 25 запусков в год во многом благодаря многоразовости.
Это не произошло за одну ночь, мы работали над этим много лет и мы инвестировали собственные деньги в это.

Есть дополнительные неочевидные, нематериальные преимущества многоразовости.
Это, например возможность взглянуть на ускоритель после полёта и обнаружить что-то что бы вы никогда не увидели. Вы можете видеть где что-то протекает или прогорает, вы можете обнаружить ослабленные крепления, которые точно были подтянуты перед полетом. Это тоже весьма ценно чтобы улучшить надежность аппаратов. Если надо что-то проверить в полете, мы просто прикрепляем сбоку к ракете и тестируем.
Телеметрия обычно ограничена полосой пропускания, а здесь мы записываем телеметрию локально на ракете. И мы получаем вся высокоскоростные данные прямо с ракеты по прилету, с твердотельных дисков, можем поставить датчики в любой точке, без ограничений. И получаем информацию с любых мест нагрузок ракеты. И пытаемся улучшить ракету на основе этих данных. Т.е. здесь не только экономика, но и то что мне как конструктору более интересно. Моя работа это надежность. И моя область получает определенные преимущества от многоразовости.
Это примерно как машина, когда вы выезжаете из салона вы немного опасаетесь. Но когда вы ездите на машине каждый день, вы уверены в своей машине.

Как мы возвращаем ускоритель. Как я говорил у нас две версии. Баржа в вандерберге немного ограничена где она может находится, это определяется в основном грузовым судоходством и другими территориальными фактами, что мы можем использовать одни области океана, но не другие.

На мысе немного по-другому у нас больше свободы. и у нас есть две посадочных площадки в 150 метрах одна от другой.
Мы делаем вовратный импульс (boostback burn). Boostback burn очень нужно делать в Вандерберге, на мысе это делать необязательно и можно сэкономить немного топлива здесь. Потом мы выпускаем закрылки и делаем входной импульс (entry burn). И потом при уже посадочный импульс, обычно одним двигателем.

Баржа очень маленькая, 70 x 50 метров и 20 метров размах посадочных ног. Это очень точная посадка.

После посадки ускоритель продувается, закрепляется в данный момент вручную, но мы работаем над автоматизацией, что-то вроде огромного пылесоса Roomba и мы отправляем обратно на мыс канаверал или в Сан Педро, Лос Анжелес. Я люблю когда он приходит в Сан Педро потому что я живу там.

Вот как он приземляется на землю. Отличие в том что, вы это можете видеть на камеру что как только отделяется от второй ступени ракета тут же делает разворот как можно быстрее. Она вращается так быстро, что нам недостаточно рулевых двигателей чтобы развернуть, мы даже рулим основными двигателями чтобы ускорить вращение. Причина очевидна - мы двигаемся в противоположном направлении 2 км/с. И каждая секунда когда вы двигаетесь не в том направлении весьма дорога. Здесь у нас импульс около 40 секунд. Входной импульс происходит на скорости мах 2.6 и высоте 40 км. Зеленое пламя которое вы иногда видите при зажигании это зажигающая жидкость TEA-TEB. Иногда вы видите обрывистое плямя по бокам при посадке - это плямя газогенератора. Основное пламя идет ровно в противоположную сторону без отклонений. Двигатель при посадке отключается примерно в 50 см от земли.

Восстановление.
Мы переворачиваем ускоритель в горизонтальное положение и доставляем в ангар для проверки. У нас есть индивидуальная программа для каждой ступени, что-то меняем на одном носителе что-то на другом.
Затем везем на статический прожиг. Большинство работы происходит над двигателями и термозащитой и аэрозащитой. Мы конечно смотрим в баки. Мы иногда видим повреждения от термозащиты которая ударяется в аэрозащиту, мы усиливаем ее. У нас есть план чтобы уменьшить обслуживание, но нам нужно собрать много данных.

Про обтекатели
Обтекатели так бы здорово было сделать многоразовыми, поскольку аэродинамическая форма идеальна для входа в атмосферу и не требуется большого количества термозащиты. Если вы просто развернете обтекатель широкой стороной в сторону потока, это будет достаточно с минимальной защитой, низкий вес, большая парусность. Нет локальных точек термонапрежения. Когда он достаточно замедлися мы выпускаем парашюты. И наш план чтобы он медленно планировал к дрону. Сейчас мы сажаем обтекатели на воду на парашюте, проблема чтобы сделать это всухую чтобы не было повреждения оборудования от воды. Сейчас проходят тесты с вертолетами на судне Mr Steven это очень скоростной корабль.

Про Dragon
У Dragon есть особые качество - у станции есть габариты груза ограниченные габаритами проемов. Если вы что-то поместите в багажник Dragon то легче всего схватить манипулятором из багажника Dragon и сразу перенести на наружную поверхность станции. И поэтому в багажник Dragon можно помещать гораздо более габаритные грузы чем для внутренних нужд. У нас там доставляются нагрузки, датчики, камеры, например камера высокой четкости которая передавала то что станция видит в настоящий момент.

Dragon 1 приводняется на западное побережье, разгружается в Лос-Анжелесе и отправляется в Техас для очистки и восстановления. Сейчас довольно сложно восстанавливать Dragon, потому что он приводняется в соленую воду.
Все железо пилотируемого Dragon 2 уже готово в этом году, но бюрократия и сертификация не уверен сколько займет не знаю полетим ли мы в этом году или в следующем.
отправляется в Техас для очистки и восстановления. Сейчас довольно сложно восстановливать Dragon, потому что он приводняется в соленую воду.
...
Неприятно попахивают акценты в статье на то что таки Маск чето понимает, раз спрашивал про угловые скорости и т.п. и что переехал в ЛА к талантливым людям, вместо того чтобы приглашать людей к себе. Зачем было вобще об этом говорить, если он живой еще.

Интересный момент про многоразовость в части способа торможения - тормозить двигателями с тратой топлива, или об атмосферу, с необходимостью тепловой защиты.

И кстати так довольно интересно, что в контексте обсуждения способа торможения, в попытках развить многоразовость, ничего не говорится об анализе сравнения способа торможения ступеней двигателями или корпусом, а так же перспектив на многоразовость этих сажевых двигателей. Как будто ребята просто взяли че было, и как лего пытаются это как то вертеть, комбинировать.


Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Маск и все вотэтовот
СообщениеДобавлено:  

Сообщений: 4822
BOND писал(а):
Неприятно попахивают акценты в статье на то что таки Маск чето понимает, раз спрашивал про угловые скорости и т.п. и что переехал в ЛА к талантливым людям, вместо того чтобы приглашать людей к себе. Зачем было вобще об этом говорить, он же живой еще.

Не очень понял мысль, расшифруйте, что чем попахивает.


Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Маск и все вотэтовот
СообщениеДобавлено:  

Сообщений: 1056
крокодил писал(а):
Не очень понял мысль, расшифруйте, что чем попахивает.
Ну вам было бы приятно, если бы вас обсуждали на предмет того хотите ли вы просто урвать деньжат, или хотите развивать отрасль?


Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Маск и все вотэтовот
СообщениеДобавлено:  

Сообщений: 4822
Все равно не понял мысль)


Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Маск и все вотэтовот
СообщениеДобавлено:  
Аватара пользователя

Сообщений: 5866
BOND писал(а):
Как будто ребята просто взяли че было, и как лего пытаются это как то вертеть, комбинировать.

так и было и есть


Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
 Страница 23 из 23 [ Сообщений: 679 ]  На страницу Пред.  1 ... 19, 20, 21, 22, 23

Часовой пояс: UTC + 3 часа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
phpBB skin developed by: John Olson
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group

Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB