Текущее время:

Часовой пояс: UTC + 3 часа




 Страница 6 из 9 [ Сообщений: 247 ]  На страницу Пред.  1 ... 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: ТЭМ (ЯЭДУ, КЭТА)
СообщениеДобавлено:  
Аватара пользователя

Сообщений: 6889
крокодил писал(а):
Говорят, работает

КА делают? Ведь таки ж прорыв, КА сосколькохочешь менять траекторию...
Чета думается только говорят... как с плоскоземешьщиками вобщем.


Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: ТЭМ (ЯЭДУ, КЭТА)
СообщениеДобавлено:  

Сообщений: 5400
Уже сто раз у всех получилось, в том числе у энтузиастов, там такой хайтек - ведро и магнетрон. А китайцы уже к спутнику присобачили.
Проблема что никто не знает как это работает, поэтому все боятся громких заявлений. Китайцам одним все равно.
Нарушает святое - закон сохранения импульса. Хотя то что солнечный парус его нарушает никого не смущает))


Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: ТЭМ (ЯЭДУ, КЭТА)
СообщениеДобавлено:  
Аватара пользователя

Сообщений: 1672
У этого ведра "двигатель Леонова"только следы тяги, пробовали все только тяги как таковой нет чтоб даже использовать как обычные электрические движки.
В общем дело мутное, поэтому онли плазма и ионники. Электродвижки на атомной в перспективе на термоядерной энергетике, до марса сборка кластера из нескольких реакторов и в путь.



_________________
Открылась бездна звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна.

(М. В. Ломоносов)
Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: ТЭМ (ЯЭДУ, КЭТА)
СообщениеДобавлено:  

Сообщений: 5400
Это то же самое что и солнечный парус - грубо говоря какая разница где у тебя источник эми, если скорость света все равно константа.


Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: ТЭМ (ЯЭДУ, КЭТА)
СообщениеДобавлено:  

Сообщений: 5400
AlexandrT писал(а):
В общем дело мутное, поэтому онли плазма и ионники.

Мутное, но интересно что у китайцев получится. Уже вроде как год летает.
phpBB [video]

https://www.youtube.com/watch?v=Mdcer1QQLrA&feature=youtu.be


Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: ТЭМ (ЯЭДУ, КЭТА)
СообщениеДобавлено:  
Аватара пользователя

Сообщений: 6889
крокодил писал(а):
Хотя то что солнечный парус его нарушает никого не смущает))

Каким боком солнечный парус нарушает?
крокодил писал(а):
закон сохранения импульса

?
свет воздействует на парус, как и ветер на парус...
Еще скажи, что парусники в море закон сохранения энергии нарушают.
крокодил писал(а):
вроде как год летает.

Ага, главное "вроде как".
крокодил писал(а):
грубо говоря какая разница где у тебя источник эми,

Ну вытащи себя за волосы из болота... Какая разница чья рука, твоя или соседа...


Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: ТЭМ (ЯЭДУ, КЭТА)
СообщениеДобавлено:  
Аватара пользователя

Сообщений: 6889
AlexandrT писал(а):
У этого ведра "двигатель Леонова"только следы тяги

И их нету...
Максимум "возможно" просто взаимодействие с разреженным ионным газом в вакууме.
А на земле с атмосферой... Как и фокусы с электростатикой, где газ вокруг электродов ионизируется и приводится в движение от одного электрода к другому.


Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: ТЭМ (ЯЭДУ, КЭТА)
СообщениеДобавлено:  

Сообщений: 590
А давайте Эту хрень запустим в космос!

phpBB [video]

https://www.youtube.com/watch?v=88YFbNOpIe0

Денег то всё равно не жаль.


Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: ТЭМ (ЯЭДУ, КЭТА)
СообщениеДобавлено:  
Аватара пользователя

Сообщений: 977
Leonar писал(а):
Alexandr писал(а):
Общее время полёта 9,81 года
Меня вот это напрягает в качестве пилотируемого полета
Будут моторы с импульсом 264,8км/с, тягой 7,5Н и ресурсом 7лет, то доедем до Нептуна за 6,77лет. Причём стартовая с НОО получилась 29,87т.
А про пилотируемые полёты дальше Луны вообще забудь.

крокодил, емДрайв не работоспособен во вселенной с шаропланетами. Только с плоскими.


Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: ТЭМ (ЯЭДУ, КЭТА)
СообщениеДобавлено:  

Сообщений: 5400
Leonar писал(а):
Каким боком солнечный парус нарушает?

Если углубляться, то всеми боками.
Если нет - откуда берется удвоенный импульс от переизлучения отраженного фотона.

С солнечным парусом такая же мутная хрень, его уже несколько раз запускали, наши, американцы, японцы - отчетов нет.

Речь именно о фотонах, а не о фермионной составляющей ветра, к которой вопросов нет. Там классическая инерция, и никаких мистических удвоений.


Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: ТЭМ (ЯЭДУ, КЭТА)
СообщениеДобавлено:  

Сообщений: 5400
Leonar писал(а):
свет воздействует на парус, как и ветер на парус...

Нет, свет - безинерциальная частица, там совсем другая физика.


Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: ТЭМ (ЯЭДУ, КЭТА)
СообщениеДобавлено:  

Сообщений: 5400
Alexandr писал(а):
Будут моторы с импульсом 264,8км/с

70000 м/с, или порядка 7000с.
Цитата:
Тягой 7,5Н и ресурсом 7лет, то доедем до Нептуна за 6,77ле

Тяга 25Н/МВт

Ну а про пилотируемые дальше Марса уже давно пора забыть. Там ничего нету. А по большому счету и на Луне делать нечего. Нечего мучать тушку, которая для этого не приспособлена. И неважно сколько там ньютон, все равно ее нигде не ждут.

А вот орбитальную группировку разрулить такими буксирами - самое то что нужно в народном хозяйстве.


Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: ТЭМ (ЯЭДУ, КЭТА)
СообщениеДобавлено:  
Аватара пользователя

Сообщений: 6889
RusWin писал(а):
А давайте Эту хрень запустим в космос!

Во во... Именно про эту хрень и говорил.
крокодил писал(а):
Нет, свет - безинерциальная частица, там совсем другая физика.

Импульс у фотона есть. Есть. Не надо тут про...


Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: ТЭМ (ЯЭДУ, КЭТА)
СообщениеДобавлено:  
Аватара пользователя

Сообщений: 1672
С точки зрения дальних полетов человека в солнечной системе самая привлекательная это система Юпитера, ну и Марс.



_________________
Открылась бездна звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна.

(М. В. Ломоносов)
Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: ТЭМ (ЯЭДУ, КЭТА)
СообщениеДобавлено:  

Сообщений: 590
крокодил у вас какие-то не хилые пробелы в квантовой физике. При чём про солнечные паруса объясняется ещё в школе на обычной физике.


Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: ТЭМ (ЯЭДУ, КЭТА)
СообщениеДобавлено:  
Аватара пользователя

Сообщений: 8703
Откуда: из дремучего леса
Цитата:
В 2023 г. с Восточного полетит «Ангара-А5М», оснащенная форсированными двигателями. Если исходная тяжелая ракета с космодрома Плесецк выводит 24 т полезной нагрузки, то форсированная с Восточного – 27 т.

А следующий ход – «Ангара-А5В» с водородной третьей ступенью, способная доставлять 37 т. «[Наличие такого носителя] позволит нам сделать транспортно-энергетический модуль, то есть межпланетный буксир с космическим реактором. Он будет выводиться на “Ангаре-А5”», – подчеркнул Д.О. Рогозин.



_________________
Данко разорвал руками себе грудь и вырвал из неё сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало ярче солнца, и люди, очарованные, снова пошли за ним. (C) кавалер ордена Ленина Максим Горький, "Старуха Изергиль" - 1894 г.
Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: ТЭМ (ЯЭДУ, КЭТА)
СообщениеДобавлено:  
Аватара пользователя

Сообщений: 8703
Откуда: из дремучего леса
Проводить испытания сразу на гигантах шибко дорого. Небольшие ядерные буксиры на ионных двигателях полезны даже в пределах орбит Земли. С их помощью можно создать орбитальную верфь, обслуживать спутники Земли и очищать ближний космос от мусора. Также "малые" космические ядерные источники энергии длительного срока эксплуатации позволяют создавать очень мощные спутники и орбитальные станции, которым требуется много энергии для функционирования.

Я до сих пор верю в то, что промежуточные между химическими и ионными - плазменные безэлектродные двигатели, очень хорошо займут свою нишу в дальних космических транспортировках.

Ионные двигатели хороши для длительного маневрирования, разворота, уменьшения вращения, стабилизации курса и орбит из-за высокого КПД. Плазменные безэлектродные имеют хоть и меньший КПД, но зато много больший удельный импульс на кг двигательной установки (не на кг топлива, а на кг двигателя!). Такие движители позволяют быстрее достичь далёких планет, хоть и с большими затратами топлива.

Я прихожу к такому мнению исходя из мизерных затрат топлива при использовании ионных двигателей. Плазменные будут тратить где-то на порядок больше топлива, но и разгонять будут в 10 раз быстрее. Это означает, что вместо 5 тонн топлива нам понадобится 50 тонн. Весь ядерный космический буксир до Нептуна вырастет в массе в 2,5 раза, но зато скорость доставки увеличиться раза в 4 (ориентировочно). И вместо 7 лет до Нептуна понадобится лететь 2 года. А это уже считай исключается разница в поколение. То есть на ионниках нужно жизнь потратить, чтобы к Нептуну и обратно слетать, а на безэлектродных плазменниках можно будет 2-3 раза в жизни одному и тому же капитану корабля к Нептуну слетать. И соответственно сделать за одно поколение в 3 раза больше исследований и открытый.

А уж вывести дополнительные 50 тонн топлива на околоземную орбиту старта до Нептуна мы сможем. Это решаемая задача.



_________________
Данко разорвал руками себе грудь и вырвал из неё сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало ярче солнца, и люди, очарованные, снова пошли за ним. (C) кавалер ордена Ленина Максим Горький, "Старуха Изергиль" - 1894 г.
Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: ТЭМ (ЯЭДУ, КЭТА)
СообщениеДобавлено:  
Аватара пользователя

Сообщений: 8703
Откуда: из дремучего леса
Вот последние новости по СМОЛе.

Российские учёные из Новосибирска создают плазменные реактивные двигатели

29 декабря 2018
Цитата:
Принципиальная возможность создания плазменной реактивной тяги уже доказана и с 2019 года ученые новосибирского Института ядерной физики имени Будкера (ИЯФ), Новосибирск) начнут серию экспериментов на новой установке по удержанию плазмы с параметрами, пригодными для создания ракетного двигателя. Об этом 27 декабря сообщил журналистам заместитель директора ИЯФ Александр Иванов.

По его словам, уже «установлено штатное оборудование на эту установку, и мы готовимся к началу экспериментов на ней уже в январе следующего года». Установка позволит продвинуться в разработке принципиально новых реактивных двигателей для космических аппаратов.

«Температура плазмы в ней - 100 тыс. градусов, плотность достаточно большая, - сказал Иванов. - Для двигателя - это прямо то, что нужно».

«Первые эксперименты показали, что эффект существует, космический мотор работает, и средство для уменьшения потерь из плазмы тоже работает», – уточнил он.

Заместитель директора ИЯФ отметил, что в качестве рабочего вещества в двигателе может использоваться вода. До этого Иванов сообщал журналистам, что в перспективе термоядерная установка позволит создать двигатели мегаваттной мощности, значительно превосходящих разрабатываемых ядерных электрореактивных двигателей.

Установка российских учёных основана на совершенно новом принципе: плазма находится в так называемой магнитной ловушке и удерживается вращающимся спиральным магнитным полем (винт Архимеда). Идею предложил еще в 1950-е годы основатель ИЯФ Гирш Будкер, поэтому устройство получило название «пробкотрон Будкера».



_________________
Данко разорвал руками себе грудь и вырвал из неё сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало ярче солнца, и люди, очарованные, снова пошли за ним. (C) кавалер ордена Ленина Максим Горький, "Старуха Изергиль" - 1894 г.
Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: ТЭМ (ЯЭДУ, КЭТА)
СообщениеДобавлено:  
Аватара пользователя

Сообщений: 8703
Откуда: из дремучего леса
Цитата:
«Роскосмос» завершил первый этап проектирования уникального космического «буксира», говорится в отчете госкорпорации за 2018 год.

Предполагается, что это устройство будут использовать для транспортировки грузов в дальнем космосе, в том числе при создании баз на других планетах.

Транспортно-технический модуль создается на основе ядерной энергодвигательной установки мегаваттного класса (проект ТЭМ). В отчете указано, что разработана конструкторская документация, изготовлены и прошли автономные испытания некоторые составные части макета наземного прототипа ТЭМ. Реализация проекта продолжится в рамках Федеральной космической программы, в чем будут заключаться последующие шаги, не уточняется.

В июне стало известно, что технический комплекс для подготовки спутников с ядерным «буксиром» планируется построить на космодроме Восточный к 2030 году.Проект создания транспортно-энергетического модуля на основе ядерной энергодвигательной установки мегаваттного класса не имеет аналогов в мире. Работа над ним ведется в России с 2010 года.

Годовой отчет Роскосмоса за 2018 г. (стр 21)



_________________
Данко разорвал руками себе грудь и вырвал из неё сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало ярче солнца, и люди, очарованные, снова пошли за ним. (C) кавалер ордена Ленина Максим Горький, "Старуха Изергиль" - 1894 г.
Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: ТЭМ (ЯЭДУ, КЭТА)
СообщениеДобавлено:  
Аватара пользователя

Сообщений: 8703
Откуда: из дремучего леса
2017 год.

О возможности сборки на орбите 450 км сменными экипажами марсианского экспедиционного комплекса с ядерной электроракетной двигательной установкой с доставкой составных частей ракетой-носителем класса "Протон".

2016 год.

Сравнительный анализ технико-экономической эффективности применения многоразовых межорбитальных буксиров с ядерной электроракетной двигательной установкой и одноразовых химических разгонных блоков в транспортных операциях по доставке полезных грузов на окололунную орбиту.



_________________
Данко разорвал руками себе грудь и вырвал из неё сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало ярче солнца, и люди, очарованные, снова пошли за ним. (C) кавалер ордена Ленина Максим Горький, "Старуха Изергиль" - 1894 г.
Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: ТЭМ (ЯЭДУ, КЭТА)
СообщениеДобавлено:  
Аватара пользователя

Сообщений: 8703
Откуда: из дремучего леса
2017 год.

О целесообразности использования эллиптических орбит базирования для повышения эффективности применения многоразовых ядерных буксиров.

По этому орбита будет скорее всего эллиптическая. Возможно 800*12000 км.



_________________
Данко разорвал руками себе грудь и вырвал из неё сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало ярче солнца, и люди, очарованные, снова пошли за ним. (C) кавалер ордена Ленина Максим Горький, "Старуха Изергиль" - 1894 г.
Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: ТЭМ (ЯЭДУ, КЭТА)
СообщениеДобавлено:  
Аватара пользователя

Сообщений: 8703
Откуда: из дремучего леса
Более поздние работы платные.



_________________
Данко разорвал руками себе грудь и вырвал из неё сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало ярче солнца, и люди, очарованные, снова пошли за ним. (C) кавалер ордена Ленина Максим Горький, "Старуха Изергиль" - 1894 г.
Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: ТЭМ (ЯЭДУ, КЭТА)
СообщениеДобавлено:  

Сообщений: 19
SuperZveruga писал(а):
Более поздние работы платные.


https://sci-hub.se/


Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: ТЭМ (ЯЭДУ, КЭТА)
СообщениеДобавлено:  
Аватара пользователя

Сообщений: 8703
Откуда: из дремучего леса
Это тезисы из докладов на последних академических чтениях. Оказывается Королёв создавал Н-1 для полёта на Марс, а не на Луну, но военные не найдя нагрузки для такой ракеты отказались поддерживать проект и разработку ракеты прекратили.
Цитата:
В 60-е годы в рамках эскизных проектов сверхтяжелых ракет-носителей (РН) Н1 и Н1М [1] были разработаны проекты ядерной ЭРДУ (ЯЭРДУ) мегаваттной мощности на основе термоэмиссионной ЯЭУ для энергодвигательного блока (ЭДБ) марсианского экспедиционного комплекса (МЭК) электрической мощностью от 2 200 кВт до 15 МВт (в виде трех блоков по 5 МВт) [3]. В качестве двигателей ЭРДУ рассматривался магнитоплазмодинамический (МПД) двигатель электрической мощностью 500 кВт с рабочим телом – литий, который был создан и прошел ресурсные испытания [4].

Спойлер: Показать
ИСТОРИЯ СОВЕТСКОГО ПРОЕКТА ЭКСПЕДИЦИИ НА МАРС

В.Е.Бугров BugrovV@yandex.ru

Заслуженный ветеран РКК «Энергия»

Марсианский проект С.П. Королёва, разработанный в соответствии с Постановлениями Правительства 1959 и 1960 годов, летом 1962 года был представлен межведомственной экспертной комиссии под председательством Президента АН СССР М.В. Келдыша, в составе эскизного проекта ракеты Н1 и предложений по ее использованию.

Комиссия одобрила основополагающую концепцию экспедиции: старт Тяжёлого межпланетного корабля ТМК с ОИСЗ к Марсу на ЖРД, переход на ОИСМ за счёт аэродинамического торможения в его атмосфере, обеспечение жизнедеятельности экипажа в полёте с помощью замкнутого биолого-технического комплекса ЗБТК, а также предложения о первоочередной разработке ТМК, как основного элемента экспедиции, для его наземной и лётной отработки. В докладе приводятся документальные подтверждения принятой концепции: черновики основных проектных документов и материалы 1963 года из архива ОКБ-1.

Заключение комиссии, подтверждённое Постановлением 24 сентября 1962 года, стало юридическим основанием для изготовления и испытаний ракеты Н1 и Тяжёлого межпланетного корабля в ИМБП. К 1974 году ТМК прошёл шестилетнюю отработку в ИМБП, ракета Н1 прошла лётные испытания и была подготовлена для доставки на Луну беспилотного лунного корабля – прототипа марсианского. Однако, по инициативе группы «соратников» Королёва вся материальная часть и документация по межпланетной программе была варварски уничтожена.

Пятнадцатилетний труд огромной кооперации, созданной Королёвым для реализации самого грандиозного космического проекта ХХ века, усилиями «соратников» вычеркнут из истории отечественной космонавтики и заменён двумя мифами. Автор первого мифа о «лунной гонке» утверждает, что Королёв в начале 60-х годов игнорировал два Постановления Правительства (1959 и 1960 гг.), поручивших ему разработку межпланетной программы, самовольно погнался за американцами на Луну и проиграл «лунную гонку». Автор второго мифа – «электрореактивного», утверждает, что проект Королёва экспедиции на Марс – «обыкновенная ложь», что Королёв к экспедиции никакого отношения не имеет, а первый советский проект экспедиции на Марс – «МЭК-1960» с использованием электрореактивных двигателей был разработан в 1960 году автором и «многими другими».

ПРОЕКТ МАРСИАНСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ КАК ВАРИАНТ ПОЛЕЗНОЙ НАГРУЗКИ РАКЕТЫ Н-1

Л.П. Вершинина vega100@mail.ru

23 июня 1960 г. было принято постановление ЦК КПСС и СМ СССР № 715-296 «О создании мощных ракет-носителей, спутников, космических кораблей и освоении космического пространства в 1960 – 1967 годах», которое предусматривало комплекс мер по созданию ракеты Н-1. В документе указывалась единственная цель намечавшихся проектно-конструкторской проработки и необходимого объёма
исследований – создание «новой комплексной ракетной системы со стартовым весом ракеты-носителя порядка 1000 – 2000 тонн, обеспечивающей вывод на орбиту вокруг Земли тяжёлого межпланетного корабля весом до 60-80 тонн». Предложения по полезной нагрузке Н-1 должно было сформулировать Министерство обороны, тем не менее, в ОКБ-1 также шла проработка этих вопросов. В 1962 г. на базе этой ракеты С.П. Королёв предлагал обширную перспективную тематику исследований космоса вплоть до полётов автоматических аппаратов к Нептуну. Однако, с учётом объективных трудностей создания новой сверхтяжёлой ракеты-носителя, а также принципиальной позиции Министерства обороны, не видевшего военного применения Н-1, степень разработки каждого из предлагавшихся направлений исследований была разной. В частности, в 1963 г. разработку проекта пилотируемой экспедиции на Марс С.П. Королёв предложил ограничить стадией эскизного проектирования.

В конце 1960-х гг. к теме марсианской экспедиции вернулся В.П. Мишин. Прежде всего, это было связано с высадкой американцев на Луну, что потребовало поиска таких задач в космосе, которые гарантированно обеспечили бы приоритет СССР. Работы велись до смещения с должности В.П. Мишина, а затем снова были прекращены.

Третий виток интереса к марсианской пилотируемой экспедиции начался в середине 1980-х гг. В это время обсуждалось предложение по организации международной пилотируемой экспедиции на Марс и создания обитаемой базы на Луне. Однако, в это время страна уже не могла позволить себе заниматься перспективными и дорогостоящими программами исследования дальнего космоса.

В докладе освещается ряд архивных документов, посвящённых разным этапам работ по проектам пилотируемой марсианской экспедиции.

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТНЫХ ПРОРАБОТОК МАРСИАНСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ ПОД РУКОВОДСТВОМ С.П. КОРОЛЁВА

А.А. Гафаров kerc@elnet.msk.ru

ГНЦ ФГУП «Центр Келдыша»

После знакомства с работами К.Э. Циолковского пилотируемые полёты в космос стали главной целью для С.П. Королёва. Первой попыткой в этом направлении стала разработка ещё в ГИРД планера с ракетным двигателем – ракетоплана РП-1 совместно с Ф.А. Цандером, главным девизом которого был «Вперёд, на Марс!» В 1940 г. первые полёты совершил созданный в РНИИ ракетоплан РП-318-1 конструкции С.П. Королёва с ЖРД конструкции Л.С. Душкина. Это был первый в нашей стране полёт человека на летательном аппарате с ракетным двигателем и фактически первый шаг на пути человека в космос.

В послевоенный период под руководством С.П. Королёва была создана ракета, которая обеспечила выход в космическое пространство. Вслед за первым спутником в космос уходят первые автоматические межпланетные аппараты к Луне, Венере, Марсу. И С.П. Королёв вновь возвращается к идее межпланетного полёта человека – пилотируемой экспедиции на Марс. Как главный конструктор, он организовал проектные проработки марсианской экспедиции с учётом всех возможных вариантов её двигательного обеспечения. В этой связи наряду с уже хорошо отработанными к тому времени ЖРД он включил в перечень для проработки ядерные ракетные двигатели, работы по которым в тот период активно развивались. Большое внимание С.П. Королёв уделил и получившим к тому времени обоснование электроракетным двигателям с потенциально высокими
энергетическими характеристиками. Единственным источником электроэнергии для таких ЭРД могли быть только ядерные энергоустановки. Так определился перечень рассматриваемых при С.П. Королёве типов двигательных установок для марсианской экспедиции.

Как следует из опубликованных на сайте РКК «Энергия» материалов доклада, обсуждённого на Учёном Совете ОКБ-1 22 апреля 1963 года, «Предложения о разработке космических объектов на базе носителя Н-1», вариант ЭДК с ЖРД по возможным весам космических объектов при исследовании Марса уступает в несколько раз по сравнению с ЭДК на основе АДУ, который в свою очередь уступает ЭДК с ЭРДУ на основе ЯЭУ (стр. 27, Таблица №2). В этой связи по указанию С.П. Королёва в комплексе, руководимом М.В. Мельниковым, были развёрнуты работы по созданию ЯЭРДУ.

Как следует из «Докладной записки об использовании носителя Н-1 (11А52) и создании на его основе первоочередных космических объектов», направленной С.П. Королёвым в различные инстанции в июле 1963 г., он предлагает работы по экспедиционному комплексу для высадки людей с оборудованием на поверхность Марса с возвращением на Землю ограничить эскизным проектом со сроком выполнения в 1966-1967 гг. Из этого документа следует, что при С.П. Королёве не было даже эскизного проекта марсианской экспедиции и все проведённые в этом направлении работы представляли собой лишь предварительные проектные проработки.

ЯДЕРНЫЕ ЭЛЕКТРОРАКЕТНЫЕ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ В ПРОЕКТАХ ПИЛОТИРУЕМЫХ ПОЛЕТОВ К МАРСУ

В.В. Синявский Viktor.Sinyavsky@rsce.ru

ПАО «Ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени С.П. Королева»

Проектные работы по осуществлению полета человека к планете Марс, имеющую из всех планет Солнечной системы наиболее близкие к земным природные условия, начались в РКК «Энергия» (тогда ОКБ-1) практически с самого зарождения пилотируемой космонавтики [1]. Для обеспечения полета рассматривалось три класса двигателей: жидкостные ракетные (ЖРД), ядерные ракетные (ЯРД), электроракетные (ЭРД) двигатели. Сравнительный анализ использования этих двигателей показал, что использование ЭРД позволяет сократить начальную массу МЭК, собираемой на орбите Земли, примерно в три раза относительно использования ЖРД (примерно с 1700 до 500 т).

Поэтому в 1958 г. после успешного полета первого искусственного спутника Земли по указанию С.П. Королева проектные отделы ОКБ-1 приступили к исследованиям с целью использования ЭРД, питаемых от ЯЭУ, для межпланетных сообщений.

С.П. Королев, не только мечтавший о межпланетных пилотируемых полетах, но и понимающий необходимость для их осуществления создания новых технологий и новой техники, неоднократно подчеркивал, что для полета на Марс нужны новые двигатели на основе атомной энергии. Поэтому в 1960 г. он создал специальный тематический комплекс «Высокотемпературная энергетика и электроракетные двигатели» в составе проектно-конструкторского, материаловедческого и испытательного отделов общей численностью до 450 человек, руководителем которого назначил своего соратника М.В. Мельникова. Для создания экспериментально-испытательной базы для отработки модулей термоэмиссионной ЯЭУ была отдана так называемая третья территория, для отработки ЭРД был достроен испытательный комплекс на четвертой территории, для испытаний термоэмиссионных сборок был модернизирован исследовательский реактор ВВР-К с организацией ячейки с быстрым спектром нейтронов, в ФЭИ был создан полномасштабный нейтронно-физический макет термоэмиссионного реактора. В результате был создан большой научно-технический задел по ЯЭУ субмегаваттной и мегаваттной мощности и ЭРД типа МПД мощностью 500 кВт и ДАС мощностью до 50 кВт [2].

В 60-е годы в рамках эскизных проектов сверхтяжелых ракет-носителей (РН) Н1 и Н1М [1] были разработаны проекты ядерной ЭРДУ (ЯЭРДУ) мегаваттной мощности на основе термоэмиссионной ЯЭУ для энергодвигательного блока (ЭДБ) марсианского экспедиционного комплекса (МЭК) электрической мощностью от 2 200 кВт до 15 МВт (в виде трех блоков по 5 МВт) [3]. В качестве двигателей ЭРДУ рассматривался магнитоплазмодинамический (МПД) двигатель электрической мощностью 500 кВт с рабочим телом – литий, который был создан и прошел ресурсные испытания [4].

В докладе также представлены сведения о разработке в РКК «Энергия» проектов экспедиции на Марс в период с 1969 г. и по настоящее время.

1. Королев С.П. Энциклопедия жизни и творчества. // Изд. РКК «Энергия». 2014. 704с.
2. Синявский В.В. Научно-технический задел по ядерному электроракетному межорбитальному буксиру «Геркулес» // Космическая техника и технологии. 2013. № 3. С.25-45.
3. Горшков Л.А., Синявский В.В., Стойко С.Ф. Межпланетные проекты С.П.Королева и их развитие в РКК «Энергия» // В кн.: История развития отечественной пилотируемой космонавтики. - М: ООО «Издательский дом «Столичная энциклопедия», 2015. С.253-273.
4. Агеев В.П., Островский В.Г. Магнитоплазмодинамический двигатель большой мощности непрерывного действия на литии // Известия РАН. Энергетика. 2007. № 3. С. 82–95.

Про электроракетный двигатель на литии из проекта Геркулес я читал в выпуске трудов МАИ от 2012 года. В этом же документе предлагалось использовать иод вместо металлов, но и его отвергли совсем недавно сообщив об этом в СМИ.

Про Геркулес лучше всего написано у самих авторов разработки - РКК Энергии.

Геркулес это космический буксир с ядерным термоэлектроэмиссионным реактором электрической мощностью 0,5 МВт и одним контуром охлаждения на литии. Интересно, что в электрореактивных двигателях также предлагали использовать литий. Всюду литий.



_________________
Данко разорвал руками себе грудь и вырвал из неё сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало ярче солнца, и люди, очарованные, снова пошли за ним. (C) кавалер ордена Ленина Максим Горький, "Старуха Изергиль" - 1894 г.
Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: ТЭМ (ЯЭДУ, КЭТА)
СообщениеДобавлено:  

Сообщений: 590
Цитата:
Роскосмос заказал работы по теме "Прикладные инновационные исследования технологий создания ракетных двигателей, двигательных и энергетических установок изделий перспективной ракетно-космической техники и их ключевых элементов (НИР "Форсаж")". Цена контракта составляет 525,6 млн рублей.

"Экспериментальное подтверждение работоспособности макета роторного магнитоплазмодинамического двигателя - 30 марта 2020 года", - говорится в документации к тендеру.

https://tass.ru/kosmos/6885573


Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: ТЭМ (ЯЭДУ, КЭТА)
СообщениеДобавлено:  
Аватара пользователя

Сообщений: 8703
Откуда: из дремучего леса
Цитата:
ИССЛЕДОВАНИЕ ПАРАМЕТРОВ РОТОРНОГО МАГНИТОПЛАЗМЕННОГО ДВИГАТЕЛЯ

М. Я. Яковлев, В. И. Ермолаев

Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова

В настоящее время широкое применение в качестве двигателей космических аппаратов (КА) получили электроракетные двигатели (ЭРД). Это обусловлено тем, что удельный импульс таких двигателей более чем на порядок выше удельного импульса химических ракетных двигателей.

Однако ЭРД не позволяют получить большие значения тяги, т.к. при увеличении тяги существенно возрастают массы преобразователей энергии и тоководов, а также становятся неприемлемыми размеры радиаторов, обеспечивающих отвод тепловых потоков. Данные факторы сдерживают использование ЭРД в перспективных КА. Для решения этой проблемы в БГТУ «Военмех» предложен роторный магнитоплазменный двигатель (РМПД) [1].

Для обоснования параметров предложенного двигателя и определения областей его рационального использования необходима математическая модель, описывающая процессы, протекающие в двигателе, и позволяющая определять оптимальные значения проектных параметров. При ее разработке была принята следующая физическая картина протекающих в двигателе процессов.

Камера двигателя (рисунок 1) состоит из многополостного катода 1 и сопла-анода 2, вокруг которого расположен соленоид 3. При наличии разницы потенциалов между периферией сопла-анода и многополостным катодом, в среде рабочего тела, находящегося в сопле-аноде, возникает разряд. Вокруг тока разряда образуется азимутальное магнитное поле. Взаимодействие радиальной составляющей тока разряда с азимутальным магнитным полем порождает силу Ампера, действующую на плазму и направленную к выходному сечению сопла.


Рис. 1. Принципиальная схема РМПД

Для создания разницы потенциалов между выходной частью сопла-анода и катодом используется явление униполярной индукции. Согласно этому явлению, при вращении токопроводящего сопла во внешнем магнитном поле возникает разница потенциалов между периферией и центральной частью сопла. То есть, вращающееся сопло и внешний соленоид вместе образуют униполярный генератор.

Для работы такого двигателя используется механическая энергия вращения. Источником механической энергии может служить газотурбинный преобразователь, применение которого предполагается в ядерных энергодвигательных установках или маховичный накопитель энергии, целесообразность использования которого обусловлена его высокой удельной мощностью. Преобразование подводимой механической энергии в электрическую энергию разряда в среде рабочего тела осуществляется непосредственно в камере двигателя за счет явления униполярной индукции. Благодаря этому существенно снижаются масса системы электроснабжения и массогабаритные характеристики системы отвода тепловой мощности. Снижение массовых характеристик двигательной установки позволяет увеличить тяговооруженность КА, в результате чего обеспечивается повышение оперативности маневрирования КА.



_________________
Данко разорвал руками себе грудь и вырвал из неё сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало ярче солнца, и люди, очарованные, снова пошли за ним. (C) кавалер ордена Ленина Максим Горький, "Старуха Изергиль" - 1894 г.
Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: ТЭМ (ЯЭДУ, КЭТА)
СообщениеДобавлено:  
Аватара пользователя

Сообщений: 6889
SuperZveruga писал(а):
ИССЛЕДОВАНИЕ ПАРАМЕТРОВ РОТОРНОГО МАГНИТОПЛАЗМЕННОГО ДВИГАТЕЛЯ

И сколько кпд прочут?
Или хотя бы тягу, уи, затрачиваемые ампервольты?


Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: ТЭМ (ЯЭДУ, КЭТА)
СообщениеДобавлено:  

Сообщений: 1702
крокодил писал(а):
А по большому счету и на Луне делать нечего.
на луне можно строить космические корабли.

SuperZveruga, нихера не понял, но очень интересно.


Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: ТЭМ (ЯЭДУ, КЭТА)
СообщениеДобавлено:  
Аватара пользователя

Сообщений: 8703
Откуда: из дремучего леса
BOND писал(а):
нихера не понял, но очень интересно.

В новосибирской СМОЛе для удержания плазмы магнитное поле закручивают с помощью хитрой обмотки и электрической схемы, а в этом двигателе всё ещё проще, вращающееся магнитное поле генерируется с помощью вращения якоря.

Тут как в теории относительности. Вот только конкретно этот случай вступает в противоречие с ней. Можно динамическое поле вокруг статичного якоря закрутить, а можно и якорь внутри статичного поля вращать. В чём преимущество? В экономии массы из-за исключения промежуточных этапов преобразования тепловой энергии в реактивную тягу.



_________________
Данко разорвал руками себе грудь и вырвал из неё сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало ярче солнца, и люди, очарованные, снова пошли за ним. (C) кавалер ордена Ленина Максим Горький, "Старуха Изергиль" - 1894 г.
Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: ТЭМ (ЯЭДУ, КЭТА)
СообщениеДобавлено:  
Аватара пользователя

Сообщений: 8703
Откуда: из дремучего леса
Leonar писал(а):
И сколько кпд прочут?

Проведут исследования и узнают. Пока одни гипотезы и результаты от СМОЛы.



_________________
Данко разорвал руками себе грудь и вырвал из неё сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало ярче солнца, и люди, очарованные, снова пошли за ним. (C) кавалер ордена Ленина Максим Горький, "Старуха Изергиль" - 1894 г.
Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
 Страница 6 из 9 [ Сообщений: 247 ]  На страницу Пред.  1 ... 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Google Adsense [Bot] и гости: 4


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
phpBB skin developed by: John Olson
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group

Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB