Текущее время:

Часовой пояс: UTC + 3 часа




 Страница 3 из 4 [ Сообщений: 107 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: ТЭМ (ЯЭДУ, КЭТА)
СообщениеДобавлено:  
Аватара пользователя

Сообщений: 5866
http://interstellar-flight.ru/03/kr1.pdf


Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: ТЭМ (ЯЭДУ, КЭТА)
СообщениеДобавлено:  
Аватара пользователя

Сообщений: 7789
Откуда: из дремучего леса
Leonar писал(а):
http://interstellar-flight.ru/03/kr1.pdf

Моисеев как бы разоблачает родину слонов принижая достоинства Коротеева и возвеличивая западный гений.
Цитата:
Поводом отцифровать эту статью, дав, таким образом, ей жизнь в Косморунете, послужил Доклад А.С.Коротеева, директора ФГУП «Центр Келдыша»: «Актуальные задачи в космонавтике XXI века» на первом Международном специализированном симпозиуме «Космос и глобальная
безопасность человечества» -
http://www.roscosmos.ru/main.php?id=2&nid=8069 .
В презентации я увидел знакомую картинку: и в очередной раз подумал «все новое – это хорошо забытое старое». И, конечно, данная статья, которая мне попалась в ГПНТБ где-то в 1983 г. предлагала существенно лучший вариант.

А у них-то лучше! :)
Спойлер: Показать
Порой мне кажется, что все картины Васи Ложкина не о России и её патриотах, а об Америке, её защитниках и сторонниках западного мира.



_________________
Данко разорвал руками себе грудь и вырвал из неё сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало ярче солнца, и люди, очарованные, снова пошли за ним. (C) кавалер ордена Ленина Максим Горький, "Старуха Изергиль" - 1894 г.
Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: ТЭМ (ЯЭДУ, КЭТА)
СообщениеДобавлено:  

Сообщений: 1056
Вот это ппц просто холодильникэ )
Вложение:
.JPG
.JPG [ 35.01 Кб | Просмотров: 18 ]


Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: ТЭМ (ЯЭДУ, КЭТА)
СообщениеДобавлено:  

Сообщений: 1056
Ребят а можно вкратце? Так что? сделали холодильник? Работает? Наш звездолет полетит с капельным, а не как были статьи, что все пропало и можно только с панельными?


Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: ТЭМ (ЯЭДУ, КЭТА)
СообщениеДобавлено:  

Сообщений: 1056
А то статья была. Я так и ничего не понял толком

В России завершились наземные испытания системы охлаждения космической ядерной энергодвигательной установки (ЯЭДУ) мегаваттного класса, сообщается на сайте госзакупок.

Кроме того, "изготовлены и испытаны экспериментальные образцы генератора капель и элементов заборного устройства, <…> выполнена программа экспериментальных исследований модели капельного холодильника-излучателя".

Спойлер: Показать
Или вы вообще не в курсе :roll:
Спойлер: Показать
МОСКВА, 29 окт — РИА Новости. В России завершились наземные испытания системы охлаждения космической ядерной энергодвигательной установки (ЯЭДУ) мегаваттного класса, сообщается на сайте госзакупок.

"Работы выполнены в полном объеме. Результаты соответствуют требованиям технического задания", — говорится в акте приемки работ.

Отмечается, что система охлаждения — один из самых важных элементов ЯЭДУ.

Как следует из материалов, испытания указали закономерности работы элементов и узлов систем отвода тепла в условиях, максимально приближенных к космическому пространству.
Кроме того, "изготовлены и испытаны экспериментальные образцы генератора капель и элементов заборного устройства, <…> выполнена программа экспериментальных исследований модели капельного холодильника-излучателя".

Заказчик работ — госкорпорация "Роскосмос", головной исполнитель — Государственный научный центр "Исследовательский центр имени Келдыша".

Ключевая проблема
Ядерные энергодвигательные установки, способные обеспечить полеты в космосе на дальние расстояния, сильно нагреваются, поэтому им требуется эффективная система охлаждения. При этом тепло от них нужно отводить во внешнее космическое пространство — и только в виде излучения.

Традиционным способом решения этой задачи стали выносимые во внешнюю часть корабля панельные радиаторы, по трубам которых циркулирует жидкость-теплоноситель, "сбрасывающая" лишнее тепло в космос. Но такие радиаторы, как правило, имеют большой вес и размеры. Кроме того, они никак не защищены от попадания метеоритов.
Российские специалисты разработали новое решение в виде так называемого капельного холодильника-излучателя. Это установка, похожая на душ, в которой жидкость не циркулирует в трубах, а распыляется в виде капель прямо в открытое космическое пространство, там отдает тепло, а затем улавливается заборным устройством и проходит цикл заново.

Благодаря этому жидкость охлаждается гораздо быстрее (из-за большей площади поверхности капель), а конструкция становится значительно легче, вдобавок повышается ее живучесть: метеорит, пролетевший через жидкость, никак не повредит систему охлаждения.

Уникальный проект

Центр Хруничева примет участие в разработке сверхтяжелой ракеты
Не имеющий аналогов в мире проект создания транспортно-энергетического модуля на основе ядерной энергодвигательной установки мегаваттного класса разрабатывается с 2010 года.
Цель — обеспечить лидирующие позиции России в проектировании высокоэффективных энергетических комплексов космического назначения, качественно повышающих их функциональные возможности.

Технические решения, заложенные в концепции модуля, позволят решать много задач, включая программы исследования Луны, исследовательские миссии к дальним планетам и создание на них автоматических баз.


РИА Новости https://ria.ru/science/20181029/1531649544.html


Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: ТЭМ (ЯЭДУ, КЭТА)
СообщениеДобавлено:  
Аватара пользователя

Сообщений: 7789
Откуда: из дремучего леса
Короче.

1. Первый капельный холодильник испытали на станции МИР ещё в нулевых.
2. Второй капельный холодильник "Капля-2" испытали на станции МКС в модуле Рассвет в 2014 году.
3. В 2015 году МФТИ с помощью Росатома провёл численное моделирование разлёта заряженных капель и нашёл решение. После чего была создана наземная модель и проведены её испытания.
4. По идее последнее испытание холодильника должно проводиться в космосе на модуле МЛМ. Но запуск этого модуля откладывается уже десятки лет. Последняя дата назначена на ноябрь 2019 года.

Что конкретно испытывали в МФТИ непонятно. Их модель показывали на выставке в 2015 году. Я надеялся, что кто-нибудь сходит и сфотает, но так и не увидел ни одной фотки в инете. А ведь там должна быть принципиальная модель, прототип реального холодильника.

Как я понял, у нас пока нет реального изделия, которое будет установлено на ТЭМ. Его должны создать после испытаний в космосе.

И первый холодильник, который испытывали на Мире и "Капля 2" не выглядят как реальный прототип изделия. И у меня есть подозрение, о прообразе реального холодильника.

Капля-2 выглядит как насадка для душа. (цилиндрическое распыление)

Холодильник ТЭМ же на рисунках представляет собой сплошную стену. (линейное распыление)


В тоже время есть патент РФ 2247064 Коротеева и Конюхова из Центра Келдыша ещё от 2005 года.

Где авторы, кстати, ссылаются на иностранную идею.
Цитата:
1. AIAA-87-1537 Liquid DropletRadiator Development Status. K.A. White, NASA Lewis Research Center, Cleveland, ОН. АIАА 22nd Thermophysics Conference. June 8-10, 1987/Honolulu, Yawaii.

И указывают её недостатки. (это камень в огород Моисеева)
Спойлер: Показать
Наиболее близким техническим решением к предлагаемому изобретению является космический капельный холодильник-излучатель [1], состоящий из генератора капель с элементом возбуждения акустических колебаний, коллектора капель, перекачивающих насосов и теплоносителя (рабочего тела). Рассматриваемый капельный холодильник-излучатель обеспечивает отвод тепла в космосе при минимальных массогабаритных параметрах и не требует специальной защиты от микрометеоритов. Однако предложенная схема капельного холодильника-излучателя [1] недостаточно эффективна и надежна из-за отсутствия:

- систем, обеспечивающих тепловую стабилизацию режимов работы и уменьшение или исключение потерь теплоносителя и связанного с этим загрязнения теплоносителем поверхности космического аппарата и космического пространства вокруг аппарата (последнее принципиально на режимах запуска и останова);

- решений по обеспечению равномерного профиля температур в поперечном сечении потока капель;

- гарантированного образования на внутренней поверхности коллектора капель устойчивой движущейся пленки теплоносителя, необходимой для эффективного сбора потока капель после отвода от него тепла в космическое пространство в условиях микрогравитации и глубокого вакуума и транспортирования теплоносителя к перекачивающему устройству в замкнутом контуре капельного холодильника-излучателя.

Предлагаемым изобретением решается задача повышения эффективности и надежности работы капельного холодильника-излучателя.

При этом показывают способ сбора капель.


Потом есть патент РФ 2401778 от 2010 года, в котором Коротеев с Конюховым решили модернизировать свой собственный холодильник указанный в патенте от 2005 года. При этом они показывают усовершенствованный пассивный коллектор капель.


А также есть патент РФ 2532629 от 2014 года, где авторы ссылаясь на свой патент от 2010 года описывают схему работы холодильника.

Визуально результаты МФТИ неизвестны. Фотографий того, что они сделали и испытали нет. А их исследования могли повлиять на внешний вид холодильника.

Исходя из всего выше сказанного я могу заключить, что стена капель, которую рисуют на всех картинках ТЭМ с капельных холодильником на самом деле будет представлять из себя стену капельных "труб". То есть на первой ферме на определённом расстоянии будут установлены круглые распылители. А на ферме напротив будут установлены круглые коллекторы приёмники. И слой капель от одной фермы к другой будет из себя представлять не тонкую плёнку, а серию цилиндров.

Поэтому, то что уже испытали в космосе, а там испытали распылитель и приёмник, уже можно назвать тем самым холодильником, который растиражируют и установят на ферме. То есть реальное изделие практически готово. Но необходимо провести вторые испытания на МЛМ, которые должны учитывать расчёты МФТИ по влиянию заряженных капель друг на друга.



_________________
Данко разорвал руками себе грудь и вырвал из неё сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало ярче солнца, и люди, очарованные, снова пошли за ним. (C) кавалер ордена Ленина Максим Горький, "Старуха Изергиль" - 1894 г.
Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: ТЭМ (ЯЭДУ, КЭТА)
СообщениеДобавлено:  
Аватара пользователя

Сообщений: 7789
Откуда: из дремучего леса
Помню кто-то, по моему Леонар, выкладывал рисунок ТЭМ, где эти капли были изображены как цилиндры. Та картинка многое объясняла в ситуации с холодильником.



_________________
Данко разорвал руками себе грудь и вырвал из неё сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало ярче солнца, и люди, очарованные, снова пошли за ним. (C) кавалер ордена Ленина Максим Горький, "Старуха Изергиль" - 1894 г.
Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: ТЭМ (ЯЭДУ, КЭТА)
СообщениеДобавлено:  
Аватара пользователя

Сообщений: 436
"Этап №7 НИР "Верификация" считать законченным принятым."



_________________
Коллаборационизм - последнее прибежище негодяя.
Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: ТЭМ (ЯЭДУ, КЭТА)
СообщениеДобавлено:  
Аватара пользователя

Сообщений: 7789
Откуда: из дремучего леса
Грегори писал(а):
"Этап №7 НИР "Верификация" считать законченным принятым."

Это говорит только об одном. Расчёты и испытания МФТИ НЕ ВЫЯВИЛИ влияние заряженных капель на функционирование системы. Таким образом ничего менять не нужно. Холодильник уже в достаточной мере испытан в опыте "Капля-2" на МКС в 2014 году и можно приступать к созданию реального изделия.

Холодильник готов! :D
Спойлер: Показать



_________________
Данко разорвал руками себе грудь и вырвал из неё сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало ярче солнца, и люди, очарованные, снова пошли за ним. (C) кавалер ордена Ленина Максим Горький, "Старуха Изергиль" - 1894 г.
Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: ТЭМ (ЯЭДУ, КЭТА)
СообщениеДобавлено:  
Аватара пользователя

Сообщений: 7789
Откуда: из дремучего леса
Иностранный дизайн.

Мы видим реактор, плазменный канал с магнитной фокусирующей системой создающей ударные волны в сжатых плазменных потоках и сопло управляемое магнитным полем. Ударные волны в плазме должны приводить к возникновению термоядерной реакции, поэтому корабль назвали фотонным.

Это практически моя идея. Почти. Они не показали, как будут извлекать электричество из плазмы необходимое для магнитов. И я подозреваю, что они предполагают это делать в separator and partical distributor. Предположительно моим способом.

Воры! Я придумывал это для России.



_________________
Данко разорвал руками себе грудь и вырвал из неё сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало ярче солнца, и люди, очарованные, снова пошли за ним. (C) кавалер ордена Ленина Максим Горький, "Старуха Изергиль" - 1894 г.
Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: ТЭМ (ЯЭДУ, КЭТА)
СообщениеДобавлено:  
Аватара пользователя

Сообщений: 944
SuperZveruga писал(а):
Воры! Я придумывал это для России.
Эх... Вот бы они ещё и тебя "украли" :lol:



_________________
Спойлер: Показать
phpBB [video]

https://youtu.be/-mi3sQ6IfCk
Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: ТЭМ (ЯЭДУ, КЭТА)
СообщениеДобавлено:  
Аватара пользователя

Сообщений: 5866
Leonar писал(а):
Моисеев как бы разоблачает

это да...
BOND писал(а):
А то статья была.

в том то и дело что статья была
BOND писал(а):
были статьи, что все пропало

а в этих статьях специально путают жопу с пальцем и помахивают им...


Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: ТЭМ (ЯЭДУ, КЭТА)
СообщениеДобавлено:  

Сообщений: 34
Вона они еще: https://youtu.be/PIgacIuTeWk?t=1063


Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: ТЭМ (ЯЭДУ, КЭТА)
СообщениеДобавлено:  
Аватара пользователя

Сообщений: 7789
Откуда: из дремучего леса
misha-yu писал(а):
Вона они еще: https://youtu.be/PIgacIuTeWk?t=1063

Они говорят об этом.

=

+



_________________
Данко разорвал руками себе грудь и вырвал из неё сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало ярче солнца, и люди, очарованные, снова пошли за ним. (C) кавалер ордена Ленина Максим Горький, "Старуха Изергиль" - 1894 г.
Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: ТЭМ (ЯЭДУ, КЭТА)
СообщениеДобавлено:  

Сообщений: 1056
phpBB [video]

https://www.youtube.com/watch?v=Rxqw1jzhQ04


Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: ТЭМ (ЯЭДУ, КЭТА)
СообщениеДобавлено:  

Сообщений: 1056
Интересно что за посинение такое)


Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: ТЭМ (ЯЭДУ, КЭТА)
СообщениеДобавлено:  

Сообщений: 4822
Даешь космический буксир!


Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: ТЭМ (ЯЭДУ, КЭТА)
СообщениеДобавлено:  

Сообщений: 1056
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение


Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: ТЭМ (ЯЭДУ, КЭТА)
СообщениеДобавлено:  
Аватара пользователя

Сообщений: 7789
Откуда: из дремучего леса
Обратите внимание.

Это плазменный щит?



_________________
Данко разорвал руками себе грудь и вырвал из неё сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало ярче солнца, и люди, очарованные, снова пошли за ним. (C) кавалер ордена Ленина Максим Горький, "Старуха Изергиль" - 1894 г.
Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: ТЭМ (ЯЭДУ, КЭТА)
СообщениеДобавлено:  
Аватара пользователя

Сообщений: 7789
Откуда: из дремучего леса
Ну и ещё аэрокосмические корабли рядом как бы намекают, что будут иметь возможность стыковки с этим огромным межпланетным кораблём.



_________________
Данко разорвал руками себе грудь и вырвал из неё сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало ярче солнца, и люди, очарованные, снова пошли за ним. (C) кавалер ордена Ленина Максим Горький, "Старуха Изергиль" - 1894 г.
Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: ТЭМ (ЯЭДУ, КЭТА)
СообщениеДобавлено:  
Аватара пользователя

Сообщений: 7789
Откуда: из дремучего леса
Я теперь не могу спокойно спать, пытаюсь понять концепт.

Что если тарелка впереди это такой парус, для отражения ионных потоков из источника прямо перед тарелкой? Горячие положительно заряженные ионы несутся к отрицательно заряженному парусу, ударяются об него получая недостающие электроны, становятся нейтральными и передав значительную часть кинетической энергии парусу спокойно отлетают назад. То есть это не только парус, но и генератор защитной атмосферы для межпланетного корабля.

Такого рода движитель позволяет испускать исключительно нейтральные атомы не создавая разность потенциалов, что мы сейчас пытаемся побороть с помощью всяких электронных пушек. Положительные ионы неизбежно примагнитятся к парусу. Недостатком движителя является масса паруса и его устойчивость к ионной бомбардировке.



_________________
Данко разорвал руками себе грудь и вырвал из неё сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало ярче солнца, и люди, очарованные, снова пошли за ним. (C) кавалер ордена Ленина Максим Горький, "Старуха Изергиль" - 1894 г.
Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: ТЭМ (ЯЭДУ, КЭТА)
СообщениеДобавлено:  
Аватара пользователя

Сообщений: 1599
SuperZveruga писал(а):
Я теперь не могу спокойно спать, пытаюсь понять концепт.

Что если тарелка впереди это такой парус, для отражения ионных потоков из источника прямо перед тарелкой? Горячие положительно заряженные ионы несутся к отрицательно заряженному парусу, ударяются об него получая недостающие электроны, становятся нейтральными и передав значительную часть кинетической энергии парусу спокойно отлетают назад. То есть это не только парус, но и генератор защитной атмосферы для межпланетного корабля.

Такого рода движитель позволяет испускать исключительно нейтральные атомы не создавая разность потенциалов, что мы сейчас пытаемся побороть с помощью всяких электронных пушек. Положительные ионы неизбежно примагнитятся к парусу. Недостатком движителя является масса паруса и его устойчивость к ионной бомбардировке.

Не ищите черную кошку в темной комнате, это не концпт а просто художественная фантазия анимация по типу Кемероновского звездолета.
Реальный концепт космического буксира все сто раз уже видели.
Вот один из вариантов:
Изображение



_________________
Открылась бездна звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна.

(М. В. Ломоносов)
Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: ТЭМ (ЯЭДУ, КЭТА)
СообщениеДобавлено:  
Аватара пользователя

Сообщений: 7789
Откуда: из дремучего леса
Электрический парус.
Авторы предполагали использовать ионы солнечного ветра для электронного паруса. А что если использовать ионы с бортового источника? Своими ионами можно создать защитную атмосферу для космического корабля от того же солнечного ветра.



_________________
Данко разорвал руками себе грудь и вырвал из неё сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало ярче солнца, и люди, очарованные, снова пошли за ним. (C) кавалер ордена Ленина Максим Горький, "Старуха Изергиль" - 1894 г.
Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: ТЭМ (ЯЭДУ, КЭТА)
СообщениеДобавлено:  
Аватара пользователя

Сообщений: 7789
Откуда: из дремучего леса
AlexandrT писал(а):
Реальный концепт космического буксира все сто раз уже видели.

Я тоже считаю, что мы проектируем показанный ранее высокоорбитальный буксир. Но на новой картинке изображён межпланетный буксир. Это нечто другое.



_________________
Данко разорвал руками себе грудь и вырвал из неё сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало ярче солнца, и люди, очарованные, снова пошли за ним. (C) кавалер ордена Ленина Максим Горький, "Старуха Изергиль" - 1894 г.
Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: ТЭМ (ЯЭДУ, КЭТА)
СообщениеДобавлено:  

Сообщений: 4822
Он же на орбите висит.


Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: ТЭМ (ЯЭДУ, КЭТА)
СообщениеДобавлено:  
Аватара пользователя

Сообщений: 7789
Откуда: из дремучего леса
крокодил писал(а):
Он же на орбите висит.

Старта ждёт.



_________________
Данко разорвал руками себе грудь и вырвал из неё сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало ярче солнца, и люди, очарованные, снова пошли за ним. (C) кавалер ордена Ленина Максим Горький, "Старуха Изергиль" - 1894 г.
Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: ТЭМ (ЯЭДУ, КЭТА)
СообщениеДобавлено:  
Аватара пользователя

Сообщений: 3138
SuperZveruga писал(а):
AlexandrT писал(а):
Реальный концепт космического буксира все сто раз уже видели.

Я тоже считаю, что мы проектируем показанный ранее высокоорбитальный буксир. Но на новой картинке изображён межпланетный буксир. Это нечто другое.

Межпланетный требует увеличения мощности реактора более, чем на порядок.
Совсем другой коленкор...

Для понимания, мощность реакорной установки орбитального буксира соответствует паре хороших танковых дизелей.

Так шта...
Сначала пусть сделают орбитальный.



_________________
"Нам нужен мир!" - сказали русские.
_____________________________
Мир напрягся...
Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: ТЭМ (ЯЭДУ, КЭТА)
СообщениеДобавлено:  

Сообщений: 1056
phpBB [video]

https://www.youtube.com/watch?v=JXk7EuvpYj8


Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: ТЭМ (ЯЭДУ, КЭТА)
СообщениеДобавлено:  

Сообщений: 1056
Российские космонавты проведут на МКС испытания двигателей на иоде

целью эксперимента является "разработка и отработка технических решений, исследование технологий запуска и работы электроракетной двигательной установки (ЭРДУ) на рабочем теле иод в космосе" и "отработка технологии испытаний ЭРДУ в составе МКС и транспортного грузового корабля "Прогресс".

по словам специалистов ЦНИИмаш, такие двигатели уже через три-пять лет могут стать самыми массовыми среди космических ЭРДУ.

РИА Новости https://ria.ru/space/20181123/1533336261.html


Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: ТЭМ (ЯЭДУ, КЭТА)
СообщениеДобавлено:  

Сообщений: 1056
18:00 / 28.11.18
Владимир Кошлаков: "К Марсу на атомном ядре. На каких двигателях будут летать новые российские ракеты"

Изображение

Спойлер: Показать
В России прошли наземные испытания системы охлаждения космической ядерной энергодвигательной установки мегаваттного класса. Это серьезный этап проекта по созданию космического транспортного комплекса нового поколения. Когда и куда полетим на ядерном "движке"? Зачем нужен ракетный двигатель на метане и… йоде? Какие агрегаты двигателей можно "вырастить" с помощью 3D-технологий? Об этом "РГ" беседует с генеральным директором "Центра Келдыша" доктором технических наук Владимиром Кошлаковым.

- Владимир Владимирович, как вы прокомментируете испытания?

- Прошли успешно. Создан хороший задел, чтобы двигаться дальше.

- Какие возможности открывает ядерный двигатель? Он нужен для полетов к Марсу?

- Не только. Сегодня космические аппараты летают либо на двигателях, работающих на химическом топливе, либо на маломощных электроракетных двигателях, питаемых от солнечных батарей. Но с помощью таких систем к тому же Марсу лететь очень долго. Для пилотируемых полетов это плохо: человек не должен находиться в космическом пространстве больше, чем год-два. А ядерные энергодвигательные системы позволят долететь достаточно быстро. И, что самое главное, вернуться назад. Эти системы особенно перспективны для межорбитальных, межпланетных перелетов, освоения дальних планет.

- Говорят, на ядерном движке до Марса можно долететь едва ли не пулей - за полтора месяца?

- Это преувеличение. Несколько дней до Луны - да, а до Марса полет займет 7-8 месяцев.

- Ваш прогноз: когда это все-таки может осуществиться?

- Технически это осуществимо в ближайшее время, однако полет на Марс не самоцель. Создаваемые энергодвигательные системы могут быть основой для целого ряда миссий в космосе, которые сейчас кажутся фантастическими.

- А когда начнутся летные испытания? Была информация, что чуть ли не в конце этого года?

- До этого еще далеко. Мы ведем проект с 2009 года. Он уникальный, уникальные технологии. Требовалось решить огромное количество научно-технических и технологических задач, которые не решил еще никто в мире. Это создание высокотемпературных систем сброса тепла в космическом пространстве, систем преобразования энергии, электроплазменных двигателей больших мощностей, высокотемпературных элементов и материалов...

На сегодняшний момент сделано многое. Самое принципиальное: мы показали когда ставишь такие высокие планки, то результаты обязательно будут. И, поверьте, они превысят современный уровень развития науки и техники.

- Испытания проходят на базе Центра?

- Да. У нас создана стендовая база, аналогов которой нет в России. Она позволяет проводить отработку всех ключевых элементов энергодвигательных систем и космических аппаратов в целом.

- Что называется, на пальцах можете объяснить, из чего состоит ядерный двигатель?

- Прежде всего из источника энергии - это ядерный реактор, который нагревает рабочее тело. Нагретое рабочее тело поступает на турбину, на одном валу с которой находится электрогенератор. Вращая турбину, мы генерируем электрический ток, который необходим для обеспечения работы космического аппарата в целом и электроплазменных двигателей в частности. Тяга электроплазменного двигателя - это движущая сила космического аппарата как транспортной системы.

- А что за уникальный теплоноситель используется?

- Гелий-ксеноновая смесь. Его основное преимущество - химическая нейтральность по отношению к материалам. Ведь аппарат должен длительное время работать при запредельно высоких и низких температурах. Плюс ряд других теплофизических характеристик, которые позволяют создавать оптимально эффективный контур, снизить массу и габариты реактора, теплообменных агрегатов.

- Какими еще перспективными ракетными двигателями занимаются конструкторы?

- У нас ведутся научно-исследовательские, поисковые работы по созданию перспективных ракетных двигателей всех типов. Не только жидкостных, но и электроплазменных, гиперзвуковых и других. Например, много говорят о кислородно-метановом двигателе или просто метановом. Эти работы также зарождались в нашем институте. Проведен большой комплекс экспериментальных исследований различных физических процессов. И на сегодняшний момент Россия близка к созданию метанового двигателя.

- А зачем он нужен?

- Метановый двигатель перспективен с нескольких точек зрения. Прежде всего в отличие от керосина он содержит в себе меньше связанных углеродсодержащих веществ. То есть практически не выделяет сажи. Если мы говорим про многоразовые системы, то это очень важно: двигатель не нужно перед каждым циклом включения очищать, промывать.

Еще одно преимущество - температура криогенного метана и криогенного кислорода примерно одинакова. Поэтому можем упрощать конструкцию ракет, создавая совмещенные баки, когда между двумя компонентами всего одна стенка. В кислород-керосинной ракете две стенки, поскольку температура керосина примерно плюс 20 градусов Цельсия, а жидкого кислорода - минус 170. Поэтому ее конструкция и тяжелее, и сложнее. Кроме того, метан - достаточно дешевое топливо. Тоже большой плюс.

Ракета улетела, вернулась - и через 48 часов ее можно заново пускать с тем же двигателем. Вот те планки, которые ставит перед нами рынок

- На каких ракетах будет устанавливаться этот ракетный двигатель?

- На новых, перспективных ракетах, проработки которых еще только ведутся.

- А на ракете "Союз-5", которая должна быть создана к 2022 году? На "сверхтяже", первый запуск которой планируется в 2028 году?

- Нет. На ракете "Союз-5" и "сверхтяже", в котором будут использованы элементы и технологии "Союза-5", планируется устанавливать двигатели, которые уже есть либо имеют значительный задел по основным элементам.

- Когда реально может появиться метановый двигатель?

- Опытно-конструкторские работы должны завершиться в течение пяти лет. Они сейчас ведутся в воронежском КБ химавтоматики.

- А что за первый в мире электроракетный двигатель с замкнутым дрейфом электронов, известный также как холловский двигатель, на 800 вольт разработан в "Центре Келдыша"?

- Электроплазменными двигателями мы занимаемся давно. Не только разрабатываем, но и производим. Они летают и на отечественных, и на зарубежных космических аппаратах. Так вот исследования показали: повышение напряжения в электроракетном двигателе с традиционных 300 вольт до 500 и 800 позволяет существенно улучшить его энергетические характеристики. И мы сейчас проводим работы по созданию двигателей, работающих при больших напряжениях. Фактически электроракетные двигатели холловского типа с таким напряжением приближаются к ионным.

- Насколько я знаю, интерес к плазменным двигателям огромный во всем мире?

- Они наилучшим образом отвечают современным задачам в космосе.

- Интересно, а у каких из альтернативных ракетных топлив наиболее "светлое" будущее?

- Альтернативы электрическим двигателям для космических аппаратов, наверное, все-таки нет. Сегодня, кроме ксенона, рассматриваются различные топлива. Конечно, аргон - как наиболее простой и дешевый. Криптон, который по своим характеристикам лучше ксенона, но тоже не дешевый. Ведутся проработки по использованию в качестве ракетного топлива йода. Здесь преимущество в том, что йод можно хранить в твердом состоянии. Это компактнее - меньше масса. Но эти работы также находятся в стадии научно-исследовательских работ для создания задела. Проектов много. Повторюсь, на острие - ядерная тематика. Это самое перспективное направление. И мы здесь не на последних ролях.

- Кто главные наши конкуренты: Blue Origin, SpaceX?..

- Пожалуй, только США. Если говорить про жидкостные ракетные двигатели, то, конечно, большой задел в США, Китае. Хотя те же США покупают эти двигатели у нас. РД-180 разработки "НПО Энергомаш", на мой взгляд, лучшие в мире: линейка этих двигателей покрывает весь рынок таких двигателей по своим характеристикам и цене. Но мир на месте не стоит. Новые материалы, технологии и конструкторские решения появляются и за рубежом. Конкуренция растет. Поэтому у нас ведутся проработки по созданию дешевых коммерческих носителей, которые бы по своей стоимости и надежности не уступали западным. Это одна из основных задач, поставленных перед нами руководством "Роскосмоса".

- Новые российские двигатели изначально разрабатываются как многоразовые?

- Многоразовость ставится во главу угла. Однако требуется рациональный подход. Двигатели должны быть ремонтопригодными, иметь большое количество включений без вмешательства человека. Фактически, создав двигатель, мы могли бы "прокатать" его столько, сколько надо, на экспериментальном стенде. Подтвердить его надежность. И все. Двигатель консервируют: больше доступа человека к нему не должно быть. Это одно из требований, которое мы рассматриваем при создании новых двигателей.

- Сколько включений самое оптимальное?

- Вопрос открытый. На днях у нас прошла конференция по актуальным проблемам ракетного двигателестроения. Выступал генеральный директор S7 Space г-н Сопов. Он сказал: мне нужны двигатели, которые могли бы включаться 100 раз. При этом межполетный интервал - каждые десять включений. То есть десять раз отработал - специалисты посмотрели, провели регламент, пошли дальше. А время между двумя включениями не должно быть больше 48 часов. То есть ракета улетела, вернулась - и через 48 часов ее можно заново пускать с тем же двигателем. Вот те планки, которые ставит перед нами рынок.

- Они достижимы?

- Они реализуемы. Надо работать.

- Знаю, что у вас в институте функционирует Центр по применению нанотехнологий в энергетике и электроснабжении космических систем. Что делается для повышения надежности космической техники?

- У наших ученых есть возможность достаточно глубоко заглянуть в физические процессы, которые протекают в двигателях. Приведу пример: при нанесении покрытия на огневую стенку камеры сгорания произошло отслоение покрытия. Запас работоспособности двигателя при этом, естественно, снижается. Оказалось, был секундный перебой с электроэнергией, и процесс образования защитной пленки прекратился. Электричество включилось, но внутри покрытия образовалась граница раздела. Она-то и стала причиной отслоения. Исследование объектов размерами с нанометр, определение структурного и фазового состояния материала, анализ межкристаллитных процессов - далеко не полный перечень возможностей оборудования.

Лазерное зажигание - еще одно из направлений повышения надежности. Кроме того, мы активно развиваем программно-методическое обеспечение, которое могло бы смоделировать работу двигателя и найти узкие места еще до постановки в ракету.

- Насколько снижает вес мотора применение композитов?

- Очень серьезно. Чтобы было понятно: плотность углеродных материалов - 1,2-1,4 грамма на кубический сантиметр. Плотность алюминия - 2,7, а стали - 7,8. Считайте. Меньше плотность - соответственно, меньше вес. Дело еще в том, что при высоких температурах прочностные характеристики металлов снижаются, поэтому мы вынуждены дополнительно утолщать стенки, что тоже ведет к повышению веса. А у углеродных материалов с повышением прочности физико-механические характеристики только становятся лучше.

- Много говорят об аддитивных технологиях. Скажите, где их применение актуально?

- Практически в любых изделиях. Например, изготовление форсуночной головки двигателя с помощью аддитивных технологий позволяет сделать целиком одну деталь. А традиционные методы включают более 200 элементов! И все надо отдельно изготовить, спаять, сварить, собрать. Что тоже ограничивает пределы работоспособности двигателя.

Правда, к аддитивным технологиям надо относиться аккуратно. Об этом говорят исследования: мы заглянули внутрь как самих изделий, так и каждой "порошинки". Иногда "порошинки" между собой не свариваются, не сплавляются - надо подбирать правильный режим работы, будь то лазерный пучок или электронный луч в этих станках. Но вообще аддитивные технологии очень перспективны: способствуют цифровизации производства, ускоряют процесс, устраняют человеческий фактор.

- Сколько времени уходит на создание "звездного мотора"?

- В среднем на создание опытного образца - 5-7 лет.

- У американских частников дело быстрее идет?

- Если вы имеете в виду Илона Маска, то он создал свою ракету на базе старых, давно разработанных и использованных двигателей. Он поступил как коммерсант: взял готовое отработанное решение и успешно его применил. При этом хотел бы отметить, что без поддержки государства не обошлось.

P.S. "Центру Келдыша" исполнилось 85 лет. Это одно из ведущих предприятий "Роскосмоса", работающее в области ракетного и спутникового двигателестроения, космической энергетики. Поздравляем!

Беседовала Наталия Ячменникова.

http://www.arms-expo.ru/news/novye_razr ... skie_rake/


Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
 Страница 3 из 4 [ Сообщений: 107 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
phpBB skin developed by: John Olson
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group

Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB