Крокодил не ловится, газотурбовоз не выводится... Попытка Mack
Газовая турбина всегда привлекала автопроизводителей своими характеристиками. Высокая удельная мощность, отсутствие системы охлаждения, непритязательность к топливу - все это заставляло раз за разом пробовать приспособить турбовальные ГТД в автомобили. Раз за разом получалось не очень, но попытки продолжаются. Вот, в конце 70-х в США был создан компанией Garret corp. (совместное предприятие Mack Trucks, мистера Гаррета и немецкой фирмы KHD, заработала в 1972 году.) очень и очень удачный двигатель GT601. Военная его версия имела мощность 750л.с., а с меньшей температурой но с в разы большем ресурсом гражданская версия имела мощность 500-550л.с. - и это при весе даже меньше тонны. До военного применения мы как-нибудь еще доберемся, а сейчас о гражданском: Компания Mack не зря выступила учредителем. В начале 80-х они построили несколько газотурбинных грузовиков, которые в ходе испытаний намотали больше 10000 часов пробега по дорогам США.
R700 Deer Valley:
Причем, бегали они не просто так: для испытаний необычной силовой установки был создан специальный полуприцеп, набитый научной аппаратурой и имеющий несколько рабочих мест для инженеров-испытателей. Испытания показали только то, что было известно и ранее: великолепные тяговые и экономические характеристики газовых турбин делают их королями дальних перевозок, а вот промежуточные и малые режимы работы, на которых дизели сокращают расход пропорционально отдаваемой мощности - ахиллесова пята, убивающая идею на корню. Вот смотрите: на полной мощности GT601 потребляет 199граммов солярки на 1 л.с. в час. Сто килограммов в час. Ну, нормально, если в прицепе 40 тонн и надо куда-то залезть. А вот если по ровному ехать с хорошим натягом (70% мощности), то сколько улетит топлива? Ровно те же самое 95кг/ч. И даже если пустая машина летит (50% номинала) - лучше не станет. За час сгорит 97 килограммов топлива. И даже на холостом ходу (в пробке) выходит 85-90 килограммов в час, и хоть убейся об стенку. Разорение.
Газовая турбина GT-601 + двигатель в разрезе Вот так на тот момент и завершились попытки Mack сделать газотурбовоз. Но, надо сказать, что если вы думаете, что так все и закончилось - вы ошибаетесь. Mack возились с газотурбинными двигателями вплоть до середины 90-х годов, когда чистые газотурбиные грузовики с механической трансмиссией окончательно ушли в прошлое. Наступала эпоха гибридных машин.
P.S. В настоящее время компания Garret Corp. работает над интересной силовой установкой DCGT (Detonation Cycle Gas Turbine), которая обещает до 30% экономии на промежуточных режимах. Конечно, это еще маловато, но направление поисков примерно уже понятно. Перспективным направлением считается и создание секционированных ГТД, в которых при снижении нагрузки часть турбин просто отключается, и расход топлива определяется, например, четвертью силовой установки, работающей на оптимальном для требуемой нагрузки уровне.
http://strangernn.livejournal.com/1104156.html#cutid1