Текущее время:

Часовой пояс: UTC + 3 часа




 Страница 2 из 2 [ Сообщений: 57 ]  На страницу Пред.  1, 2
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: История создания и причины закрытия проекта РН Н-1
СообщениеДобавлено:  

Сообщений: 1047
К сожалению личная неприязнь по факту стоила СССР и ракеты, и программы в целом.



_________________
Если вдруг ты всерьез воспринял что-то из этого форума, вспомни каноническое
Цитата:
Мы их не видим, они в нас не попадают
Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: История создания и причины закрытия проекта РН Н-1
СообщениеДобавлено:  
Аватара пользователя

Сообщений: 8826
Откуда: из дремучего леса
SuperZveruga писал(а):
Партия принимает решение, что она проиграла лунную гонку и бороться за Марс далее смысла нет. Денег нет, нужно прекратить разработки. Но зачем уничтожать документы и даже готовые к запуску ракеты?

Если попробовать разобраться в самом Брежневе...
Цитата:
В 1954 году Брежнев был переведен в Казахстан, где работал в должности секретаря ЦК компартии республики и курировал вопросы создания космодрома Байконур. В 1960 году он был назначен председателем Президиума Верховного Совета СССР, на этом посту занимался решением вопросов военно-промышленного комплекса, включая развитие космической техники, в том числе участвовал в подготовке первого полета человека в космос. За это был удостоен звания Героя Социалистического Труда

То есть он собственно был тем человеком от партии под контролем которого весь советский космос появился. И он же его похоронил став Генсеком. Почему...
Цитата:
Перед посещением в 1973 году принцем Филиппом СССР, Министерство иностранных дел и по делам Содружества предоставило ему краткие характеристики лиц, с которыми ему предстояло встретиться. Леонид Брежнев был описан как «волевой человек, излучающий уверенность и компетентность, не обладающий при этом блестящим интеллектом. Несмотря на цветущий вид, перенес несколько сердечных приступов. Любит охоту, футбол и вождение; по-английски не говорит». Действительно, Брежнев был страстным охотником. В 1973 году его с официальным визитом посетил Генри Киссинджер, с которым Брежнев позже отправился на охоту. О любви Брежнева к машинам тоже было известно всем

Цитата:
О встрече в Кремле с космонавтами: «Я уже встречался раньше и с Чайкой, и не с Чайкой»

Будучи куратором космонавтики от его начала он не уважал это дело.
Цитата:
На фоне сближения позиций СССР и западноевропейских держав в 70-е гг. происходит улучшение взаимоотношений Советского Союза и США, что позволило впоследствии назвать 70-е гг. периодом разрядки напряженности. В определенной степени это было вызвано сложившимся ядерным паритетом двух сверхдержав. Начало разрядке положил визит президента США Р. Никсона в Москву в мае 1972 г. Во время встречи американского президента с Л. И. Брежневым была достигнута договоренность о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1). Обе стороны в договоре признали, что в "ядерный век не существует иной основы для поддержания отношений между ними, кроме мирного сосуществования". В Москве был заключен и бессрочный договор о противоракетной обороне (ПРО), согласно которому стороны брали на себя обязательство иметь на вооружении не более 200 противоракет и по два района их базирования, включая столицы. В июне 1973 г. состоялся ответный визит Л. И. Брежнева в США, где было подписано Соглашение о предотвращении ядерной войны. Во время Вашингтонской встречи было заключено около двадцати соглашений о сотрудничестве в различных областях, в том числе о совместной космической программе "Союз-Аполлон" (реализована в 1975 г.). Во время летней встречи 1974 г. в Крыму Р. Никсон и Л. И. Брежнев договорились об ограничении подземных испытаний, уменьшении численности ракет ПРО, а также о снижении вдвое систем ПРО, оставляя их только вокруг столиц. Несмотря на вынужденную отставку Никсона в августе 1974 г., встречи в верхах имели продолжение уже через несколько месяцев, когда в ноябре 1974 г. во Владивостоке встретились новый президент США Дж. Форд и Л. И. Брежнев. Прежние договоренности были подтверждены, и заявлено о дальнейшем ограничении ядерных средств.

Дополню эти события описанием договора СНВ-1 от 1991 года.
Цитата:
ЭПОХА СОКРАЩЕНИЯ

Для сравнения уровней стратегических вооружений необходимы критерии, которые можно проверить. Вначале в качестве такого критерия было выбрано число пусковых шахт, что легко проверялось из космоса. Затем, когда договорились о взаимных инспекционных проверках на месте, были приняты более объективные контролируемые критерии: число развернутых носителей, т.е. межконтинентальных баллистических ракет (МБР), баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ) и тяжелых бомбардировщиков (ТБ); число установленных на них боезарядов (боеголовок) и суммарный забрасываемый вес МБР и БРПЛ.

Боевая эффективность ракет с ядерными боезарядами определяется прежде всего мощностью боезарядов и точностью стрельбы. Но эти параметры не поддаются международному контролю, поэтому в качестве контролируемого параметра был выбран забрасываемый вес, по которому специалисты, зная уровень ядерных и иных технологий в данной стране, могут достаточно достоверно судить о мощности боезаряда. Забрасываемый вес – это важнейший параметр, характеризующий уровень боевой эффективности одной ракеты или группы ракет. В него входит не только вес боеголовок, но также и суммарный вес последней ступени ракеты, осуществляющей разведение боеголовок, вес ее системы управления и топлива.


Ну... похоже и программа Аполлон в США и программа Н-1 - Н3 в СССР были ликвидированы по обоюдной договорённости между нашими этими (?) странами в рамках ОСВ-1. По этой же причине американцы не могут возродить свой F-1. Отрицание полёта американцев на Луну подобно отрицанию существования программы полёта на Марс у Королёва. :roll: В обоих случаях документы были уничтожены "во имя мира на земле". И проекты соперничества за Луну заменены на "рукопожатие "Союз-Аполлон". Вот только американцы свою программу не прекратили. Они продолжили создавать Шаттлы - часть многоразовой транспортной системы, стали создавать спутники для изучения глубокого космоса. Также они не остановились на развитии ударного потенциала.
Спойлер: Показать
Шаттл это последняя ступень РН, почему она не подпала под СНВ-1???

Цитата:
Углублению разрядки в последующий период помешали откровенная ставка США на новый тип вооружений (крылатые ракеты) и ошибочное решение Советского Союза о размещении в европейской части СССР ракет РСД-10 (СС-20 по натовской классификации) в 1977 г. Это был серьезный просчет советского руководства, который привел к обострению отношений со странами Западной Европы. В 1979 г. все же была достигнута договоренность о подписании нового договора ОСВ-2, но ввод советских войск в Афганистан привел к срыву ратификационного процесса, к новому витку напряженности в отношениях между СССР и США.

Короче нас развели.



_________________
Данко разорвал руками себе грудь и вырвал из неё сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало ярче солнца, и люди, очарованные, снова пошли за ним. (C) кавалер ордена Ленина Максим Горький, "Старуха Изергиль" - 1894 г.
Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: История создания и причины закрытия проекта РН Н-1
СообщениеДобавлено:  
Аватара пользователя

Сообщений: 8826
Откуда: из дремучего леса
Про ОСВ-1 переговоры по которому начались ещё в 60-ых и закончились подписанием в 1972 году.
Цитата:
Статья I

Стороны обязуются не начинать строительства дополнительных стационарных пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет (МБР) наземного базирования с 1 июля 1972 года.

Статья II

Стороны обязуются не переоборудовать пусковые установки легких МБР наземного базирования, а также МБР наземного базирования старых типов, развернутых до 1964 года, в пусковые установки тяжелых МБР наземного базирования типов, развернутых после этого времени.

Статья III

Стороны обязуются ограничить пусковые установки баллистических ракет подводных лодок (БР ПЛ) и современные подводные лодки с баллистическими ракетами числом находящихся в боевом составе и в стадии строительства на дату подписания настоящего Временного соглашения, а также дополнительно построенными пусковыми установками и подводными лодками в определенном для Сторон порядке [color=#0000FF]в качестве замены равного числа пусковых установок МБР старых типов, развернутых до 1964 года[/color], или пусковых установок старых подводных лодок.

Я нигде не могу найти информацию о дате строительства стартового стола для Н-1. Но известно, что уже в 1965 году планировались лётные испытания этой ракеты. Двигатель НК-15 был готов в 1964 году.
Цитата:
До запуска первого искусственного спутника Земли Сергей Павлович Королев задумывался над способами увеличения массы аппаратов, выводимых на околоземные орбиты или на траекторию полета к планетам. Наиболее очевидным путем казалось создание мощных средств выведения — ракет-носителей (РН). С 1956-го в ОКБ-1, возглавляемом им, велись предварительные работы над проектами. Первые предположения представили на совещании главных конструкторов 15 июля 1957 г. Там приняли решение о необходимости развития работ в этом направлении.

В марте 1960-го Королев доложил руководству отрасли и другим главным конструкторам о том, что в ОКБ-1 подготовлены материалы по тяжелой РН.


То есть Королёв хотел лететь на Марс не взирая на то, что об этой ракете думали военные.
Цитата:
23 июня 1960-го вышло первое постановление правительства о начале работ, 13 мая 1961-го — второе, а 13 апреля 1962-го -третье, существенно отличающееся от предыдущих. В нем предлагалось ограничиться лишь разработкой эскизного проекта и всесторонней оценкой вариантов и затрат на их реализацию.

Цитата:
24 сентября 1962 г. было выпущено постановление о развертывании работ по ракете Н-1 стартовой массой 2400 т и массой полезной нагрузки 75 т. Создание двигателей всех трех ступеней поручили Кузнецову, хотя Королев понимал, с каким огромным риском связана такая разработка.

До этого опыт проектирования ракет в ОКБ-1 сводился к созданию ДУ, состоящей либо из пяти четырехкамерных ЖРД (первая ступень МБР Р-7), либо из четырех однокамерных ЖРД (один из ранних вариантов первой ступени МБР Р-9). Ранние теоретические работы по многодвигательным ДУ практического применения так и не получили. В данном же случае, исходя из потребной стартовой тяги, необходимо было обеспечить согласованное функционирование установки из 24 единичных ЖРД, имеющих к тому же очень высокие параметры рабочих процессов. Логично бы создать мощную наземную экспериментальную базу для отработки сначала единичных двигателей, а затем и всей ДУ в целом. Однако ни денег, ни времени на стенд для комплексных испытаний первой ступени H-I не выделили. Оказавшись в трудном положении, Королев не нашел ничего лучшего, как предложить отрабатывать всю связку ЖРД первой ступени во время летных испытаний ракеты.

Цитата:
К марту 1964 г. был готов основной комплект конструкторской документации на Н-1; летно-конструкторские испытания (ЛКИ) планировалось начать в 1965 г. Однако работы оказались неподкрепленными ресурсами и финансированием. Сказалось отсутствие интереса к проекту со стороны основного заказчика ракетно-космической техники — Министерства обороны, так как круг задач и полезные нагрузки для Н-1 не были обозначены конкретно.

Королев попытался заинтересовать в ней политическое руководство страны. Он предложил использовать Н-1 в лунной экспедиции. 3 августа 1964 г. вышло постановление "О работах по исследованию Луны и космического пространства". В нем обозначили новый срок начала ЛКИ ракеты Н-1 -1967 — 1968 годы. С 1966 по 1968 г. предполагалось изготовить 16 носителей Н-1. Решили осуществить полет двух космонавтов на орбите вокруг Луны с высадкой одного на поверхность и возвращением обоих на Землю. Масса полезного груза, необходимого для выведения на орбиту ИСЗ, с которой начиналась экспедиция, в этом случае составляла 90-100 т.

Спойлер: Показать
Цитата:
Стали искать решения, обеспечивающие увеличение грузоподъемности Н-I до потребной величины без коренных изменений эскизного проекта. Среди них — снижение высоты опорной орбиты, изменение азимута пуска, установка дополнительных шести ЖРД в центральной части днища блока "А", увеличение заправки баков (долив топлива) путем переохлаждения горючего и окислителя, а впоследствии установки цилиндрических вставок в экваториальной части баков. Грузоподъемность Н-1 увеличили до 92-95 т при возрастании стартовой массы до 2800-2900 т. Эскизный проект ракетно-космической системы Н-1 — Л-3 для выполнения лунной экспедиции Королев подписал 25 декабря 1964 г.

В 1965 г. схема претерпела изменение: от эжекции отказались, проток воздуха закрыли, введя специальный хвостовой отсек. Отличительной чертой Н-1 стала уникальная для наших РН того времени массовая отдача по полезному грузу. На это работали несущая схема (баки и каркас не образовали единого целого), сравнительно малая плотность компоновки из-за огромных сферических баков вели к уменьшению полезного груза. С другой стороны, исключительно малая удельная масса баков, чрезвычайно высокие характеристики двигателей и уникальные конструктивные решения позволяли увеличить ее.

Как обстояли дела в США? Начальник отдела испытаний проекта "Сатурн-5" — "Аполлон" К. Миллер смог доказать, что для успешного решения задачи существует только один путь: полная наземная отработка всей системы во всех возможных штатных и нештатных ситуациях. Он костьми лег за то, чтобы 2/3 отпущенных на проект средств вложить в создание стендов для отработки и добился положительного результата: фактически все пуски "Сатурна-5" оказались успешными.

А что было со стартовым столом после последнего аварийного запуска Н-1?
Цитата:
После аварийного пуска ракеты 7л руководству отрасли удалось привлечь для работы над Н-1 ОКБ В. Глушко и С. Косбсрга. В ОКБ последнего к тому времени был paзpабoтaн проект мощного ЖРД тягой 250 тс, работающего на топливе АТ-НДМГ. Воронежские двигателисты брались переделать этот ЖРД под кислород и керосин. Но "лунную гонку" проиграли, политический интерес к Н-1 упал, а военные так и не решили, нужно ли им это изделие.

В ОКБ Глушко создали специальную группу, предлагавшую различные методы повышения надежности Н-1. Так, в частности, в очередной раз всплыл проект оснащения блоков "А" и "Б" вариантом двигателя РД-253. Однако ракета с такими ЖРД сильно проигрывала в грузоподъемности, а ее надежность после установки на первых ступенях большого числа даже испытанных в полете двигателей вызвала сомнения и у самого Глушко. Он пытался предложить для Н-1 новые двигатели. Группа перспективных разработок его ОКБ (руководитель С. Агафонов) работала над проектом огромного ЖРД тягой около 5000 тс с кольцевой камерой сгорания и соплом внешнего расширения с центральным телом. Такой двигатель мог быть установлен на блоке "А". Однако его разработка и в наши дни представляется весьма проблематичной.

Снятие академика В. Мишина с поста руководителя ОКБ-1 и назначение на его место в мае 1974 г. В. Глушко, неожиданное для многих, привело к тому, что работы по Н-1 во вновь образованном НПО "Энергия" в кратчайший срок полностью свернули. Официальным (формальным) поводом закрытия проекта стало "отсутствие тяжелых полезных нагрузок, соответствующих грузоподъемности носителя". В 1976 г. предприятие переключилось на создание новой ракетно-космической системы "Энергия" — "Буран" — стратегическая альтернатива американскому кораблю "Спейс Шаттл". Для "Энергии" новый руководитель предприятия, еще работая в Химках, начинал разрабатывать мощный четырехкамерный двигатель РД-170 тягой более 700 тс. По его мнению, нужда в ракете Н-1 отпадала. А значит, не стало необходимости в сотрудничестве с куйбышевским двигателестроительным ОКБ Кузнецова.

То есть ещё одной причиной закрытия Н-1 является появление проекта Спейс Шаттл в США. Энергия конкурировала с Н-1. Мы решили копировать американцев. Как же это тупо!!! :evil:

Точно также в 1975 году пришёл приказ на копирование электронной архитектуры PDP. Мы ведь проиграли лунную гонку, значит американцы, их инженеры, лучше, умнее, значит следует делать как они делают. Так мыслила партийная номенклатура.

Интересное замечание в статье про
Цитата:
ЖРД тягой около 5000 тс с кольцевой камерой сгорания и соплом внешнего расширения с центральным телом

Прям очень напоминает некоторые современные предложения. Например двигатель проекта Корона и детонационный пульсирующий двигатель КБ Люльки.



_________________
Данко разорвал руками себе грудь и вырвал из неё сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало ярче солнца, и люди, очарованные, снова пошли за ним. (C) кавалер ордена Ленина Максим Горький, "Старуха Изергиль" - 1894 г.
Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: История создания и причины закрытия проекта РН Н-1
СообщениеДобавлено:  
Аватара пользователя

Сообщений: 8826
Откуда: из дремучего леса
В общем ответ о причинах закрытия Н-1 можно подвести такой.

Брежнев поехал в Америку мериться письками с Никсоном, пробухал у него на фазенде три дня и пришёл к выводу, что американцы очень умные люди. Приехал домой и стал высоко задирая палец говорить, что бы наши глупые анжанеры смотрели на запад раскрыв рты, они ведь ружья кирпичом уже давно не чистят. Мы стали копировать американцев. Проект Н-1 за ненадобностью закрыли. А потом уничтожили в рамках ОСВ-1.



_________________
Данко разорвал руками себе грудь и вырвал из неё сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало ярче солнца, и люди, очарованные, снова пошли за ним. (C) кавалер ордена Ленина Максим Горький, "Старуха Изергиль" - 1894 г.
Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: История создания и причины закрытия проекта РН Н-1
СообщениеДобавлено:  
Аватара пользователя

Сообщений: 8826
Откуда: из дремучего леса
Интересную информацию можно почерпнуть от академика В. П. Мишина, который был заместителем Королёва. После его смерти стал руководителем РКК Энергия. А потом его после неудач с Н-1 сместил Глушко, которого записывают во враги СП.

Цитата:
В 1960 году появилось постановление о создании в 1963 году ракеты-носителя Н1, рассчитанной на полезную нагрузку 40 — 50 тонн. В 1961-м году решение пересмотрели, создание машины перенесли на 1965 год. 1962 год — план еще раз пересмотрен. В июле 1962 года экспертная комиссия под председательством президента Академии наук СССР академика М.В.Келдыша одобрила эскизный проект и дала заключение о возможности создания ракеты-носителя мощностью 75 тонн. Но лишь в 1964 году впервые была официально поставлена задача высадки на Луну. Начались новые поиски возможностей совершенствования ракеты. В ноябре 1966 года экспертная комиссия под председательством М.В.Келдыша дала положительное заключение на эскизный проект по лунной экспедиции с использованием ракеты-носителя мощностью 95 тонн, что позволяло высадить на Луну одного космонавта, оставив второго члена экипажа на окололунной орбите. (Мощность американской ракеты-носителя «Сатурн-5» по проекту достигала 130 тонн, благодаря чему на Луну высаживались два астронавта.) Февралем 1967 года датировано постановление о графике работ, указан и срок начала летных испытаний Н1 — третий квартал 1967 года. Уже было известно, что американцы стартуют в 1969 году.


Почему академики с 1960 по 1966 годы не могут определиться с ТЗ? Почему массу ракеты рассчитывали "тютелька в тютельку", а не делали с запасом как американцы? Только ли причина была в двигателе, ведь их недостаток во время групповой работы не считался проблемой в начале проекта. О нём попросту не было достоверно известно, ведь испытаний на стендах не проводили.

Как я полагаю военные не видели большой необходимости в этом проекте и партия экономила на космосе. Просили академиков не быть расстратчиками "народного" имущества, хорошо всё посчитать. И академики во главе с Келдышом считали.

А на чём они считали?

В 1960 году у НАСА был вот такой компьютер для баллистических расчётов.


Цитата:
IBM 7090. 1959 год. Транзисторный компьютер второго поколения. Работал с быстродействием 229 тысяч операций в секунду. NASA использовала компьютер для управления космическими полетами. Обладал памятью на ферритовых кольцах объёмом 32 000 36-разрядных слов. В 1961 году Майкл Минович использовал 7090, установленный в Калтехе, для решения задачи трех тел. Расчеты Миновича легли в основу программы запуска автоматических станций НАСА. Компьютер продавался на экспорт. В 1964 году авиакомпанией SABRE на основе двух 7090-х создается автоматизированная система продажи и бронирования авиабилетов в 65 городах мира.


А вот на чём считали на Байконуре.


Цитата:
«Урал-1» — малая (по существовавшей на момент создания классификации) ламповая программно-управляемая вычислительная машина из семейства ЭВМ «Урал», предназначенная для решения инженерных задач в научно-исследовательских институтах, конструкторских бюро, в высших учебных заведениях и полигонах. Первая серийно производимая ЭВМ на территории СССР. Скорость 100 операций в секунду. Память на магнитном барабане 1 000 36-разрядных слов.


Аналог IBM 7090 БЭСМ-6 стал серийно выпускаться в СССР только через 9 лет в 1968 году.

И как эпилог приведу цитату о баллистическом компьютере на борту лунного корабля.

Спойлер: Показать
Все маневры по трассе лунной экспедиции рассчитывать надлежало бортовому вычислительному комплексу. Но, как всегда в космонавтике, то, что поручается машине, должно быть в совершенстве освоено экипажем всякое случается с техникой в экстремальных условиях. При подготовке к лунной экспедиции работа на земных тренажерах в принципе отличалась от всего, что осваивалось космонавтами прежде. Потому хотя бы, что все операции с лунным кораблем должны были проводиться не на первой, «околоземной», а на второй космической скорости, то есть практически в полтора раза быстрее, И не только в быстроте дело — поскольку траектория полета не круговая, не циклическая, то возможности для исправления ошибочного маневра могло уже не представиться.

Наиболее драматичным моментом лунной экспедиции А.Леонов называет маневры при возвращении спускаемого аппарата на Землю. Топлива (из-за первоначальных ограничений в весе) — уже в обрез. Маневры баллистики предложили уникальные, никогда в космонавтике больше не практиковавшиеся. Корабль, мчащийся со скоростью 11 километров в секунду, тормозился за счет двукратного «нырка» в атмосферу. Первый раз он входил в нее над Антарктидой, выныривал из воздушной оболочки обратно в космос и, оказавшись над Африкой, вновь, уже с меньшей скоростью, брал курс на Землю. При этом после первого погружения экипаж (для бортовой ЭВМ того поколения задача была чересчур сложна) в считанные секунды, призывая в помощники интуицию, определял угол атаки для второго погружения. Если бы угол атаки оказался меньше положенного, корабль, скользнув, как глиссер, по атмосфере, мог уйти в космос по меньшей мере еще на двое суток. При возрастании угла атаки увеличивались и без того значительные перегрузки (при посадке пятикратные) и приземление в заданном районе в таком случае сорвалось бы. Однако и эта сложнейшая операция была успешно освоена космонавтами, всего в тренажере космического корабля было проведено около 70 испытаний в различных режимах. Космонавты закончили школу вертолетчиков, освоили приземление с выключенными двигателями на МИ-9 — это была единственная возможность имитации посадки аппарата на лунную поверхность.



_________________
Данко разорвал руками себе грудь и вырвал из неё сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало ярче солнца, и люди, очарованные, снова пошли за ним. (C) кавалер ордена Ленина Максим Горький, "Старуха Изергиль" - 1894 г.
Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: История создания и причины закрытия проекта РН Н-1
СообщениеДобавлено:  

Сообщений: 123
SuperZveruga писал(а):
Выходит не один Королёв был источником, а коллектив инженеров и учёных. РАН был источником этой идеи.

А почему только пункт "и" выделен? :) Весь остальной текст кричит об исследовании космоса и межпланетных полётах.
Цитата:
Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР постановляют:

Принять предложения Устинова, Руднева, Славского, Калмыкова, Дементьева, Бутомы, Малиновского, Хруничева, Рябикова, Новикова, Неделина, Несмеянова, Келдыша, главных конструкторов Королева, Глушко, Бармина, Рязанского, Пилюгина, В. Кузнецова, Н. Кузнецова, Люльки, Богомолова:

Тут такие фамилии, прям весь научный свет.
Цитата:
1. О значительном расширении фронта работ по ракетной технике и в смежных областях с целью создания в ближайшие 3-5 лет для космических исследований:

новой комплексной системы со стартовым весом ракеты-носителя порядка 1000-2000 т, обеспечивающей вывод на орбиту вокруг Земли (первая космическая скорость около 8 км/с) тяжелого межпланетного корабля весом 60-80 т;

мощных ЖРД с высокими характеристиками, в том числе ЯРД, двигателей на жидком водороде, двигателей малой тяги, жидкостных, ионных, плазменных с мощными энергетическими установками, двигателей для корректировки и торможения при спуске;

высокоточных систем автоматического и радиотехнического управления полетом, коррекции в полете, систем телеизмерений, командных радиолиний, бортовой и наземной аппаратуры, обеспечивающей необходимую стабильность параметров и надежность действия в течение длительного времени и возможность радиосвязи с межпланетным кораблем на больших расстояниях от Земли;

Интерес вызвало другое, программа предполагалась этапной. Н-1 это первый этап. Следующий этап это Н-2 и мы этих проектов не видели. Наверное существуют эскизы? Всем людям было бы интересно посмотреть.


Пункт выделен, потому что выше выдвигался тезис о первичности военного назначения, и наличие этого пункта этот тезис подтверждает: военное назначение было одним из главных. В те годы любая ракета рассматривалась и как боевая, и как космический носитель (что в проработках ОКБ-1 1956 г., что УР-200, УР-500, Р-36 и т.д.). Фактически первой космической ракетой, не имевшей баллистических корней был наверное "Зенит" (из числа построенных). Хотя, как знать: от ветеранов слышал о некоем "боевом" варианте "Зенита".

Проект постановления, как я понимаю, подготовлен единолично ОКБ-1, но, как требовал регламент, был согласован у смежников, в ВПК, и лишь затем отправлен в ЦК КПСС. Сомневаюсь, что АН СССР что-то инициировала. Даже идея спутника была инициирована и проталкивалась НИИ-4 (Тихонравов) и ОКБ-1.
Работа по тяжёлым носителям, естественно виделась поэтапной. Н-2 отличалась от Н-1, насколько известно, заменой верхних ступеней с ЖРД на ступень с ЯРД. Об этом Королёв прямо говорил в своём докладе на экспертной комиссии при защите ЭП Н-1 в июле 1962 г.:

3. Дальнейшим путем улучшения характеристик Н-I является применение на ее последних ступенях двигателей, использующих ядерную энергию. Как показали предварительные проработки, использование на III ступени Н-I ядерного двигателя с тягой 30-40 т и удельной тягой 8900 ед. с рабочим телом — водородом и относительным весом двигателя 75 кг/т тяги дает увеличение полезного груза на 60 т.

В случае создания на базе I ступени Н-I двухступенчатого носителя Н-II при использовании на II ступени ядерного двигателя, эскизные проекты которого выполнены ОКБ М.М. Бондарюка и ОКБ В.П. Глушко при использовании в качестве рабочего тела жидкого водорода, вес полезного груза возрастает на 125 т и составляет 200 т.


Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: История создания и причины закрытия проекта РН Н-1
СообщениеДобавлено:  

Сообщений: 123
SuperZveruga писал(а):

Вся книга с рисунками, фотографиями по проекту здесь.



Я бы не воспринимал слишком серьёзно опус Бугрова. Его версия событий, мягко говоря, расходится с документальной историей.
И вот, кстати, оценка его "марсианского проекта":

ПРОЕКТ, КОТОРОГО НЕ БЫЛО
О фальсификации истории
Источник: РОССИЙСКИЙ КОСМОС: ИЮНЬ №6 (138) 2017, с.48-51

Поводом к написанию этой статьи явились многочисленные выступления и высказывания ветерана ОКБ-1 B.Е. Бугрова о якобы отсутствии в советской космонавтике «лунной гонки» и о приоритете в работах C.П. Королёва марсианской программы над какими-либо другими. С докладами и статьями на эту тему Бугров выступает на всевозможных площадках с 2003 года, а в 2007 году опубликовал свою книгу «Марсианский проект С.П. Королёва», вызвавшую интерес в обществе и весьма неоднозначную оценку специалистов.
В 2010 году В. Е. Бугров позволил себе с трибуны Академических чтений обвинить в фальсификации истории отечественной космонавтики академика Б.Е. Чертока, рассказавшего о работе над лунной программой в четвёртом томе своих мемуаров «Ракеты и люди. Лунная гонка». Однако публичного обсуждения и критики его версии о программе марсианской пилотируемой экспедиции С.П. Королёва до сих пор не было, и Владимир Евграфович постепенно расширяет аудиторию своих читателей и слушателей.
15 апреля в газете «Завтра» появилась его статья «С Луны свалились? Информационные войны и отечественная космонавтика». В ней автор называет себя ведущим конструктором по пилотируемым ракетно-космическим комплексам (РКС) для экспедиции на Луну и «Энергия» — «Буран». Рискую разочаровать читателя, но таких должностей в ОКБ-1 (ЦКБЭМ, НПО «Энергия») никогда не существовало. Так, в 1961 году ведущим по PH «Восток» был Ю.П. Антонов, по кораблю — О.Г. Ивановский. Каждый из них отвечал перед Главным конструктором С.П. Королёвым за «свою» часть комплекса «Восток».
Над созданием комплекса для пилотируемого полета на Луну работали несколько ведущих конструкторов, в числе которых В.Е. Бугров отвечал лишь за один из лунных кораблей. Что касается РКС «Энергия» — «Буран», то первое время Бугров действительно работал в отделе ведущих конструкторов под руководством В.И. Петрова, в частности составлял первый график работ по данному проекту. Однако этот документ заканчивали другие сотрудники, так как вскоре Владимир Евграфович покинул отдел. Зачем же он вводит читателя в заблуждение относительно своей трудовой деятельности?
Вот что говорится в его статье о марсианской программе С.П. Королёва: «Для решения проблем межпланетной и лунной программы, при непосредственном руководстве Королёва, Мишина и Тихонравова ... подготовлен реальный фундамент для осуществления экспедиций на Луну и на Марс».
Что же, по мнению В.Е. Бугрова, является фундаментом для межпланетной программы? Ракета-носитель Н-1 так и не полетела. Можно спорить о причинах отмены последних испытательных пусков Н-1, о ее перспективности, но сам по себе факт отсутствия отработанной ракеты для полета к Луне (про Марс и Венеру умолчим) сомнений не вызывает. Не было и корабля, а то, что Бугров называет макетом ТМК (тяжелый межпланетный корабль), переданным в ИМБП для испытаний, являлось только макетом биологического отсека — экспериментальной установкой, которую «обживали» испытатели.
Далее В.Е. Бугров утверждает: «Программа освоения космоса у нас в стране была определена постановлениями правительства 1959 и 1960 годов ... Эти документы ставили три задачи: осуществить первые полеты человека в космос, создать ракету и корабль для полетов в межпланетном пространстве, а также создать обитаемые базы на других планетах».
Возникает сомнение: а читал ли автор постановления, на которые ссылается?
Текст постановления опубликован в 2011 году в сборнике «Первый пилотируемый полет» (М.: Родина, с. 165-176) и уже давно стал достоянием общественности.
Обратите внимание: документ лишь очертил направления работ. Конкретно в нем прописаны только три задачи — «обеспечить пуск космической ракеты (объект «М») в сентябре 1960 года, космической ракеты (объект «В») в январе 1961 года и объекта «Е-6» в 1961 году». Для непосвящённых: речь шла о пусках к Марсу и Венере со сравнительно простой задачей пролететь мимо планет, с близкого расстояния получить их снимки, разумеется, по пути изучая межпланетное пространство во всех возможных диапазонах волн. «Е-6» — это аппарат для мягкой посадки на Луну.
В части пилотируемой программы предусмотрено только «создание космического скафандра» и «проведение биологических исследований, связанных с полетами человека в космическом пространстве» (Архив Президента РФ, фонд З, оп. 47, д. 275, л. 92-93). О каких базах на других планетах можно было тогда вести речь? Еще не было ни одного пуска в сторону планет, еще не был создан пилотируемый корабль, даже у врачей не было уверенности в том, что человек вообще способен перенести условия космического полета. В космос к тому времени слетала только Лайка, чья трагическая судьба показала, как мало мы ещё готовы к полетам в космос.
Автор часто поминает и другое постановление «О создании мощных ракет-носителей, спутников, космических кораблей и освоении космического пространства в 1960-1967 годах» от 23 июня 1960 года. В нем обозначена задача: «Проведение в 1960-1962 годах проектно-конструкторской проработки и необходимого объема исследований с целью создания в ближайшие годы новой комплексной ракетной системы со стартовым весом ракеты-носителя порядка 1000-2000 тонн, обеспечивающей вывод на орбиту вокруг Земли тяжелого межпланетного корабля весом до 60-80 тонн» (Советская космическая инициатива в государственных документах. 1946-1964.. — М.: РТСофт, 2008. - С. 96).
Далее говорится о создании соответствующих двигателей, системы управления, радиосвязи и др. И ни слова про Марс или Луну, как и про разработку ТМК.
Еще одна выдержка из статьи В.Е. Бугрова: «Проект экспедиции на Марс летом 1962 года был представлен межведомственной экспертной комиссии и утверждён ее председателем Мстиславом Всеволодовичем Келдышем. В нем утверждались: разгон к Марсу с орбиты ИСЗ на ЖРД, торможение при переходе на орбиту спутника Марса за счет торможения в его атмосфере и необходимость опережающей разработки ТМК для наземной отработки».
О каком заседании экспертной комиссии идет речь? В свое время Г.С. Ветров опубликовал обширный доклад С.П. Королёва об эскизном проекте ракеты Н-1 (С. П. Королёв и его дело. Свет и тени в истории космонавтики. — М.: Наука, 1998. С. 363-382). Этот проект 2-16 июля 1962 года обсуждался комиссией Келдыша сначала на пленарном заседании, потом на секциях.
Утверждение Бугрова о полете к Марсу, конечно, не тянет на проект экспедиции. Это всего лишь схема полета с орбиты искусственного спутника Земли на орбиту искусственного спутника Марса. Очевидно, что комиссия Келдыша не могла заниматься столь мелкими вопросами.
В июле 1963 года С.П. Королёв направил в различные инстанции докладную записку о носителе Н-1 (11А52) и создании на его основе первоочередных космических объектов (там же, с. 410-416). В ней говорится, что с помощью Н-1 целесообразно решать такие научные задачи, как изучение и освоение Луны, ближайших и дальних планет Солнечной системы, небесных тел, Земли и космического пространства с помощью обитаемой тяжелой станции (орбитального космического института). И только после их перечисления в докладной шли конкретные предложения о разработке в ближайшие годы на базе тяжелого носителя Н-1 космических объектов.
Напоминаю, что цитируемый документ — докладная записка за подписью С. П. Королёва. В ней говорится об инициативах, часть которых уже была проработана подразделениями ОКБ-1. И самый первый пункт — о высадке людей на поверхность Луны! И это за год до выхода постановления 1964 года, которое, по утверждению В. Е. Бугрова, навязало Королёву «лунную гонку»!
А два последних предложения, в том числе пилотируемая экспедиция на Марс, заявлены не более чем эскизные проработки. При этом нельзя упускать важный нюанс: предлагаемые в докладной записке сроки подразумевали полную готовность ракеты.
Документ показывает, сколь широкие перспективы космонавтики видел С. П. Королёв, как в целом, так и применительно к ракете Н-1. И ни в одном документе не встречается название ТМК как марсианского корабля, а Н-1 — как марсианской ракеты, но везде — для межпланетных полетов, включая Луну и планеты вплоть до Нептуна.
На каком основании В.Е. Бугров «упаковывает» творческие планы С.П. Королёва в очень ограниченные рамки собственного жизненного опыта? С какой стати он выставляет себя главным поверенным Сергея Павловича и заявляет, что лишь одному ему были известны планы Королёва по освоению космического пространства, якобы скрываемые даже от руководства страны?
Итак, в 1963 году королёвского проекта пилотируемой экспедиции на Марс не было, и быть не могло. Первый удачный пуск ракеты в сторону Марса состоялся 1 ноября 1962 года. Ставилась задача пролета АМС «Марс-1» мимо этой планеты и изучения условий межпланетного пространства, возможность установления связи на столь больших расстояниях. Те же самые задачи решались при первом пуске к Венере. Это не программа, это рекогносцировка.
Следующий пуск к Марсу удался только в мае 1971 года. А в начале 1960-х годов об условиях на Марсе мы ничего не знали.
Опыт пилотируемых полетов тогда также был невелик: налёт космонавтов исчислялся несколькими днями при теоретической длительности путешествия к Марсу более 100 суток в одну сторону. Корабли не умели маневрировать, не могли стыковаться, космонавты не работали в открытом космосе. Все это появилось лишь в 1970-х годах.
При жизни С.П. Королёва, внезапно оборвавшейся в начале 1966 года, не могло быть и речи о возможности пилотируемой экспедиции на Марс.
Что нам пытается навязать В.Е. Бугров? Сюжетами из научной фантастики он подменяет историю, что и является ее фальсификацией. К великому сожалению, он не одинок, и сегодня такие «историки» чувствуют себя хозяевами, вещают на всех каналах под аплодисменты падких на сенсации обывателей. Они даже пытаются давать советы президенту страны! Запретить их нельзя, да и незачем. Единственный способ борьбы сними — организация на государственном уровне изучения истории отечественной космонавтики на основе документальных источников. Государство должно понять, что без знания своего прошлого, особенно периодов расцвета, оно не сможет вернуть утраченные позиции, а народ — чувство гордости за отечество.
Любовь Вершинина, историк космонавтики, сотрудник музея ЦНИИмаш
В Постановлении Совета Министров СССР «0 развитии исследований по космическому пространству» от 10 декабря 1959 года написано следующее: «Принять предложение... о проведении дальнейших работ по изучению космического пространства в направлении решения следующих основных проблем:
1) создание автоматической научной станции на Луне или в ее районе для проведения исследований на Луне и передачи данных наблюдений на Землю;
2) создание космических ракет для полета в район других планет, в первую очередь к Марсу и Венере, с целью изучения их физических свойств и наличия на них жизни с передачей результатов исследований на Землю.
В дальнейшем ставится задача достижения этих планет ракетными аппаратами;
3) разработка искусственных спутников Земли для решения задач фото- и радиоразведки, навигации, радио- и телетрансляции, отработки средств противоракетной обороны, а также для геофизических, метеорологических, ионосферных и астрономических исследований;
4) осуществление первых полетов человека в космическом пространстве;
5) разработка новых мощных ракет-носителей на химическом и атомном горючем и космических кораблей, использующих ионные и плазменные ракетные двигатели с солнечными и ядерными источниками питания, для полета к планетам и возвращения на Землю;
6) разработка автоматических и обитаемых (с обеспечением допустимых условий для человека) межпланетных станций и станций на других планетах;
7) изучение структуры и свойств верхней атмосферы, радиации и магнитного поля в окрестности Земли и других планет, космического излучения, излучения Солнца, изучения межпланетного вещества и уточнения законов движения планет;
8) изучение структуры и свойств ионосферы, распространения радиоволн и эффектов, связанных с движением летательных аппаратов в ионосфере, а также разработки методов дальней радиосвязи с космическими объектами».

За комментарием редакция обратилась к авторитетному специалисту и непосредственному участнику работ над марсианским пилотируемым комплексом — Леониду Алексеевичу Горшкову.
— Казалось бы, какая разница: существовал это проект Королёва или нет? Но маленькая ложь рождает большое недоверие. Автор статьи прав: историю надо изучать по документам, но в начале развития космонавтики никто не думал о сохранении материалов для истории. Ее искажение может завести слишком далеко. Оставляли только то, что нужно для работы. Даже проект корабля «Восток» уцелел чудом. Коллектив ОКБ-1 постоянно выпускал огромное число чертежей, схем, технических отчётов, проектов и т.п., как правило, секретных и совершенно секретных. Для их хранения не хватало специально оборудованных площадей архивов. Только сравнительно недавно самые важные материалы стали передавать в музейные и государственные хранилища. Поэтому у недобросовестных «вспоминателей» остается широкое поле деятельности. Их разоблачение — дело не простое, но нужное. Как правило, фальсификаторы истории космонавтики — люди не очень компетентные, они путаются и противоречат очевидным фактам.
Главным «моторчиком» деятельности Бугрова как «историка» советской космонавтики является придуманная им легенда, что он, инженер Бугров, пришедший в ОКБ-1 в ноябре 1961 года, разработал проект посадки человека на Марс вдвоём с Королёвым в 1961 году. По версии Бугрова, его начальник группы В.К. Алгунов ничего об этом не знал, так как занимался, прежде всего, своей семьёй. А начальнику сектора Глебу Юрьевичу Максимову было не до проекта посадки на Марс, так как вся энергия уходила на разработку автоматических аппаратов для полета к Луне, Марсу и Венере
Чего стоит его утверждение, что С.П. Королёв «советовался» по марсианскому проекту с ним, проработавшим в КБ всего несколько месяцев, а не со своим заместителем по проектированию К.Д. Бушуевым, или с начальником проектного отдела М.К. Тихонравовым, или Г.Ю. Максимовым, который руководил работами над тяжелым межпланетным кораблем!
Вопреки обывательским представлениям, главные конструкторы никогда сами проектированием не занимались. И не потому, что у них не хватало для этого времени или способностей, а потому, что в КБ каждый выполняет свои обязанности. Проектированием занимаются инженеры-проектанты. Главный конструктор может не согласиться с каким-то техническим ре пением, поручить рассмотреть другой вариант, предложить новую идею для проработки, ноне станет подменять инженеров, которым поручена эта работа. Но все вышесказанное ни в коем случае не снижает роли Королёва в том, что он совершил при своей жизни. Он создал отечественную космонавтику, и здесь нет никакого преувеличения.
Версия о проекте посадки человека на Марс с использованием ЖРД, разработанном Бугровым вместе с Королёвым, — обыкновенная ложь. Разумеется, никакой схемы полета на Марс, утверждённой Королёвым и Келдышем, не было, и все «исторические откровения» Бугрова — всего лишь орнамент легенды, к которому относится и его представление о взаимодействии между главными конструкторами как о «кухонных разборках», и что Королёв, оказывается, не собирался лететь к Луне, а сразу на Марс.
Бугров клевещет на Сергея Павловича Королёва, представляя его соавтором наивных рисунков из рассекреченной служебной тетради. Это клевета на В.К. Алгунова, начальника группы, который с 1959 года занимался тяжелым межпланетным кораблем, клевета на замечательного проектанта Г.Ю. Максимова. Их давно нет в живых, и они уже не возразят.
Характерно, что во всех автобиографиях Бугров подробно перечисляет все свои работы, но никогда не упоминает о проекте корабля для посадки на Марс. Пока были живы специалисты, с которыми Бугров тогда работал, он скромно помалкивал, а после их смерти вдруг «вспомнил» о своем участии в мифическом «марсианском проекте Королёва».

Леонид Алексеевич Горшков — доктор технических наук, профессор, лауреат Государственной премии СССР, действительный член Академии космонавтики, один из руководителей работ над марсианской программой в РКК «Энергия». Принимал непосредственное участие в проектировании и разработке кораблей «Союз», станций «Салют», «Мир» и российского сегмента МКС. В1994-1997 годах Л.А. Горшков был заместителем директора программы Международной космической станции с российской стороны. Его статья «Полет к Марсу уже не фантастика» публиковалась в нашем журнале(№9 за 2006 год).


Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: История создания и причины закрытия проекта РН Н-1
СообщениеДобавлено:  

Сообщений: 123
SuperZveruga писал(а):
Почему академики с 1960 по 1966 годы не могут определиться с ТЗ? Почему массу ракеты рассчитывали "тютелька в тютельку", а не делали с запасом как американцы?


Потому что размерность Н-1 (той, которая по ЭП-1962) выбиралась путём тщательного анализа целевых задач и возможностей промышленности. Грузоподъёмность в 75 т при стартовой массе около 2000-2200 т была определена в конце 1960 г. Почему именно такая, также чётко сказано в докладе СП при защите ЭП.
Вообще надо помнить, что до 1964 г. Н-1 разрабатывалась (в отличие от Сатурна-5) как многоцелевая ракета для решения широкого круга космических задач. Для большинства из них оптимальным был "квант" грузоподъёмности в 75 т.


Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: История создания и причины закрытия проекта РН Н-1
СообщениеДобавлено:  
Аватара пользователя

Сообщений: 8826
Откуда: из дремучего леса
Дмитрий В. писал(а):
Поводом к написанию этой статьи явились многочисленные выступления и высказывания ветерана ОКБ-1 B.Е. Бугрова о якобы отсутствии в советской космонавтике «лунной гонки» и о приоритете в работах C.П. Королёва марсианской программы над какими-либо другими.

Я всё понял - на лицо война академиков. Кроме Бугрова есть ещё академик Мишин, который также подтверждает изначальное применение Н-1 для межпланетных полётов.

Факт применения Н-1 для межпланетных полётов отмечен в том числе и тем документом, который привели вы.



_________________
Данко разорвал руками себе грудь и вырвал из неё сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало ярче солнца, и люди, очарованные, снова пошли за ним. (C) кавалер ордена Ленина Максим Горький, "Старуха Изергиль" - 1894 г.
Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: История создания и причины закрытия проекта РН Н-1
СообщениеДобавлено:  
Аватара пользователя

Сообщений: 8826
Откуда: из дремучего леса
Дмитрий В. писал(а):
Потому что размерность Н-1 (той, которая по ЭП-1962) выбиралась путём тщательного анализа

Несомненно. И наши вычислительные возможности необходимые для проведения тщательного анализа, как мы видим, были хуже американских.
Дмитрий В. писал(а):
Вообще надо помнить, что до 1964 г. Н-1 разрабатывалась (в отличие от Сатурна-5) как многоцелевая ракета для решения широкого круга космических задач.

Ну вот.

Давайте рассудим так, какой смысл в одной только Луне? Причём ещё тогда, когда Кеннеди даже не заявил о ней? Зачем Королёву одна только Луна во всей нашей Солнечной системе? Я не сомневаюсь, что думал он о межпланетных полётах, а Луна стала лишь этапом этой цели.

Американцам же Луна была нужна только для того, чтобы утереть нос "этим зарвавшимся русским". Их цель понятна и ясна.



_________________
Данко разорвал руками себе грудь и вырвал из неё сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало ярче солнца, и люди, очарованные, снова пошли за ним. (C) кавалер ордена Ленина Максим Горький, "Старуха Изергиль" - 1894 г.
Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: История создания и причины закрытия проекта РН Н-1
СообщениеДобавлено:  
Аватара пользователя

Сообщений: 8826
Откуда: из дремучего леса
Дмитрий В. писал(а):
военное назначение было одним из главных. В те годы любая ракета рассматривалась и как боевая, и как космический носитель

Я похоже могу рассудить все стороны этого затянувшегося конфликта. 8-) Для этого нужно понять, что такое элиты.

Есть учёные-инженеры, которые работают ради какой-то идеалистической идеи. Есть военные, которые спят и видят защищённых их могуществом женщин и детей (такая мотивация). Есть попросту политики, которые считают весь остальной народ несмышлёным и живут только для того, чтобы обладать комфортом на основе имущества.

Королёв и сподвижники рассчитывали ракету не для ядерных бомб. Они спали и видели полёты в далёкие космические дали. Военные спали и видели кузькину мать - ядерную дубину. Политики же не спали, смотрели на то, что делают конкуренты и боялись потерять своё имущество.

Учёные-идеалисты умные люди, но так как их мотивация знания, то владение имуществом и властью обычно обходит их стороной. У военных мотивация сила, но недостаток знаний мешает им заполучить имущество. А политики будучи наделённые имуществом из-за этого обычно обладают извращёнными знаниями и с помощью средств вынуждены прибегать к помощи силовиков и учёных для сохранения своего имущества.

Королёв не мог бы сделать ракету для межпланетных полётов один, у него были для этого знания, но не было имущества. Военные хотели бы иметь большую ядерную бомбу, но не обладая знаниями не способны её сделать. А политикам нужна защита их имущества с помощью военных и для этого они прибегают к знаниям учёных. Политики решают кому и на что выделить средства (имущество).

Так вот Королёв делал ракету для полётов на Марс, но с этой идеей не могли согласиться военные. Это не их мотивация, им такое не надо. Военные поддерживали Королёва чтобы заполучить ядерную дубину. А политики финансировали это дело чтобы не оглядываться на конкурентов, спокойно спать и сохранить своё имущество.

По этому все точки зрения на причины создания проекта Н-1 верны по своему, но так как создатель ракеты Королёв, а не его заказчики, то первенство в вопросе причин появления проекта я считаю нужным отдать ему.

Имеющиеся документы отражают именно эту сложившуюся ситуацию. Когда военные заполучили ядерную дубину иным способом их и без того слабый интерес к Н-1 окончательно угас. А политики поняли, что из-за проигрыша в лунной гонке имущество не потеряют, хоть и потеряют рейтинг в глазах народа. Наверное это и стало причиной усиления роли КПСС во времена Брежнева. Ведь он не просто ввёл новую конституцию СССР, но и поставил КПСС во главу страны (не Сталин и не Ленин). Все беспартийные руководящие должности были ликвидированы при нём. С помощью него партия взяла окончательную власть в стране и закостенела. И видные учёные и военные, все стали партийными, как политики.



_________________
Данко разорвал руками себе грудь и вырвал из неё сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало ярче солнца, и люди, очарованные, снова пошли за ним. (C) кавалер ордена Ленина Максим Горький, "Старуха Изергиль" - 1894 г.
Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: История создания и причины закрытия проекта РН Н-1
СообщениеДобавлено:  
Аватара пользователя

Сообщений: 8826
Откуда: из дремучего леса
SuperZveruga писал(а):
А политики поняли, что из-за проигрыша в лунной гонке имущество не потеряют, хоть и потеряют рейтинг в глазах народа. Наверное это и стало причиной усиления роли КПСС во времена Брежнева. Ведь он не просто ввёл новую конституцию СССР, но и поставил КПСС во главу страны (не Сталин и не Ленин). Все беспартийные руководящие должности были ликвидированы при нём. С помощью него партия взяла окончательную власть в свои руки и закостенела.

Оффтоп.
Спойлер: Показать
Промазавший киллер Брежнева Ильин сказал так:

"Каждый член общества имеет право на террористический акт в случае, если партия и правительство ведут политику, не соответствующую Конституции."

Брежнев менял конституцию под партию, ради партийных элит. Чтобы избавить страну от трёхголового змея власти - умников-силовиков-политиков и превратить их в единую партийную элиту. Чтобы в своих действиях элиты руководствовались не разделяющими их мотивами, но единым мотивом партии.

А философ Зиновьев про убийцу Ильина сказал так:

"Нарушением принципа соответствия интеллектуального уровня руководства обществом и интеллектуального уровня руководимого им населения. Последний вырос колоссально, а первый остался почти тем же, что и в сталинские годы. В лице Брежнева советские люди видели на вершине власти маразматика с непомерно раздутым тщеславием. Многие чувствовали себя оскорблёнными тем, что вынуждены подчиняться такому глупому и аморальному руководству. Именно это чувство толкнуло лейтенанта Ильина на покушение на Брежнева — на символ развитого социализма."



_________________
Данко разорвал руками себе грудь и вырвал из неё сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало ярче солнца, и люди, очарованные, снова пошли за ним. (C) кавалер ордена Ленина Максим Горький, "Старуха Изергиль" - 1894 г.
Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: История создания и причины закрытия проекта РН Н-1
СообщениеДобавлено:  

Сообщений: 123
SuperZveruga писал(а):
Дмитрий В. писал(а):
Поводом к написанию этой статьи явились многочисленные выступления и высказывания ветерана ОКБ-1 B.Е. Бугрова о якобы отсутствии в советской космонавтике «лунной гонки» и о приоритете в работах C.П. Королёва марсианской программы над какими-либо другими.

Я всё понял - на лицо война академиков. Кроме Бугрова есть ещё академик Мишин, который также подтверждает изначальное применение Н-1 для межпланетных полётов.

Факт применения Н-1 для межпланетных полётов отмечен в том числе и тем документом, который привели вы.



Так ведь дело не в том, что проект ТМК действительно был (хотя под этой аббревиатурой было множество разных вариантов), и работы по теме ТМК велись как минимум до 1969 г. (в дневниках Мишина это упоминается, и Максимов в своих интервью говорил). Кстати, и автор рецензии на опус Бугрова этих фактов не отрицает. Просто Бугров "слегка приукрасил" свою роль и степень проработанности проекта. Пока даже неясно, а был ли ЭП на ТМК или всё так и ограничилось проектными проработками на уровне аванпроекта.
А то, что якобы на Королева надавили сверху и заставили заниматься Луной - это чистой воды враньё. Документы остались, в т.ч. и собственноручно написанные СП или им утверждённые. Никто СП не заставлял, он сам пробивал тему лунной посадочной экспедиции с июля 1963 г.


Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: История создания и причины закрытия проекта РН Н-1
СообщениеДобавлено:  

Сообщений: 123
SuperZveruga писал(а):
Дмитрий В. писал(а):
Потому что размерность Н-1 (той, которая по ЭП-1962) выбиралась путём тщательного анализа

Несомненно. И наши вычислительные возможности необходимые для проведения тщательного анализа, как мы видим, были хуже американских.
Дмитрий В. писал(а):
Вообще надо помнить, что до 1964 г. Н-1 разрабатывалась (в отличие от Сатурна-5) как многоцелевая ракета для решения широкого круга космических задач.

Ну вот.

Давайте рассудим так, какой смысл в одной только Луне? Причём ещё тогда, когда Кеннеди даже не заявил о ней? Зачем Королёву одна только Луна во всей нашей Солнечной системе? Я не сомневаюсь, что думал он о межпланетных полётах, а Луна стала лишь этапом этой цели.

Американцам же Луна была нужна только для того, чтобы утереть нос "этим зарвавшимся русским". Их цель понятна и ясна.



Королёв рассчитывал на системное длительное и поэтапное освоение солнечной системы, и Н-1 планировалась как регулярно летающая ракета (производственные мощности 6 штук в год). И размерность её выбиралась очень-очень тщательно и была обоснована. И никакого просчёта в этом не было. Королёв чётко понимал, что непрерывное наращивание грузоподъёмности - это тупик и делал ставку на орбитальную сборку. И даже, когда Н-1 начала затачиваться под Луну, все равно в первую очередь рассматривались 2-3-х пусковые схемы (смотрите хотя бы вариант Л-3 Д-А, собираемый в три пуска).
Что касается вычислительных мощностей, то они никак не влияли в то время на качество проектирования.


Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: История создания и причины закрытия проекта РН Н-1
СообщениеДобавлено:  
Аватара пользователя

Сообщений: 2807
Дмитрий В. писал(а):
Что касается вычислительных мощностей, то они никак не влияли в то время на качество проектирования

+100500
То что деды делали с помощью логарифмической линейки - современным долбоцефалам не удается осилить с помощью суперкомпьютеров.
Спойлер: Показать
Был на семинаре Вюрт Электроник - докладчик (доктор Лоранд Фолькель) очень жаловался, что когда нынешнему инженеру ставишь задачу, он говорит "сейчас просимулирую". И симулирует день, второй, третий... Тогда как нормальный электронщик, понимающий суть процессов в схеме должен такую задачу решать "на пальцах" за 5 минут. :(


Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: История создания и причины закрытия проекта РН Н-1
СообщениеДобавлено:  

Сообщений: 5644
Дмитрий В. писал(а):
Что касается вычислительных мощностей, то они никак не влияли в то время на качество проектирования.

Конечно, поэтому Сатурн-5 полетел с первого раза, а у Н-1 ни одного удачного запуска.
Наверное логарифмические линейки были не той системы.


Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: История создания и причины закрытия проекта РН Н-1
СообщениеДобавлено:  

Сообщений: 123
крокодил писал(а):
Дмитрий В. писал(а):
Что касается вычислительных мощностей, то они никак не влияли в то время на качество проектирования.

Конечно, поэтому Сатурн-5 полетел с первого раза, а у Н-1 ни одного удачного запуска.
Наверное логарифмические линейки были не той системы.


Вынужден повторить очевидный факт: качество и надёжность изделий РКТ в то время никак не зависели от наличия вычислительных мощностей и их величины.
Что касается использования ЭВМ в баллистических расчётах, но для этой цели БЭСМ применялись ещё при жизни И.В. Сталина ;)


Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: История создания и причины закрытия проекта РН Н-1
СообщениеДобавлено:  

Сообщений: 5644
Нет, не баллистических. Именно для тестирования и анализа качества.

https://history.nasa.gov/computers/Ch7-2.html

Очевидный факт, именно на примере Сатурна-5 и Н-1 состоит в том, что зависит.


Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: История создания и причины закрытия проекта РН Н-1
СообщениеДобавлено:  

Сообщений: 742
Хм
Цитата:
Аналог IBM 7090 БЭСМ-6
Это откуда такая инфа ?


Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: История создания и причины закрытия проекта РН Н-1
СообщениеДобавлено:  
Аватара пользователя

Сообщений: 2807
Цитата:
Очевидный факт, именно на примере Сатурна-5 и Н-1 состоит в том, что зависит.


И каким макаром этот пример от компьютеров зависит? То, что Штаты могли себе позволить в области технологии изготовления, а Союз - не мог, приводило к выбору сторонами тех решений, которые они могли с достаточной вероятностью реализовать. А не наличие / отсутствие компьютеров или их производительность.

Ну и личные амбиции отдельных граждан были суровым тормозящим фактором. Глушко вполне мог сделать двигатель с которым не пришлось бы городить сумасшедшие вязанки НК-33. Но на почве личных амбиций и неприязни к Королеву скрутил последнему и всему политбюро фигу. А ведь все косяки с запусками были связаны именно с движками, точнее со сложностями синхронизации и управления всем этим счастьем при таких количествах.


Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: История создания и причины закрытия проекта РН Н-1
СообщениеДобавлено:  
Аватара пользователя

Сообщений: 2807
ZAV писал(а):
Хм
Цитата:
Аналог IBM 7090 БЭСМ-6
Это откуда такая инфа ?

"Это фантастика" (с) :)


Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: История создания и причины закрытия проекта РН Н-1
СообщениеДобавлено:  

Сообщений: 123
prototype писал(а):
Ну и личные амбиции отдельных граждан были суровым тормозящим фактором. Глушко вполне мог сделать двигатель с которым не пришлось бы городить сумасшедшие вязанки НК-33. Но на почве личных амбиций и неприязни к Королеву скрутил последнему и всему политбюро фигу. А ведь все косяки с запусками были связаны именно с движками, точнее со сложностями синхронизации и управления всем этим счастьем при таких количествах.


На самом деле всё было "сильно немного не так". СП, насколько известно на ранних стадиях проектирования не выдал Глушко ни одного ТЗ на кислородно- керосиновые двигатели - исключительно на АК-гептил и АТ-гептил. И даже после того как, СП выбрал ЖК-керосин и двигатели Кузнецова, это решение было воспринято неоднозначно. Даже на заседаниях экспертной комиссии по Н-1 по вопросу выбора компонентов разгорались жаркие дебаты. Глушко мог сделать кислородно-керосиновые ЖРД, но чётко представлял, что это займёт гораздо больше времени, чем планировалось (ему хватило геморроя с РД-111), а вот на АТ-гептиле мог сделать быстро, что и подтвердил созданием РД-253.
Интересно что в 1960-61 гг. ни сам Королёв, ни Совет ГК, ни военные - никто не возражал против применения АК и НДМГ или АТ-НДМГ. И долгое время вариант АК-27-НДМГ считался основным.

В принципе получается, что не Глушко отказался от участия в проекте Н-1, а его вышвырнул из него СП и, вероятно, Мишин.


Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: История создания и причины закрытия проекта РН Н-1
СообщениеДобавлено:  
Аватара пользователя

Сообщений: 8826
Откуда: из дремучего леса
ZAV писал(а):
Хм
Цитата:
Аналог IBM 7090 БЭСМ-6
Это откуда такая инфа ?

Не прямой аналог. Аналог по характеристикам.



_________________
Данко разорвал руками себе грудь и вырвал из неё сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало ярче солнца, и люди, очарованные, снова пошли за ним. (C) кавалер ордена Ленина Максим Горький, "Старуха Изергиль" - 1894 г.
Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: История создания и причины закрытия проекта РН Н-1
СообщениеДобавлено:  
Аватара пользователя

Сообщений: 8826
Откуда: из дремучего леса
prototype писал(а):
сейчас просимулирую

Дык раньше умели симулировать в голове.

Дмитрий В. писал(а):
Что касается вычислительных мощностей, то они никак не влияли в то время на качество проектирования.

Качество было даже лучше. Например рассчитанная нашими траектория полёта на Луну в условиях жёсткого ограничения по топливу удивила американцев после раскрытия информации по проектам между США и СССР. И они даже спрашивали, почему мы не запатентовали эту траекторию.

Но вот время расчётов страдало. А оно тогда, в условиях космической гонки, было очень ограниченным.



_________________
Данко разорвал руками себе грудь и вырвал из неё сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало ярче солнца, и люди, очарованные, снова пошли за ним. (C) кавалер ордена Ленина Максим Горький, "Старуха Изергиль" - 1894 г.
Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: История создания и причины закрытия проекта РН Н-1
СообщениеДобавлено:  
Аватара пользователя

Сообщений: 8826
Откуда: из дремучего леса
Дмитрий В. писал(а):
Интересно что в 1960-61 гг. ни сам Королёв, ни Совет ГК, ни военные - никто не возражал против применения АК и НДМГ или АТ-НДМГ. И долгое время вариант АК-27-НДМГ считался основным.

В принципе получается, что не Глушко отказался от участия в проекте Н-1, а его вышвырнул из него СП и, вероятно, Мишин.

Военным гептил был удобнее так как они эту технологию могли применить в военных ракетах. Ведь гептил может дольше храниться чем жидкий кислород. Можно предположить, что пока СП хотел Н-1 на гептиле и военные и политики молчаливо соглашались, а как только решили перейти на кислород с керосином, так интерес военных угас полностью.

Об этом нам рассказывает Конаныхин.
prototype писал(а):
Глушко вполне мог сделать двигатель с которым не пришлось бы городить сумасшедшие вязанки НК-33. Но на почве личных амбиций и неприязни к Королеву скрутил последнему и всему политбюро фигу.

По ощущениям он как будто был номенклатурщиком. Карьеристом. И для него прогиб под партию был важнее идеи межпланетных полётов.



_________________
Данко разорвал руками себе грудь и вырвал из неё сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало ярче солнца, и люди, очарованные, снова пошли за ним. (C) кавалер ордена Ленина Максим Горький, "Старуха Изергиль" - 1894 г.
Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: История создания и причины закрытия проекта РН Н-1
СообщениеДобавлено:  
Аватара пользователя

Сообщений: 8826
Откуда: из дремучего леса
крокодил писал(а):
Конечно, поэтому Сатурн-5 полетел с первого раза, а у Н-1 ни одного удачного запуска.
Наверное логарифмические линейки были не той системы.

Цитата:
До этого опыт проектирования ракет в ОКБ-1 сводился к созданию ДУ, состоящей либо из пяти четырехкамерных ЖРД (первая ступень МБР Р-7), либо из четырех однокамерных ЖРД (один из ранних вариантов первой ступени МБР Р-9). Ранние теоретические работы по многодвигательным ДУ практического применения так и не получили. В данном же случае, исходя из потребной стартовой тяги, необходимо было обеспечить согласованное функционирование установки из 24 единичных ЖРД, имеющих к тому же очень высокие параметры рабочих процессов. Логично бы создать мощную наземную экспериментальную базу для отработки сначала единичных двигателей, а затем и всей ДУ в целом. Однако ни денег, ни времени на стенд для комплексных испытаний первой ступени H-I не выделили. Оказавшись в трудном положении, Королев не нашел ничего лучшего, как предложить отрабатывать всю связку ЖРД первой ступени во время летных испытаний ракеты.

Цитата:
Начальник отдела испытаний проекта "Сатурн-5" — "Аполлон" К. Миллер смог доказать, что для успешного решения задачи существует только один путь: полная наземная отработка всей системы во всех возможных штатных и нештатных ситуациях. Он костьми лег за то, чтобы 2/3 отпущенных на проект средств вложить в создание стендов для отработки и добился положительного результата: фактически все пуски "Сатурна-5" оказались успешными.

Качество зависело от выделяемых средств и времени. Расчёты влияли на время.

Вообще мне стала понятна вся причина трагичности того времени. Послевоенный коммунизм по своей психике он был таков, каким его рисовали на плакатах.

И причина таких ударных добровольных выгораний душ в недавно прошедшей войне.

Не мог советский человек после ужаса войны остановиться, расслабиться и делать работу не касающуюся его комфорта, которая не влияла на его основные физические потребности, размеренно и спокойно. Вместо того, чтобы вкладывать в высокие идеи небольшие но стабильные деньги (в потребности психики высшего уровня, а не человеческого тела по пирамиде потребностей Маслоу), страна вкладывалась в эти идеи также ударно, как и в необходимость физического выживания во время войны. Партия состоящая из бывших военных, которые ранее планировали поля сражений, решила, если осваивать космос, так с размахом, ударными темпами. Почти вся промышленность нацелилась на эту задачу, если учесть, что к закрытию проекта было готово несколько сверхтяжёлых ракет. Гигантские затраты в кратчайшие сроки и всё для чего? Не ради живота, но ради души. Стоила ли овчинка выделки в послевоенное время, когда люди и так физически страдали?

Промышленность сильно разогналась. Партия оценила затраты и ужаснулась. Ради какого-то Марса столько денег на взрывающиеся ракеты, когда зерно за золото приходится покупать за границей! И решили изменить условия этой гонки (но не остановить её). Поменять стратегию войны с капитализмом. А нужно было останавливать и диверсифицировать уже запущенные производства, которые являются самыми затратными процессами космического проекта. Оставить линию для производства сверхтяжей, но понизить её производственные мощности. Зачем голодному коммунисту летать раз в месяц на Марс? Можно ведь для начала и раз в 5 лет слетать.

В чём ошибка? Нужно было вкидывать учёным и инженерам понемногу но стабильных денег на космический проект, чтобы они не теряли компетенцию, занимались интересным делом, давали время от времени новые технологии, материалы, конструкции, автоматику. Постепенно наращивая этот процесс в зависимости от научно-инженерных успехов. И когда были бы получены нужные и достаточные технологии, только тогда начинать строить. Но не нужно было строить гигантские стартовые столы и ракеты в таких количествах в такие короткие сроки.

С другой стороны это было делом принципа, утереть нос капиталистам, ведь Гагарин полетел первым, значит и остальное должно быть раньше. То есть виновата была партия со своей идеологией, со своим упрямством и слепой верой в "научный" коммунизм.

Траты на космос продолжили в другом виде, в виде подражания США. Делать как они, делать лучше их. Скопировать Шаттлы, автоматику (электронику). Снова траты, на издыхании...



_________________
Данко разорвал руками себе грудь и вырвал из неё сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало ярче солнца, и люди, очарованные, снова пошли за ним. (C) кавалер ордена Ленина Максим Горький, "Старуха Изергиль" - 1894 г.
Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: История создания и причины закрытия проекта РН Н-1
СообщениеДобавлено:  
Аватара пользователя

Сообщений: 8826
Откуда: из дремучего леса
phpBB [video]

https://youtu.be/4hZ5Ep06TTk



_________________
Данко разорвал руками себе грудь и вырвал из неё сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало ярче солнца, и люди, очарованные, снова пошли за ним. (C) кавалер ордена Ленина Максим Горький, "Старуха Изергиль" - 1894 г.
Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
 Страница 2 из 2 [ Сообщений: 57 ]  На страницу Пред.  1, 2

Часовой пояс: UTC + 3 часа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
phpBB skin developed by: John Olson
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group

Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB